6 класс.
Тема урока: Внутренние процессы, которые обусловливают изменения земной коры. Движение земной коры. Землетрясения. Сейсмические пояса Земли.
Практическая работа Обозначить и подписать сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, Атлантический.
Обучающая цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о литосфере методом изучения видов движения земной коры.
Развивающая цель: раскрыть причину движения литосферных плит и выявить последствия эти движений.
Воспитывающая цель: воспитывать интерес к явлениям природы.
Закрепить навыки работы на контурной карте.
По карте определить районы распространения землетрясений; научиться работать с картой литосферных плит; сформировать идею о том, что земная кора постоянно развивается.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, учебник, контурные карты.
Ход урока
Организационный момент.
Пароль урока.
Проверка домашнего задания.
Тестовые задания.
1. О происхождении материков и океанов существует:
а) одна гипотеза, б) две гипотезы, в) 0,
2. Гипотезу мобилизма в 1912 году обосновал в книге «Происхождение материков и океанов»
а) Фернан Магеллан, б) Джеймс Кук, в) Альфред Вегенер.
3. 200 млн. тому назад был единственный материк:
а) Пангея, б) Лавразия, в) Африка.
4. 200 млн. тому назад Пангея раскололась на:
а) Лавразию и Гондвану,
б) Евразию и Лавразию.
5. Составить соотношения:
А – Гондвана 1. Африка, 2 – Евразия, 3 – Австралия, 4 – Антарктида,
Б – Лавразия 5 – Северная Америка, 6 - Южная Америка.
6. Земля как планета существует:
а) 1 млрд. лет, б) 5 млрд. лет, в) 10 млрд. лет.
7. Историю геологического развития Земли условно делят на:
а) годы, б) эры, в) месяцы.
8. Назовите древнюю эру:
а) мезозойская, б) кайнозойская, в) архейская.
9. Ознакомиться с этапом формирования Земли можно
а) по земному календарю, б) по геохронологической таблице.
10.Название Геохронологическая таблица происходит от греческих слов
а) «Гео – земля и хронос – время», б) «Гео – Земля и хронос - история».
11. В какой эре и в каком периоде мы живем?
Оцениваем и выставляем оценки методом взаимопроверки.
Мотивация учебной и познавательной деятельности
Много явлений природы могут казаться загадочными и необыкновенными. Вдруг земля приходит в движение и разрушает все, что на поверхности, из под земли бьёт фонтан.
Но всё это можно объяснить. Как? Выучить процессы, которые происходят внутри Земли. Сегодня наша задача на уроке – изучить внутренние процессы, которые изменяют земную кору.
Изучение новой темы
- Что такое литосфера?
-Какое давление и температура внутри мантии?
Высокая температура и давление являются причиной внутренних процессов, происходящих в литосфере.
Наблюдаются такие явления как перемещение отдельных участков литосферных плит.
Движение литосферных плит.
Практическая работа № 7
По карте атласа «Литосферные плиты» перечислить литосферные плиты.
Между плитами глубокие трещины – рифты.
? Назвать типы земной коры.
Движение литосферных плит с одинаковой земной корой – материковой
Образуются горы.
Вековые горизонтальные движения литосферных плит называются - складкообразующими.
Пример – горы Карпаты, Гималаи.
В районах столкновения разных литосферных плит – образуются глубоководные желоба и вулканические острова: Марианский жёлоб.
В районах раздвижения литосферных плит – образуются ложбины глубина до 1000м.
Медленные вертикальные движения.
Пример: Скандинавский полуостров, Греческий город Херсонес в Крыму.
Малоподвижные участки - платформы, им соответствуют равнины.
Подвижные участки з. к. – области складчатости соответсвуют горным системам материков и дну океанов.
Катастрофические явления в литосфере.
Причина – внезапные разрывы и смещение пластов в глубине з. к. и даже верхних слоях мантии. Энергия распространяется сейсмическими волнами (греч. « сейсмос» - землетрясение).
Работа по учебнику стр. 59, рис.28.
Регистрируют землетрясения приборы сейсмографы.
Работа с таблицей 5 стр. 60. Шкала силы землетрясения.
Землетрясения зарождаются в зоне столкновения литосферных плит в период складкообразования. Эти области называются сейсмические пояса.
Практическая работа№7.
Обозначить и подписать сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, Атлантический.
Примеры последствий землетрясений, цунами.
Предсказывание землетрясений и меры предосторожности (антисейсмический способ постройки домов).
Землетрясения в Крыму.
Вывод. Все виды движения литосферы вызывают изменение рельефа поверхности Земли.
Задание на дом. Параграф 12. Стр. 59 – 61. Ответить на вопросы стр. 64. Сообщения с места события землетрясения.
Закрепление. Приём Светофор
Литосфера – это сплошная оболочка.
НЕТ
Литосфера состоит из 7 литосферных плит
ДА
В случае столкновения материковых литосферных плит образуются горы
ДА
Горы Гималаи – образовались в результате расхождения литосферных плит
НЕТ
Землетрясения – результат медленных вековых движений литосферных плит.
НЕТ
Гипоцентр (очаг ) землетрясения находится на поверхности.
НЕТ
Цунами – это прибор, который фиксирует силу землетрясения.
НЕТ
Все виды движения земной коры вызывают изменения рельефа на поверхности.
ДА
Итог урока.
Метод Микрофон.
Что изучали на уроке?
Что узнал новое на уроке?
Что удивило?
Вам урок понравился? Почему?