Геометрические иллюзии
Что такое иллюзия?
Иллюзия (от лат. illūsiō — «заблуждение, обман» )- это неправильно, искаженное восприятие предметов в реальном мире. Причин возникновения иллюзий много, одна из них свет. Свет, отражающийся от других предметов, который неправильно воспринимает зрительная система, из-за чего человек получает ирреальное представление об объекте. Временное нарушение мозговой деятельности, в связи с которым поступает недостоверная информация.
Чтобы разобраться, в природе геометрических иллюзий, надо понять, как человек воспринимает объекты с помощью зрения.
Если мы рассматриваем предмет из различных точек, то видим его под разными углами, т.е угловой размер предмета определён неоднозначно. Его величина зависит от удалённости предмета от глаз. Чем дальше от глаза находится предмет, тем меньше он кажется.
Почему так происходит?
Этот факт можно подтвердить экспериментально:
Если предмет расположен очень далеко, то он воспринимается как точка. Существует предельное значение угла зрения, при котором глаз способен видеть раздельно две точки. Поэтому железнодорожные рельсы, деревья аллеи, фонарные столбы кажутся сходящимися в точке на горизонте, а сама точка бесконечно удалённой.
Если наблюдать под одним и тем же углом зрения предметы разного размера, то их размеры будут казаться одинаковыми.
Подтверждением может служить, например солнечное затмение. Во время солнечного затмения Луна целиком закрывает Солнце и их размеры кажутся одинаковыми, потому что оба тела видны с Земли под одним и тем же углом.
На восприятие кривизны и длины линий влияние оказывает их положение, размеры фигур, в которые они включены, наличие пересекающих или прилегающих линий. Длина горизонтального отрезка всегда оценивается точнее, чем вертикального. Любое изображение может быть истолковано по- разному, но зрительная система человека отдаёт предпочтение наиболее привычной интерпретации.
Изображение пространственных фигур с давних пор волновало не только геометров, но и художников, стремившихся научиться рисовать трёхмерные объекты на холсте. Метод, который позволил учесть механизм работы человеческого глаза при написании картин, назвали линейная перспектива (в переводе с латинского означает «ясно вижу»)
Линейная перспектива-это геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. При использовании этого метода важен центр – неподвижная точка, в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящие вдаль от переднего плана.
Существуют правила изображения объёмных фигур на плоскости, которые основаны на свойствах параллельного проектирования:
проекция прямой на плоскости есть прямая;
проекция отрезка есть отрезок;
проекция параллельных отрезков-параллельные отрезки или отрезки, принадлежащие одной прямой.
Правила построения изображения объёмных фигур на плоскости:
прямая переходит в прямую;
точка в точку;
отрезок в отрезок;
угол переходит в угол, при этом градусная мера угла не изменяется;
сохраняется отношение длин отрезков одной прямой или параллельных прямых;
середина отрезка переходит в середину отрезка;
параллельные прямые в параллельные прямые или совпадающие прямые;
любой треугольник в произвольный треугольник;
параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат-в параллелограмм;
трапеция переходит в трапецию, основания которой пропорциональны основаниям оригинала;
окружность переходит в эллипс.
Геометрические иллюзии можно объяснить с помощью эксперимента. Чтобы получить объёмное изображение на чертеже, необходимо соблюдать определённые правила.
Виды геометрический иллюзий
Оптическая иллюзия - ошибка зрительного восприятия, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами. Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.
Маскировка животных, о которой написано очень много, часто бывает удивительно эффективной. Это достигается в основном тремя способами, которые можно назвать мимикрией, деформирующим рисунком и противотеневой окраской. Мимикрия бывает двух видов. В первом случае животное, чтобы избежать нападения, подражает другому животному. Оса, например, - опасное насекомое, и некоторье безвредные мухи подражают во внешности осам, пугая тем самым врагов. Такая мимикрия относительно редка. Гораздо более частый вид мимикрии - слияние с фоном, чтобы не быть обнаруженным, и этот вид маскировки проявляется в бесчисленных формах. Голубой песец на фоне белого снега или неподвижное насекомое, с замечательным совершенством подражающее сучку, - это всего лишь типичные примеры из огромного разнообразия форм и окрасок, принимающих участие в создании мимикрии. Цель такого рода иллюзий - помешать увидеть объект. Он должен не выделяться, должен слиться с фоном. Некоторые встречающиеся в природе примеры поистине замечательны. Другой встречающийся в природе способ не быть узнанным заключается в использовании деформирующе- го рисунка. Целью его является так нарушить очертания животного, что его нельзя опознать. Рисунок может быть ярким и четким, что, казалось бы, не должно мешать увидеть животное. Но здесь важно то, что его нельзя различить. Таким деформирующим рисунком являются яркие полосы зебры, настолько нарушающие ее очертания, что с определенного расстояния контур животного выделить уже нельзя. Другой пример - цветной зигзагообразный рисунок у многих змей. Он очень яркий и четкий, животное даже и не пытается скрыться. Но очертания объекта нарушаются, и узнать змею невозможно.
Именно этот принцип использовался во время первой мировой войны, когда корабли и самолеты разри- совывались яркими зигзагами, чтобы исказить их контуры.
Иллюзия движения
Иллюзия движения (кажущееся движение) представляет собой оптическую иллюзию, при которой кажется, что статичное изображение движется из-за когнитивных
эффектов взаимодействия цветовых контрастов, форм объектов и положения. Иллюзионное движение воспринимается как движение несколькими способами. Первый может проявляться через изображение на сетчатке, где движение проходит по мозаике сетчатки. Воспринимаемое движение также может проявляться в изменении положения глаз. В любом случае может возникнуть последействие.
Иллюзия Орбисона
Иллюзия Орбисона — оптическая иллюзия, описанная американским психологом Уильямом Орбисоном и впервые опубликованная в 1939 году в одном из психологических журналов. Суть иллюзии заключается в том, что внутренний квадрат представляется в искажённом виде, поскольку фон из косых линий создаёт ощущение перспективы, и в результате наш мозг воспринимает форму квадрата искажённой.
Иллюзия Вундта
Иллюзия Вундта - классическая классическая оптическая, впервые описанная немецким психологом В. Вундтом в XIX веке. Суть иллюзии: на рисунке справа две красные вертикальные линии являются прямыми, но для некоторых наблюдателей они могут выглядеть искривлёнными внутрь. Искажение создаётся за счёт пересечения этих прямых косыми линиями, как в иллюзия Орбисона.
Иллюзия Геринга
Иллюзия Геринга -иллюзия, обнаруженная немецким физиологом Эвальдом Герингом в 1861 году. Две вертикальные линии на рисунке прямые, но они выглядят
отклоняющимися наружу. Искажения создаются за счёт фона, который создает ложное впечатление глубины. Одним из вариантов этой иллюзии является иллюзия Орбисона, а иллюзия Вундта производит аналогичный, но инвертированный эффект.
Области использования геометрический иллюзий Иллюзии в архитектуре.
В мире архитектуры скрываются удивительные оптические иллюзии, которые заставляют взгляд играть в хитроумные игры. От обманчивых визуальных эффектов до интеллектуального использования света и тени. Раскрываем вам магию архитектурных шедевров. Оптические иллюзии в архитектуре можно использовать по разному: корректировать с их помощью несовершенство человеческого восприятия, менять восприятие размеров или просто удивлять. И хотя их применяли еще в античности, в наше время архитекторы не перестают придумывать новые ходы.
Геометрические иллюзии используют в архитектуре.
Лестница Эшера 3д «Относительность» —литография голландского художника Эшера. Впервые была напечатана в 1953 году. На литографии изображён парадоксальный мир, в котором не применяются законы реальности. В одном мире объединены три реальности, три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Создана архитектурная структура, реальности объединены лестницами. Для людей, живущих в этом мире, но в разных плоскостях реальности, одна и та же лестница будет направлена или вверх, или вниз.
Искусство
Картина ‘’Канал в Сен-Дене’’ автор Лепин, Станислас Виктор Эдуард (1835-1892). Французский пейзажист. Родился 3 октября в Кане в семье ремесленника. Начинал свою живописную карьеру как самоучка, однако, в последующие годы, возможно, брал уроки у Камиля Коро, творчеством которого был увлечен, подобно многим художникам той поры.
Иллюзии в интерьере комнаты
Теория 1.6 ‘’Времена года’’ Основоположниками теории «Времен года» являются Американские колористы: К. Джексон и Г. Ваттерман. Они обобщили накопленные знания многих лет и создали цветовую теорию «Времен года», основывающуюся на гармоничном сочетании цветов каждого времени года. Каждое время года отличается определенной цветовой палитрой. Природа создает удивительные цветовые сочетания и задает для каждого времени года свое цветовое настроение. Теория времен года позволяет использовать все великолепие природных красок в оформлении жилого пространства. Каждому времени года соответствует своя цветовая палитра. И чтобы научиться применять эти палитры в жизни, стоит внимательно наблюдать за природой и учиться выбирать из всего многообразия нужные элементы. Теория времен года основана на практических знаниях и опыте использования и комбинирования цветов в природе и их влияние на человека. Обязательно стоит воспользоваться теорией времен года тем, кто не уверен в своем познании эстетики сочетания цветов.
6