СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока к параграфу 22
Предмет |
География |
|
||||||||
Класс |
5 |
|
||||||||
УМК |
А.И.Алексеев «Просвящение» Москва |
|
||||||||
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
|
||||||||
Тема урока |
Движение земной коры |
|
||||||||
Цель урока |
Организовать работу по формированию первичных представлений о движениях земной коры через совместную коллективную деятельность. |
|
||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) |
Личностные результаты Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы « Движение земной коры», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе. Предметные результаты -1.Раскрыть содержание понятий грабен, горст. 2. Расширить знания о внутреннем строении земли.3. Выявить особенности вертикального и горизонтального движения земной коры, последствия их движения, землетрясения. Метапредметные результаты - Осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока |
|
||||||||
Методы обучения |
Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность. |
|
||||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Коллективная, индивидуальная.
|
|
||||||||
Средства обучения |
Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор, презентация. |
|
||||||||
|
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||
|
Осущест-вляемые учебные действия |
Формиру-емые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Форми-руемые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Форми-руемые способы действий |
||||
|
1. Организационный момент. |
Входит в класс и приветствует учащихся |
Отвечают на приветствие учителя |
Выделение существенной информации из слов учителя |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Мо билизуют силу и энергию, прогнозируют результат |
Умение настраиваться на занятие |
||
|
2. Постановка цели и задач урока Объявляет тему урока и раскрывает обучающие темы. Способствует акцентированию внимания на основных моментах изучаемого материала. |
Помогает определить тему урока. Посмотрите на слайд( 2 ). Что вы видите? (Поверхность земли) Почему поверхность земли разная?(Движение земной коры) Слайде ( 3) Объясните, какое движение земли вы видите? Слайд (4 и 5)Просмотр видеофрагмент. В результате движения (смещения или растяжения)земной коры происходит смещение слоев земной коры Слайд (6) Просмотр слайдов (7-11) Назовите географический процесс, который в нем показан. Предположите тему нашего урока. Подводит учащихся к постановке учебной цели и задач урока Можете ли вы ответить на вопросы: Почему земная поверхность никогда не выбывает ровной ? В чем причина разнообразия форм земной поверхности? Почему происходят землетрясения?Если не можете, подумайте почему ? На какие еще вы хотите получить вопросы ответы Слайд (12) Раскрытие понятий: эпицентр и очаг. Слайд(13) Баллы измерения силы землетрясений. Слайд (14) ознакомление с картой распространения сейсмических поясов земли. Рассмотрите слайд( 15) Правила поведения людей во время землетрясений |
Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя
Предполагают последствия землетрясений, знакомятся со шкалой Рихтера. И правилами поведения во время землетрясений. |
Выделение существенной информации из слов учителя |
Взаимодействуют с учителем |
Построение понятных для собеседникавысказываний, суждений. |
Контроль правильных ответов учащихся |
Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучащихся |
||
|
3. Актуализация знаний Дает задание обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. |
1.Предлагает выполнить задание Слайды (16)
2.Работа с контурной картой. Выясняет, какими знаниями владеют школьники по теме урока |
Работают с текстом учебника. Выполняют задания Взаимопроверка по ответам . Рассказывают о том, что им известно по теме . Отвечают на вопросы учителя |
Компетенция обучающихся в области первичных сведений о движении земли Оценивание ответов и их корректи- ровка Умение правильно давать ответы. |
Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. |
Слушают учителя и сверстниковРазвивают логическое мышление. |
Развитие регуляции учебной деятельности |
Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения. |
||
|
4. Первичное усвоение новых знаний
|
Работа с учебником. Прочитайте о причинах изменения поверхности Земли, составьте в тетради схему «Движения земной коры», перечислите формы земной поверхности, объясните, чем они отличаются? Следит за самостоятельностью выполнения, слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. Работа с атласом и контурными картами Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы Какое опасное явление происходит при быстром движении земной коры?
Работа в микрогруппах (по парам)-составление рассказа - объяснения образования горста и грабена по рисунку в учебнике Найдите определение понятия «землетрясения» в параграфе и ответьте на вопросы Как называется наука, изучающая это явление? Какие существуют приборы, помогающие человеку в определении землетрясения? Выпишите определение понятий «очаг и эпицентр землетрясения» в тетрадь .
Проследите по карте « Вулканы и землетрясения» в каких районах земли они происходят наиболее часто. . |
Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать рельеф земли, участвовать в обсуждении причин землетрясений.
Работа с учебником . Поиск информации для ответов на вопросы . Отвечают на вопросы учителя.
Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Работают в парах .Дают определения понятий и сравнивают их с определениями в учебнике , устраняют неточности и дополняют Работа в микрогруппах с контурными картами. Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Отвечают на вопросы
Учащиеся высказывают свои предположения
Выписывают определения.
Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя Определяют сейсмические пояса Земли. Работа с атласом . |
Работа с текстом учебника и его структурирование в схему (причины движения Земли), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков
Уметь – работать с картами атласа и контурными картами
Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе
|
Мобилизуют все знания, умения и навыки на решение поставленной задачи. Обсуждают выводы. |
Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывая мнение других |
По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе составления схемы осуществляют самоконтроль понимания содержания Самоконтроль за действиями
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.
Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других
|
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную |
||
|
5. Первичная проверка понимания |
1.Предлагает Игру – географический диктант «Найди ошибку» слайд (17) Взаимопроверка Слайд (18) 2.Задание Предлагает выполнить задание 1.Австралия и Южная Америка удаляются друг от друга со скоростью 3см в год. Подсчитайте на сколько км они отдвинутся через 100 лет. В) подсчитайте какую высоту могли бы приобрести горы через 100 тыс. лет, если бы они не разрушались, а поднятие происходило 1 см в год. |
Находят ошибки в предложе ниях и исправляют их Осуществляют взаимопроверку Распознают и воспроизводят изученный материал.
Решают познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения
|
Учатся видеть геграфические ошибки в текте
|
Участвуют в обсуждении содержания параграфа 22.. |
Понимать вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение |
Осуществляют самоконтроль понимания вопросов |
Умение слушать. Принятие и сохранение цели и задачи урока. Обнаруживают неточности в ответах |
||
|
6. Первичное закрепление |
Задаются вопросы на слайде |
Отвечают на вопросы слайда (16 и 17) «Проверь себя» |
Оценивание ответов и их корректировка. |
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в фронтальном режиме. |
Уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов |
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
||
|
7. Домашнее задание |
§22, ответы на вопросы с.76.
|
Слушают учителя и записывают дом.задание в дневник |
Выделение существенно информации из слов учителя |
|
|
Составляют план и последовательность действий . |
Регуляция учебной деятельности |
||
|
8. Итог урока Подводит итоги учебного занятия. Формулирует вопросы |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия |
Отвечают на вопросы. |
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. |
Умение обсуждать содержание урока. |
Формулируют собственное мнение и позицию |
Проводят контроль и самоконтроль. |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
||
|
9. Рефлексия |
Организует рефлексию На «Дерево знаний» прикрепите листочек: красный – ничего не понял, синий – понял не всё, зелёный – понял всё! |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция |
||
Технологическая карта урока к параграфу 22
Предмет | География | |||||||
Класс | 5 | |||||||
УМК | А.И.Алексеев «Просвящение» Москва | |||||||
Тип урока | Открытие новых знаний. | |||||||
Тема урока | Движение земной коры | |||||||
Цель урока | Организовать работу по формированию первичных представлений о движениях земной коры через совместную коллективную деятельность. | |||||||
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные результаты Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы « Движение земной коры», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе. Предметные результаты -1.Раскрыть содержание понятий грабен, горст. 2. Расширить знания о внутреннем строении земли.3. Выявить особенности вертикального и горизонтального движения земной коры, последствия их движения, землетрясения. Метапредметные результаты - Осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока | |||||||
Методы обучения | Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность. | |||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная.
| |||||||
Средства обучения | Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор, презентация. | |||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | |||
1. Организационный момент. | Входит в класс и приветствует учащихся | Отвечают на приветствие учителя | Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мо билизуют силу и энергию, прогнозируют результат | Умение настраиваться на занятие | |
2. Постановка цели и задач урока Объявляет тему урока и раскрывает обучающие темы. Способствует акцентированию внимания на основных моментах изучаемого материала. | Помогает определить тему урока. Посмотрите на слайд( 2 ). Что вы видите? (Поверхность земли) Почему поверхность земли разная?(Движение земной коры) Слайде ( 3) Объясните, какое движение земли вы видите? Слайд (4 и 5)Просмотр видеофрагмент. В результате движения (смещения или растяжения)земной коры происходит смещение слоев земной коры Слайд (6) Просмотр слайдов (7-11) Назовите географический процесс, который в нем показан. Предположите тему нашего урока. Подводит учащихся к постановке учебной цели и задач урока Можете ли вы ответить на вопросы: Почему земная поверхность никогда не выбывает ровной ? В чем причина разнообразия форм земной поверхности? Почему происходят землетрясения?Если не можете, подумайте почему ? На какие еще вы хотите получить вопросы ответы Слайд (12) Раскрытие понятий: эпицентр и очаг. Слайд(13) Баллы измерения силы землетрясений. Слайд (14) ознакомление с картой распространения сейсмических поясов земли. Рассмотрите слайд( 15) Правила поведения людей во время землетрясений | Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя
Предполагают последствия землетрясений, знакомятся со шкалой Рихтера. И правилами поведения во время землетрясений. | Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Построение понятных для собеседникавысказываний, суждений. | Контроль правильных ответов учащихся | Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучащихся | |
3. Актуализация знаний Дает задание обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. | 1.Предлагает выполнить задание Слайды (16)
2.Работа с контурной картой. Выясняет, какими знаниями владеют школьники по теме урока | Работают с текстом учебника. Выполняют задания Взаимопроверка по ответам . Рассказывают о том, что им известно по теме . Отвечают на вопросы учителя | Компетенция обучающихся в области первичных сведений о движении земли Оценивание ответов и их корректи- ровка Умение правильно давать ответы. | Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. | Слушают учителя и сверстниковРазвивают логическое мышление. | Развитие регуляции учебной деятельности | Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения. | |
4. Первичное усвоение новых знаний
| Работа с учебником. Прочитайте о причинах изменения поверхности Земли, составьте в тетради схему «Движения земной коры», перечислите формы земной поверхности, объясните, чем они отличаются? Следит за самостоятельностью выполнения, слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. Работа с атласом и контурными картами Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы Какое опасное явление происходит при быстром движении земной коры? Работа в микрогруппах (по парам)-составление рассказа - объяснения образования горста и грабена по рисунку в учебнике Найдите определение понятия «землетрясения» в параграфе и ответьте на вопросы Как называется наука, изучающая это явление? Какие существуют приборы, помогающие человеку в определении землетрясения? Выпишите определение понятий «очаг и эпицентр землетрясения» в тетрадь . Проследите по карте « Вулканы и землетрясения» в каких районах земли они происходят наиболее часто. . | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать рельеф земли, участвовать в обсуждении причин землетрясений.
Работа с учебником . Поиск информации для ответов на вопросы . Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Работают в парах .Дают определения понятий и сравнивают их с определениями в учебнике , устраняют неточности и дополняют Работа в микрогруппах с контурными картами. Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Отвечают на вопросы
Учащиеся высказывают свои предположения
Выписывают определения.
Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя Определяют сейсмические пояса Земли. Работа с атласом . | Работа с текстом учебника и его структурирование в схему (причины движения Земли), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков Уметь – работать с картами атласа и контурными картами Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе
| Мобилизуют все знания, умения и навыки на решение поставленной задачи. Обсуждают выводы. | Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывая мнение других | По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе составления схемы осуществляют самоконтроль понимания содержания Самоконтроль за действиями
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.
Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других
| Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | |
5. Первичная проверка понимания | 1.Предлагает Игру – географический диктант «Найди ошибку» слайд (17) Взаимопроверка Слайд (18) 2.Задание Предлагает выполнить задание 1.Австралия и Южная Америка удаляются друг от друга со скоростью 3см в год. Подсчитайте на сколько км они отдвинутся через 100 лет. В) подсчитайте какую высоту могли бы приобрести горы через 100 тыс. лет, если бы они не разрушались, а поднятие происходило 1 см в год. | Находят ошибки в предложе ниях и исправляют их Осуществляют взаимопроверку Распознают и воспроизводят изученный материал. Решают познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения
| Учатся видеть геграфические ошибки в текте
| Участвуют в обсуждении содержания параграфа 22.. | Понимать вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение | Осуществляют самоконтроль понимания вопросов | Умение слушать. Принятие и сохранение цели и задачи урока. Обнаруживают неточности в ответах | |
6. Первичное закрепление | Задаются вопросы на слайде | Отвечают на вопросы слайда (16 и 17) «Проверь себя» | Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в фронтальном режиме. | Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | |
7. Домашнее задание | §22, ответы на вопросы с.76.
| Слушают учителя и записывают дом.задание в дневник | Выделение существенно информации из слов учителя |
|
| Составляют план и последовательность действий . | Регуляция учебной деятельности | |
8. Итог урока Подводит итоги учебного занятия. Формулирует вопросы | Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия | Отвечают на вопросы. | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока. | Формулируют собственное мнение и позицию | Проводят контроль и самоконтроль. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой | |
9. Рефлексия | Организует рефлексию На «Дерево знаний» прикрепите листочек: красный – ничего не понял, синий – понял не всё, зелёный – понял всё! | Рефлексируют. | Умение делать выводы | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение и позицию | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
© 2017, Заярная Людмила Ивановна 1221 13