Предмет: география 6 класс учащихся с ограниченными возможностями здоровья к учебнику
Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2019
Пояснительная записка по географии
для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа курса « География» в 6 классе составлена на основе
-
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
Цели и задачи обучения географии
Цели:
-
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
-
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
-
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
-
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
-
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
-
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
-
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
-
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
-
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
-
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Распределение учебного материала:
6 класс – «Начальный курс физической географии» - 70 часов, 2 часа в неделю.
Технологии обучения предмету:
-
проблемное обучение
-
дифференцированные задания
-
тестирование и программированные опросы
-
познавательные игры,
-
создание занимательных ситуаций
-
эвристические беседы
-
использование информационно-коммуникативных технологий по темам
самостоятельная работа
работа по простейшим алгоритмам
-
коллективный способ обучения
-
элементы технологии коммуникативного обучения
-
элементы технологии совместной продуктивной
-
деятельности
-
элементы технологии уровневой дифференциации
-
личностно ориентированная коллективная творческая деятельность
-
элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр
-
практические методы учения:
-упражнения
-наблюдения
-опыты
-исследовательская деятельность
-имитационные упражнения
-
объяснительно-иллюстративные
-
репродуктивные
-
методы проблемного обучения
-
частично-поисковые или эвристические методы
-
исследовательские методы
-
самостоятельная работа с литературой по предмету
-
ролевые игры
-
проведение предметных недель
-
уроки-экскурсии
-
коллективные творческие дела
-
акции по охране природы
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Изучение географического материала от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях. Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована на передачу «готовых знаний», их закрепление и неоднократное повторение, что позволит в дальнейшем лучше разбираться в окружающем мире и процессах происходящих в нем.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, немых рисунков, схем, кроссвордов, ребусов, и т.д. эти задания выполняются по ходу урока или как дополнение к домашнему заданию.
Учебно-тематическое планирование уроков географии
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов программа | Кол-во часов КТП | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии |
I. | Введение | 4 | 4 | Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением- – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе Экскурсия для выявления запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах |
II. | Ориентиро-вание на местности | 5 | 5 | Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования). Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и обоснованных направлениях. |
III. | Формы поверхности Земли | 4 | 4 | Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе. Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулканов разрезе. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. |
IV. | Вода на Земле | 10 | 10 | Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. |
V. | План и карта | 9 | 9 | Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. -
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. -
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. |
VI. | Земной шар | 14 | 14 | Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. .«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса. |
VII | Карта России | 20 | 22 | Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения. Путешествия по нашей стране (по карте). |
VIII. | Повторение | - | 2 | Итоговая контрольная работа. |
| Итого | 66 | 70 | |
Содержание тем учебного курса.
6 класс (68 часов + 2 часа на повторение)
Введение (4 часа)
Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.
(в том числе 1 час регионального компонента)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Региональный компонент. Географические сведения об Курской области и труде местного населения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).
Ориентирование на местности (5 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (технология).
Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕРАБОТЫ
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)
Формы поверхности Земли (4 часа)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (технология). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе
Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 часов)
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Вода в природе (природоведение). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (технология).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).
Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (9 часов)
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года (Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
-
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
-
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
Земной шар - (14 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса
Карта России (20 часов)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (железная руда). Полезные ископаемые Курского края.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.
Путешествия по нашей стране (по карте).
Требования к уровню подготовки учащихся.
(планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года)
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIIIвида).
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте;
Выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIIIвида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
Географическая номенклатура:
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя);
Свой край (Ульяновская область).
Формы контроля:
Тестирование, итоговые контрольные работы в конце учебного года
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Средства контроля:
Итоговая контрольная работа (6 класс – конец года).
1. Что изучает наука география? (Выбери правильный ответ)
это наука о растениях
это наука о природе Земли
это наука о животных
2. Назови основные цвета географической карты:
3. Назови основные формы земной поверхности:
4. Назови материки:
5.Распредели океаны по величине, начиная с большего:
Индийский океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
6. Назови крупнейшие реки Сибири:
7. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня
8. Как называется край, в котором мы живем?
Учебно-методические средства обучения:
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2019.
Атлас 6 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Воробьёва Т.Н. География 6 класс: поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 20
Календарно – тематическое планирование по учебнику география (адаптированная программа), авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
6 класса.
№п\п | Тема урока | | Дата план | Домаш. задание |
план | факт |
| Введение | 4 | | | |
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. П.р.№1. | 1 | | | Стр. 3-7 |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. П.р.№1 | 11 | | | Стр. 7-11 |
3 | Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. | 1 | | | Стр. 13-16 |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. | 1 | | | Оформить материалы экскурсии |
| Ориентирование на местности | 5 | | | |
5 | Горизонт. Линия горизонта.. | 1 | | | Стр. 18-19 |
6 | Стороны горизонта. П.р.№2. | 1 | | | Стр. 20-21 |
7 | Компас, правила пользования им. П.р.№3. | 1 | | | Стр. 22-24 |
8 | Ориентирование по местным признакам природы. П.р.№4. | 1 | | | Стр. 24-27 |
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. П.р.№5. | 1 | | | Стр. 24-27 |
| Формы поверхности Земли | 4 | | | |
10 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. П.р.№6. | 1 | | | Конспект |
11 | Овраги, их образование. П.р.№7. | 1 | | | Стр. 31-32 |
12 | Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулкана. П.р.№8. | 1 | | | Стр. 33-36 Рис.32 стр 33 |
13 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | | | |
| Вода на Земле | 10 | | | |
14 | Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | | | Стр. 39-42 |
15 | Родник, его образование. | 1 | | | Стр. 43-44 |
16 | Колодец. Водопровод. П.р.№9. | 1 | | | Стр. 45-47 |
17 | Река, её части. Горные и равнинные реки. П.р.№10. | 1 | | | Стр. 47-51 |
18 | Использование рек. | 1 | | | Стр. 51-53 |
19 | Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. П.р.№11. | 1 | | | Стр. 54- 56 |
20 | Болото, их осушение. | 1 | | | Стр. 57-59 |
21 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. | 1 | | | Стр. 60-63 |
22 | Острова и полуострова. П.р.№12. | 1 | | | Стр. 64-65 |
23 | Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | 1 | | | Стр. 66-67 |
| План и карта | 9 | | | |
24 | Рисунок и план предмета | 1 | | | Стр. 69-70 |
25 | Масштаб. | 1 | | | Стр. 72-74 |
26 | План класса. П.р.№13. | 1 | | | Стр. 74-75 |
27 | План школьного участка. П.р.№14. | 1 | | | Стр. 76-77 |
28 | Условные знаки плана местности. П.р.№15. | 1 | | | Стр. 78-80 Изготовление карт. с условн. знаками |
29 | План и географическая карта | 1 | | | Стр. 81-82 |
30 | Условные цвета физической карты. | 1 | | | Стр. 83-85 Рис. 76 |
| | 1 | | | |
31 | Условные знаки физической карты. П.р.№16. | | | | Стр. 86-87 |
32 | Физическая карта России. П.р.№17. | 1 | | | Стр. 88-89 |
| Земной шар | 14 | | | |
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | | | Стр. 91-93 |
34 | Планеты. | 1 | | | Стр. 94-95 |
35 | Земля – планета. П.р.№18. | 1 | | | Стр. 96 -97 |
36 | Освоение космоса. П.р.№19. | 1 | | | Стр. 97-99 |
37 | Глобус – модель Земного шара. П.р.№20. | 1 | | | Стр. 100-101 |
38 | Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | | Стр. 103-105 |
39 | Океаны на глобусе и карте полушарий. П.р.№21. | 1 | | | Стр. 106-108 |
40 | Материки на глобусе и карте полушарий. П.р.№22. | 1 | | | Стр. 109-111 |
41 | Первое кругосветное путешествие. П.р.№23. | 1 | | | Стр. 112-115 |
42 | Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | | | Стр. 116-118 |
43 | Понятие о климате, его отличие от погоды. | 1 | | | Стр. 119-121 |
44 | Пояса освещенности. П.р.№24. | 1 | | | Стр.122-125 |
45 | Природа тропического пояса. | 1 | | | Стр. 125-127 |
46 | Природа умеренных и полярных поясов. П.р.№25. | 1 | | | Стр. 128-129 |
| Карта России | 22 | | | |
47 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. | 1 | | | Стр. 132-137 Карта |
48 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | | | Стр. 138-139 |
49 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | | | Стр. 140-141 карта |
50 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | | Стр. 143-147 |
51 | Острова и полуострова России. | 1 | | | Стр. 148-151 |
52 | Работа с контурными картами. П.р.№26. | 1 | | | Карта |
53 | Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 11 | | | Стр. 152-153 |
54 | Работа с контурными картами. П.р.№27. | 1 | | | Карта |
55 | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | | | Стр. 155-157 |
56 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. П.р.№28. | 1 | | | Стр. 159-161 |
57 | Работа с контурной картой. П.р.№29. | 1 | | | Карта |
58 | Река Волга. | 1 | | | Стр. 162-164 |
59 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 1 | | | Стр. 166-167 |
60 -61 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 2 | | | Стр. 168-170 |
62 | Реки Лена и Амур. | 1 | | | Стр. 172-173 |
63 | Озера России. | 1 | | | Стр. 175-177 |
64 - 65 | Крупные города России. | 2 | | | тетрадь |
66 | Работа с контурными картами. Пр.№30. | 1 | | | Карта |
67 | Наш край на физической карте России. | 1 | | | Тетрадь рисунок |
68 | Обобщающее повторение по теме «Карта России». П.р.№31. | 1 | | | Подготовка к к/р |
69 - 70 | Обобщающее повторение. Итоговая контрольная работа. | 2 | | | |