СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геологическая история формирования рельефа Земли. Платформы и пояса складчатости.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить, расширить и систематизировать знания учащихся про строение литосферы и земной коры; продолжить формирование умения работать с тематическими картами атласа с целью установления и объяснения главных географических закономерностей.

Просмотр содержимого документа
«Геологическая история формирования рельефа Земли. Платформы и пояса складчатости.»

Урок 5

Тема: Геологическая история формирования рельефа Земли. Платформы и пояса складчатости. Практическая работа 2. «Анализ тектонической, геологической и физической карт: определение связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа».

Цель: повторить, расширить и систематизировать знания учащихся про строение литосферы и земной коры; продолжить формирование умения работать с тематическими картами атласа с целью установления и объяснения главных географических закономерностей.

Оборудование: физическая карта мира, тектоническая карта мира, учебники.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блицопрос.

1) Какие части выделяют во внутреннем строении Земли? Что такое литосфера?

2) Что такое земная кора? Какова средняя толщина земной коры?

3) Из каких слоев состоит земная кора?

4) В чем заключаются различия между материковой и океанической земной корой?

5) Что называют литосферных плит?

6) Какие виды движения литосферных плит вам известны?

  Мини-конкурс «Определи понятия»

а) литосфера; б) земная кора; в) мантия; г) ядро; д) платформа; е) литосферные плиты.

III. Мотивация учебной деятельности.

На предыдущем уроке вы вспомнили географические последствия движений Земли в космическом пространстве, познакомились с понятиями «местный» и «поясной» время, научились определять местный и поясное время в разных точках нашей планеты. Сегодня мы «заглянем» в земные глубины. Недра Земли - загадочный и еще более недоступной мир, чем космическое пространство, что нас окружает. Ученые пытаются раскрыть тайны, которые кроются в глубинах Земли, но пока их непосредственному наблюдению доступен только верхний слой нашей планеты. Наиболее глубокая шахта достигает примерно 4 км, а скважина - почти 13 км. Для чего же людям нужно узнать о внутреннем строении Земли? Ответ на этот вопрос сможет окончательно прояснить происхождение многих процессов, происходящих на поверхности Земли, в том числе и землетрясений, вулканизма, формирование рельефа и т. Но несмотря на недоступность земных глубин, ученые сделали немало открытий. Вспомним некоторые из них и попытаемся сделать собственные предположения.

IV. Изучение нового материала.

1. Неоднородность земной коры.

Земная кора имеет разную мощность, которая колеблется от 6 км (под океанами) до 70 км (под горными системами). На равнинах она составляет не менее 25-40 км. Различают два основных типа земной коры: материковую и океаническую. Первая свойственна материкам (включая их подводные окраины), вторая - океаническим котловинам. Материковая земная кора состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Океаническая земная кора имеет два слоя. Сверху залегает маломощный (около 1 км) слой рыхлых морских осадков. Под ним расположен базальтовый слой (условное название). Гранитного слоя между осадочным и базальтовым слоями, в отличие от материковой коры, в океанической земной коре нет. Таким образом, океаническая земная кора и по составу, и по мощности, а также по возрасту (она не старше 160-190 млн лет) существенно отличается от материковой. Между континентальным и океаническим типами земной коры существуют еще переходные, характерные для окраинных и внутренних морей и крупных островных дуг, а также срединно-океанических хребтов.

2. Плиты литосферы.

- В чем суть теории А. Вегенера о дрейфе материков?

Согласно теории движения литосферных плит, земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитной оболочкой планеты. Она разбита глубинными разломами на крупные блоки толщиной от 60 до 100 км, которые называют литосферных плит. Плиты медленно (2-5 см в год) перемещаются по астеносфере. Ученые считают, что причиной движения литосферных плит является перемещение в верхней мантии веществ, которые накапливаются в глубинах Земли. Это перемещение вызвано гигантскими потоками энергии.

Со временем плиты расходятся в разные стороны, проскальзывают одна мимо одной или сталкиваются. На границах литосферных плит возникают срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, трещины, происходят процессы горообразования.

Пограничные участки между литосферных плит является наиболее беспокойными на нашей планете. Их называют поясами складчатости, или сейсмическими поясами.

Именно с этим связана активность большинства действующих вулканов и большая часть землетрясений.

3. Формирование рельефа земной поверхности.

- Что такое рельеф? Какие силы участвуют в формировании рельефа?

- Какая взаимосвязь существует между основными формами рельефа и строением земной коры?

В 6 классе вы узнали о том, что рельеф Земли формируется в результате одновременного воздействия на него внутренних и внешних геологических процессов. Внутренние процессы проявлением действия внутренних сил Земли. Внешние процессы происходят на земной поверхности или на небольшой глубине под воздействием солнечной энергии, ветра, воды, живых организмов.

Крупнейшими структурными элементами земной коры является выступления материков и впадины океанов. Материкам соответствует материковая земная кора, океанам - океаническая. Основу материков составляют древние (докембрийские) и более молодые (палеозойские) платформы - большие, относительно устойчивые участки земной коры, активные горообразовательные процессы в которых происходили в далекие геологические эпохи. Платформы образовались на месте складчатых гор в подвижных участками литосферы. Впоследствии под действием внешних процессов горы были разрушены, местность выровнялась и опустилась до уровня моря, где долгое время накапливались осадки. От высоких горных массивов или отдельных вулканов почти не осталось и следа. В рамках материков и океанов различают две основные формы рельефа: горы и равнины. Горы занимают не менее 40% суши земного шара, равнины - не менее 60%.

- Вспомните, какие формы рельефа называют горами, а какие - равнинами.

- Как различаются равнины по абсолютной высоте? Внешним видом? Происхождением?

- На какие группы делятся горы по высоте? По происхождению? По строению?

- Назовите основные периоды горообразования. Горы, которой эпохи горообразования считаются молодыми?

Горы и равнины как основные формы рельефа на суше созданы внутренними процессами. Физические и тектонические карты мира позволяют сделать вывод о том, что горы в основном соответствуют подвижным складчатым поясам разного возраста, равнины - старым и молодым платформам. Внешние процессы формируют мелкие, как правило, недолговечны формы рельефа, которые накладываются на большие, предоставляя им своеобразного внешнего вида.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа 2.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!