Предмет: география 6 класс учащихся с ограниченными возможностями здоровья к учебнику
Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2019
Пояснительная записка по географии
для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа курса « География» в 6 классе составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
Цели и задачи обучения географии
Цели:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Распределение учебного материала:
6 класс – «Начальный курс физической географии» - 70 часов, 2 часа в неделю.
Технологии обучения предмету:
проблемное обучение
дифференцированные задания
тестирование и программированные опросы
познавательные игры,
создание занимательных ситуаций
эвристические беседы
использование информационно-коммуникативных технологий по темам
самостоятельная работа
работа по простейшим алгоритмам
коллективный способ обучения
элементы технологии коммуникативного обучения
элементы технологии совместной продуктивной
деятельности
элементы технологии уровневой дифференциации
личностно ориентированная коллективная творческая деятельность
элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр
практические методы учения:
-упражнения
-наблюдения
-опыты
-исследовательская деятельность
-имитационные упражнения
объяснительно-иллюстративные
репродуктивные
методы проблемного обучения
частично-поисковые или эвристические методы
исследовательские методы
самостоятельная работа с литературой по предмету
ролевые игры
проведение предметных недель
уроки-экскурсии
коллективные творческие дела
акции по охране природы
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Изучение географического материала от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях. Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована на передачу «готовых знаний», их закрепление и неоднократное повторение, что позволит в дальнейшем лучше разбираться в окружающем мире и процессах происходящих в нем.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, немых рисунков, схем, кроссвордов, ребусов, и т.д. эти задания выполняются по ходу урока или как дополнение к домашнему заданию.
Учебно-тематическое планирование уроков географии
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов программа | Кол-во часов КТП | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии |
I. | Введение | 4 | 4 | Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением- – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе Экскурсия для выявления запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах |
II. | Ориентиро-вание на местности | 5 | 5 | Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования). Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и обоснованных направлениях. |
III. | Формы поверхности Земли | 4 | 4 | Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе. Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулканов разрезе. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. |
IV. | Вода на Земле | 10 | 10 | Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. |
V. | План и карта | 9 | 9 | Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников). Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. |
VI. | Земной шар | 14 | 14 | Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. .«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса. |
VII | Карта России | 20 | 22 | Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения. Путешествия по нашей стране (по карте). |
VIII. | Повторение | - | 2 | Итоговая контрольная работа. |
| Итого | 66 | 70 | |
Содержание тем учебного курса.
6 класс (68 часов + 2 часа на повторение)
Введение (4 часа)
Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.
(в том числе 1 час регионального компонента)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Региональный компонент. Географические сведения об Курской области и труде местного населения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).
Ориентирование на местности (5 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (технология).
Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕРАБОТЫ
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)
Формы поверхности Земли (4 часа)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (технология). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе
Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 часов)
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Вода в природе (природоведение). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (технология).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).
Правописание трудных слов (русский язык).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (9 часов)
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года (Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
Земной шар - (14 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса
Карта России (20 часов)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (железная руда). Полезные ископаемые Курского края.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.
Путешествия по нашей стране (по карте).
Требования к уровню подготовки учащихся.
(планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года)
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIIIвида).
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте;
Выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIIIвида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
Географическая номенклатура:
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя);
Свой край (Ульяновская область).
Формы контроля:
Тестирование, итоговые контрольные работы в конце учебного года
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Средства контроля:
Итоговая контрольная работа (6 класс – конец года).
1. Что изучает наука география? (Выбери правильный ответ)
это наука о растениях
это наука о природе Земли
это наука о животных
2. Назови основные цвета географической карты:
3. Назови основные формы земной поверхности:
4. Назови материки:
5.Распредели океаны по величине, начиная с большего:
Индийский океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
6. Назови крупнейшие реки Сибири:
7. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня
8. Как называется край, в котором мы живем?
Учебно-методические средства обучения:
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2019.
Атлас 6 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Воробьёва Т.Н. География 6 класс: поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 20
Календарно – тематическое планирование по учебнику география (адаптированная программа), авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
6 класса.
№п\п | Тема урока | | Дата план | Домаш. задание |
план | факт |
| Введение | 4 | | | |
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. П.р.№1. | 1 | | | Стр. 3-7 |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. П.р.№1 | 11 | | | Стр. 7-11 |
3 | Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. | 1 | | | Стр. 13-16 |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. | 1 | | | Оформить материалы экскурсии |
| Ориентирование на местности | 5 | | | |
5 | Горизонт. Линия горизонта.. | 1 | | | Стр. 18-19 |
6 | Стороны горизонта. П.р.№2. | 1 | | | Стр. 20-21 |
7 | Компас, правила пользования им. П.р.№3. | 1 | | | Стр. 22-24 |
8 | Ориентирование по местным признакам природы. П.р.№4. | 1 | | | Стр. 24-27 |
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. П.р.№5. | 1 | | | Стр. 24-27 |
| Формы поверхности Земли | 4 | | | |
10 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы. П.р.№6. | 1 | | | Конспект |
11 | Овраги, их образование. П.р.№7. | 1 | | | Стр. 31-32 |
12 | Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулкана. П.р.№8. | 1 | | | Стр. 33-36 Рис.32 стр 33 |
13 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | | | |
| Вода на Земле | 10 | | | |
14 | Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | | | Стр. 39-42 |
15 | Родник, его образование. | 1 | | | Стр. 43-44 |
16 | Колодец. Водопровод. П.р.№9. | 1 | | | Стр. 45-47 |
17 | Река, её части. Горные и равнинные реки. П.р.№10. | 1 | | | Стр. 47-51 |
18 | Использование рек. | 1 | | | Стр. 51-53 |
19 | Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. П.р.№11. | 1 | | | Стр. 54- 56 |
20 | Болото, их осушение. | 1 | | | Стр. 57-59 |
21 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. | 1 | | | Стр. 60-63 |
22 | Острова и полуострова. П.р.№12. | 1 | | | Стр. 64-65 |
23 | Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | 1 | | | Стр. 66-67 |
| План и карта | 9 | | | |
24 | Рисунок и план предмета | 1 | | | Стр. 69-70 |
25 | Масштаб. | 1 | | | Стр. 72-74 |
26 | План класса. П.р.№13. | 1 | | | Стр. 74-75 |
27 | План школьного участка. П.р.№14. | 1 | | | Стр. 76-77 |
28 | Условные знаки плана местности. П.р.№15. | 1 | | | Стр. 78-80 Изготовление карт. с условн. знаками |
29 | План и географическая карта | 1 | | | Стр. 81-82 |
30 | Условные цвета физической карты. | 1 | | | Стр. 83-85 Рис. 76 |
| | 1 | | | |
31 | Условные знаки физической карты. П.р.№16. | | | | Стр. 86-87 |
32 | Физическая карта России. П.р.№17. | 1 | | | Стр. 88-89 |
| Земной шар | 14 | | | |
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | | | Стр. 91-93 |
34 | Планеты. | 1 | | | Стр. 94-95 |
35 | Земля – планета. П.р.№18. | 1 | | | Стр. 96 -97 |
36 | Освоение космоса. П.р.№19. | 1 | | | Стр. 97-99 |
37 | Глобус – модель Земного шара. П.р.№20. | 1 | | | Стр. 100-101 |
38 | Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | | Стр. 103-105 |
39 | Океаны на глобусе и карте полушарий. П.р.№21. | 1 | | | Стр. 106-108 |
40 | Материки на глобусе и карте полушарий. П.р.№22. | 1 | | | Стр. 109-111 |
41 | Первое кругосветное путешествие. П.р.№23. | 1 | | | Стр. 112-115 |
42 | Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | | | Стр. 116-118 |
43 | Понятие о климате, его отличие от погоды. | 1 | | | Стр. 119-121 |
44 | Пояса освещенности. П.р.№24. | 1 | | | Стр.122-125 |
45 | Природа тропического пояса. | 1 | | | Стр. 125-127 |
46 | Природа умеренных и полярных поясов. П.р.№25. | 1 | | | Стр. 128-129 |
| Карта России | 22 | | | |
47 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. | 1 | | | Стр. 132-137 Карта |
48 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | | | Стр. 138-139 |
49 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | | | Стр. 140-141 карта |
50 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | | Стр. 143-147 |
51 | Острова и полуострова России. | 1 | | | Стр. 148-151 |
52 | Работа с контурными картами. П.р.№26. | 1 | | | Карта |
53 | Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 11 | | | Стр. 152-153 |
54 | Работа с контурными картами. П.р.№27. | 1 | | | Карта |
55 | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | | | Стр. 155-157 |
56 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. П.р.№28. | 1 | | | Стр. 159-161 |
57 | Работа с контурной картой. П.р.№29. | 1 | | | Карта |
58 | Река Волга. | 1 | | | Стр. 162-164 |
59 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 1 | | | Стр. 166-167 |
60 -61 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 2 | | | Стр. 168-170 |
62 | Реки Лена и Амур. | 1 | | | Стр. 172-173 |
63 | Озера России. | 1 | | | Стр. 175-177 |
64 - 65 | Крупные города России. | 2 | | | тетрадь |
66 | Работа с контурными картами. Пр.№30. | 1 | | | Карта |
67 | Наш край на физической карте России. | 1 | | | Тетрадь рисунок |
68 | Обобщающее повторение по теме «Карта России». П.р.№31. | 1 | | | Подготовка к к/р |
69 - 70 | Обобщающее повторение. Итоговая контрольная работа. | 2 | | | |