=
Тема урока: «Геометрические фигуры».
Цели урока. Обобщить понятие «Геометрические фигуры».
Задачи урока:
Образовательные.
Систематизация и обобщение знаний по темам «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», «Плоскость, прямая, луч», «Прямоугольный параллелепипед», «Окружность и круг».
Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
Развивающие.
Расширение кругозора учащегося.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащегося, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные.
Воспитание ответственности, самостоятельности.
Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: обобщающий.
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная.
Оборудование: индивидуальные карточки, картинки по теме, тетрадь, чертежные инструменты.
Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие.
Вместе с солнышком встаём
Вместе с птичками поём,
С добрым утром, с добрым днём!
Вот так дружно мы живём!
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
–Н., отгадай, пожалуйста, загадку:
-В нём живёт моя семья,
Без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду,
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый тёплый…(Дом)
( На столе прикреплён домик, состоящий из геометрических фигур)
- Из каких геометрических «частей» состоит этот домик?
( прямоугольник, квадрат, треугольник, отрезок, овал )
( По мере ответов ребенка разбираю домик на отдельные фигуры и фиксирую их на столе).
- Дай название этому множеству предметов.
( Геометрические фигуры)
Тема нашего урока «Геометрические фигуры». Вспомним, какие геометрические фигуры нам известны, их названия, изображение, какими свойствами они обладают, какими чертежными инструментами мы научились пользоваться. А прежде мы немного «окунемся» в историю.
III.Комбинированная работа по теме урока.
Сообщение: «Как возникла геометрия»:
Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек деревья от деревьев, которые можно использовать только на дрова. Иногда они находили кристаллы минералов, из которых делали приспособления для охоты и дома. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими фигурами.
А когда люди стали строить дома, пришлось глубже разобраться в том, какую форму придавать стенам и крыше. Стало ясно, что бревна лучше обтесывать, а крышу делать покатой, чтобы с нее стекала вода. И, сами того не зная, люди все время занимались геометрией. Геометрией занимались женщины, изготовляя одежду, охотники, изготовляя копья и бумеранги сложной формы. Только самого слова «геометрия» тогда не было, а форму тел не рассматривали отдельно от других их свойств.
Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическими фигурами. Издавна они любили украшать себя, свое жилище и свою одежду. Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе и золоту, серебру и драгоценным камням. А художники расписывая дворцы, находили все новые геометрические формы. Гончару нужно было знать, какой формы изготовить сосуд, чтобы в него входило то или иное количество жидкости, и древние египтяне научились находить объемы довольно сложных фигур. Различной была и форма крестьянских полей. Поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила каждую весну смывал эти межи. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, по- русски сказать — землемеры. Так из практической задачи о межевании возникла наука о землемерии. По- гречески земля называлась «геос», измеряю- «метрио», а поэтому наука об измерении полей получила название «геометрия». Но современная геометрия «занимается» не только землеизмерением, а применяется в различных науках.
Известные нам фигуры делятся на плоские и объемные. Вспомним основные известные нам фигуры.