Методическая разработка урока по географии по теме
«Географы-путешественники”
с применением проектной технологии
5 класс
Шадрунова Т.В,
учитель МАОУ Редькинской ОШ
Городского округа г. Бор
Данная методическая разработка предлагает проведение урока по географии в 5 классе по теме «Географы-путешественники» с применением проектной технологии.
Цель:
- на основе работе с дополнительным материалом провести исследовательскую работу по выявлению вклада географа-путешественника в открытие новых земель.
- оформить работу в виде доклада (домашнее задание), а результат представить в виде устного выступления на уроке (продолжительность выступления не более 2 минут)
Результаты:
1. Личностные результаты: развитие креативности, умение выполнять творческие задания, положительное отношение к процессу познания.
2. Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: умение формулировать учебную задачу, самоконтроль и самокоррекция, способность к самооценке и рефлексии;
познавательные УУД: умение осознанно строить высказывание по теме в устной форме, составить выступление по данной теме;
коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности |
1. Организационный Приветствие | Приветствие: |
2. Повторение ранее полученных знаний | Проверка ДЗ – вопрос 4 стр.15 Путешествен-ник | Годы путешествия | Основной вклад | Чем интересен лично вам | Ф.Дрейк | 1577-1580гг | 2 кругосветное путешествие | Ему даровали титул рыцаря | В.Баренц | 1594-1597гг | Изучение северных морей | Море было названо в его честь: Баренцево | А.Тасман | 1642-1644гг | Острова Тасмания, Новая Зеландия, Фиджи | Он практически открыл новый материк Австралия | Р.Пири | 1909г | Северный полюс | Это требовало выносливости, смекалки и научных исследований | Р.Амудсен | 1911г | Южный полюс | |
3. Целеполагание, мотивация 4. Актуализация знаний по теме | Обсуждение ситуации, порождающей проблему урока на сегодня: Учитель прикрепляет на доску фотографии известных географов-путешественников (также можно использовать фото, которые есть в кабинете географии) Определяем проблему урока: Географы-путешественники внесли большой вклад в развитие общества и нам необходимо с этим познакомиться. Что мы сейчас будем делать? Каждый из вас приготовил доклад про географа-путешественника. По очереди мы выходим к доске, прикрепляем свою работу при помощи магнитов и рассказываем о вкладе этого географа. Обучающиеся слушают и могут задавать вопросы. В конце рассказа необходимо высказать свое мнение, чем мне запомнился этот путешественник. |
5. Закрепление умений и навыков | Повторить пройденный материал и закрепить в творческой работе. Обучающиеся подходят к доске и к фамилии географа-путешественника прикрепляют его вклад в развитие науки. |
6. Рефлексия | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке Учитель мобилизует обучающихся на умение оценивать результаты своей деятельности. а) написать фамилии географов-путешественников, которые ты сегодня запомнил б) Подведение итогов урока. |
9. Домашнее задание | Составить кроссворд (12-15 слов) из фамилий известных географов-путешественников |
Исследовательская работа по географии «Географы-путешественники. Д. Кук»
Ученик 5 класса Вальтер Дмитрия
Проверила: Шадрунова Т.В.
Цель: определить вклад Д. Кука в открытии новых земель.
«Морская» часть жизни началась у сына батрака Джеймса Кука (1728–1779) в тот момент, когда он поступил юнгой на корабль, перевозящий уголь. Получив со временем некоторый опыт и предложения работы, он не захотел больше плавать на торговых судах, а вместо этого записался матросом в Королевский флот.
В поисках Южной земли: три экспедиции и вся жизнь
Когда английское Адмиралтейство приняло решение об экспедиции в Тихий океан, Кук был уже хорошим опытным моряком, испытанным в военных кампаниях и прекрасно зарекомендовавшим себя в составлении карт. Корабль под командованием капитана Кука «Индевор» в 1768 году вышел из Плимута. Экспедиция под началом Джеймса Кука: в ее планы входили астрономические наблюдения за положением планеты Венеры, но негласно длительное путешествие подразумевало открытие «крайней южной земли», о возможности существования которой говорили уже давно.
Первое путешествие Д. Кука (1768–1771) «Индевор», корабль военно-морских сил Англии, был достаточно прочным и приспособленным для длительного путешествия. Кук, выйдя из Англии, пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и направился к Таити. При плавании капитан пытался отклониться к югу как можно больше, чтобы, возможно, увидеть хоть край искомой «южной земли», но этого не случилось (в то время самой крайней южной частью суши была Австралия, называемая тогда Новой Голландией). Самой южной землей, встреченной на пути экспедиции, были острова архипелага Новая Зеландия. Именно они считались возможной частью «неведомой южной земли», которую мечтали найти практически все мореплаватели. Но Кук обошел их на своем корабле, подтвердив, что это всего лишь острова, а не материк. В результате экспедиция произвела топографическую съемку островов Новой Зеландии, разделенных проливом, носящим теперь имя Кука, пересекла Тасманово море и отправилась вдоль берегов Австралии на север.В отличие от своих предшественников Кук решил пройти у самого восточного побережья Австралии на север, постоянно наблюдая с востока полосу опасных рифов. Это было одно из чудес природы – Большой барьерный риф, простирающийся вдоль восточных берегов континента.
Второе Кругосветное плавание Кука (1772–1775) На этот раз Кук стал капитаном флотилии из двух кораблей «Резольюшн» и «Эдвенчер». Во время этого плавания Кук отправился еще южнее и пересек все океаны (это было настоящим кругосветным путешествием) выше 40-х широт, про которые ходили недобрые истории. В обоих полушариях эти места называли «ревущие сороковые», подразумевая жестокие шторма, обрушивающиеся на корабли. Мало того, Кук дважды пересек широту Южного полярного круга. Кстати, Кук это сделал впервые в истории человечества, никто еще до него не подплывал к Южному полюсу так близко.
Третье плавание Кука (1776–1780)
Отправиться в свое последнее мореплавание Куку пришлось на уже знакомом ему «Резолюшн». Второй корабль его флотилии назывался «Дискавери». На этот раз в намерения Англии входило завладеть любой землей, встреченной экспедицией на пути. Путь этот лежал на сей раз гораздо севернее: Куку и его кораблям следовало включиться в поиски Северо-западного прохода, то есть найти путь из Тихого океана в Атлантический. Действительно, Кук побывал практически везде в Тихом океане: его путь на этот раз был направлен на север, вдоль побережья Америки, к Алеутским островам и Берингову проливу.Узнав от встреченного в пути русского мореплавателя Г. Измайлова, что на Камчатке недостаточно продовольствия и оно дорого, а кроме того, не желая долгое время оставаться так далеко к северу, Кук решился на возвращение на Гавайи, где хотел остановиться надолго.
Но случилось так, что Кук остался на Гавайях навсегда. В конце октября 1779 года в случайной стычке с прежде дружелюбными островитянами капитан Джеймс Кук был убит. Ему было всего 50 лет. Тело Кука были предано морю. Люди Кука были вынуждены бежать с острова и достигли дома лишь спустя год.
Вклад в географию
Кук первым подошел достаточно близко к Антарктиде, но не увидел ее. Многократно пересек и Южный и Северный полярные круги. Открыл Большой Барьерный риф. Открыл острова Новой Зеландии и проход между ними. Открыл Гавайские острова. Нанес на карту многочисленные острова и побережья, в том числе и побережье Аляски. Дважды за свою жизнь совершил кругосветные путешествия.
Я запомнил этого географа-путешественника, потому что он прошел трудный путь и смог достичь своей цели, хотя был беден. Его имя навсегда останется в памяти людей.
Иследовательская работа по географии
«Географы-путешественники. Христофор Колумб»
Ученица 5 класса Осипова П.
Проверила: Шадрунова Т.В.
Цель: определить вклад Х. Колумба в открытии новых земель мира
Однажды Христофор Колумб произнес сакраментальную фразу: «Мир тесен», которая и стала, по сути, лейтмотивом всей его жизни. Чуть больше, чем за 50 лет жизни этот величайший мореплаватель сумел сделать столько открытий и принести несметные богатства для всей Европы, сколько невозможно сделать и за несколько столетий. Всего за свою жизнь Колумбу удалось совершить четыре плаванья к берегам Америки.
Первая экспедиция Христофора Колумба
Свое первое морское путешествие Колумб совершил в 1492-1493 годах. Так, три судна под названиями «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта», общий экипаж которых составлял 90 человек, отправились в плаванье в 1492 году, 3 августа, из порта в Палосе. Маршрут был проложен следующим образом: после Канарских островов экспедиция отправилась на запад через Атлантический океан, вследствие чего было открыто Саргассово море, а затем высадилась на одном из островов, принадлежащих Багамскому архипелагу. Колумб окрестил его Сан-Сальвадором, а произошло это 12 октября в 1492 году, что и считается официальной датой открытия Америки.
С 14 по 24 октября того же года Колумб исследовал и другие Багамские острова, а вот с 28 октября по 5 декабря им были открыты территории северо-востока кубинского побережья. 6 декабря ознаменовалось высадкой на остров Гаити, после чего экспедиция проследовала вдоль северного побережья.
15 марта 1493 года «Нинья», экипаж которой возглавлял Колумб, и «Пинта» возвращаются в Кастилию. Мореплаватель привозит с собой трофеи, среди которых туземцы, которых европейцы прозвали индейцами, золото, незнакомую растительность, овощи и фрукты, оперенье некоторых птиц.
Вторая экспедиция
Вторая экспедиция проходила дольше первой — с 25 сентября 1493 г. по 11 июня 1496 г., а стартовала она из Кадиса. В этот раз во флотилию вошло 17 кораблей, а их экипаж, по разным сведениям, насчитывал от 1,5 до 2,5 тысячи человек, в число которых вошли и колонисты, решившие испытать судьбу на открытых землях. Помимо, собственно, людей, на судна нагрузили домашним скотом, семенами и саженцами, орудиями труда – всем, что было необходимо для создания общественного поселения. За время этой экспедиции колонистами была покорена Эспаньола, заложен город Санто-Доминго. Путешествие ознаменовалось открытием Виргинских и Малых Антильских островов, Пуэрто-Рико и Ямайки, кроме того, экспедиция продолжила исследовать Кубу. Что примечательно, Колумб продолжал быть уверенным в том, что исследует западную Индию, но никак не территории нового континента.
Третье плаванье
Третья экспедиция стартовала 30 мая в 1498 году. На этот раз она состояла из 6 кораблей, на которых было 300 членов экипажа. Ознаменовалась она открытием острова Тринидад, исследованием дельты Ориноко и еще несколькими землями. 20 августа 1499 года Христофор Колумб вернулся в Эспаньолу, в которой дела шли из рук вон плохо. Что примечательно, в 1498 году Васко де Гамой была открыта настоящая Индия, откуда он возвратился с неопровержимым доказательством – пряностями, а Колумб был объявлен обманщиком. Так, в 1499 году у Колумба отняли монопольное право на открытие новых территорий, его самого арестовали и доставили в Кастилию. От заточения его спасло только покровительство крупных финансистов, которые имели влияние на королевскую чету.
Четвертое, и последнее, плаванье Колумба
Последняя экспедиция была предпринята 9 мая 1502 года. На этот раз путешественник занимался исследованием материковой части Центральной Америки, а именно: Гондураса, Панамы, Коста-Рики и Никарагуа. Кстати, эта экспедиция ознаменовалась первым знакомством с племенем майя. Целью этого плаванья был поиск Южного моря, то есть, Тихого океана, однако попытки не увенчались успехом, и Колумбу пришлось вернуться в Кастилию в октябре 1504 года.
В целом же, значение экспедиций Колумба невозможно переоценить, однако его современники весьма халатно к ним отнеслись, осознав их ценность лишь после полувека после смерти мореплаватели, когда суда стали привозить огромное количество золота и серебра из Перу и Мексики. Для справки, на снаряжение первого плаванья королевской казной, при пересчете, было потрачено всего-то 10 кг золота, а вот получила она в разы больше – 3 млн. килограмм заветного желтого металла.
Я запомнила Х. Колумба, потому что благодаря ему на нашем континенте появились картофель и помидоры. Его всегда будут считать первооткрывателем Америки.
3