СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрия. 7 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Геометрия. 7 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе



В ходе преподавания геометрии в7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики, свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации;

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения.

– Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:

  • основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;

  • угле, биссектрисе угла, смежных углах;

  • свойствах смежных углов;

  • свойстве вертикальных углов;

  • биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;

  • параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;

  • основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях;

  • равенстве геометрических фигур;

  • признаках равенства треугольников;




– Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;

– находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;

- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;

– применять теорему о сумме углов треугольника

– выполнять основные геометрические построения;

– находить решения жизненных (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

– создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

В результате изучения курса геометрии обучающиеся должны:

Знать/понимать

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их приме­нения

- для решения математических и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приво­дить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расшире­ния понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статисти­ческих закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометри­ческих объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математиче­скими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществ­лять преобразования фигур;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), нахо­дить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, пло­щадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений ме­жду ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи сим­метрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные тео­ремы, обнаруживая возможности для их использования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие формулы;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (исполь­зуя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспор­тир).











Содержание тем учебного предмета.



Распределение учебных часов по разделам программы.

Тема

Количество часов

Количество

контрольных работ

Начальные геометрические сведения

10 ч.

1

Треугольники.

18 ч

1

Параллельные прямые

14 ч.

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18 ч.

2

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса

8 ч.

-

Итого

68

5


Начальные геометрические сведения. 10 ч.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники. 18 ч.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Параллельные прямые. 14 ч.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 ч.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.



Повторение. Решение задач. 8 ч.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

















Календарно-тематическое планирование геометрии по УМК Л.Н. Атанасяна и др.

УМК Л.Н. Атанасян и др. (68 часов)


урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Фактичес-

кая дата проведения


Глава I. Начальные геометрические сведения

10 ч.




Прямая. отрезок. Луч. Угол.

5



1.

Прямая, отрезок. Луч, угол.

1

1.09


2.

Сравнение отрезков и углов.

1

4.09


3.

Измерение отрезков.

1

8.09


4.

Измерение углов.

1

11.09


5

Практическая работа по измерению отрезков и углов.

1

15.09



Перпендикулярные прямые .

5



6.

Перпендикулярные прямые

1

18.09


7.

Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые».

1

22.09


8.

Решение задач по теме « Начальные геометрические сведения»

1

25.09


9.

Обобщающий урок по теме « Начальные геометрические сведения»

1

29.09


10.

Контрольная работа по теме: Начальные геометрические сведения.

1

2.10



Треугольники.

18 ч




Первый признак равенства треугольников

3



11.

Анализ к.р. Треугольники.

1

6.10


12.

Первый признак равенства треугольников.

1

9.10


13.

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

13.10



Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

4



14.

Перпендикуляр к прямой.

1

16.10


15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

20.10


16.

Свойства равнобедренного треугольника.

1

23.10


17.

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

6.11



Второй и третий признак равенства треугольников

5



18.

Второй признак равенства треугольников.

1

10.11


19

Решение задач на применение I и II признаков равенства треугольников.

1

13.11


20.

Третий признак равенства треугольников.

1

17.11


21.

Решение задач на применение всех признаков равенства треугольников.

1

20.11


22.

Обобщающий урок по теме «Признаки равенства треугольников»

1

20.11



Задачи на построение

6



23.

Окружность. Построения циркулем и линейкой.

1

24.11


24.

Построения циркулем и линейкой.

1

27.11


25.

Примеры задач на построение

1

1.12


26.

Задачи на применения признаков равенства треугольников.

1

4.12


27.

Обобщающий урок по теме «Признаки равенства треугольников»

1

8.12


28.

Контрольная работа по темае: Признаки равенства треугольников.

1

11.12



Параллельные прямые

14 ч.




Признаки параллельности двух прямых.

5



29.

Анализ к.р.Определение параллельных прямых.

1

15.12


30.

Признаки параллельности двух прямых.

1

18.12


31.

Признаки параллельности прямых. Решение задач.

1

18.12


32.

Практические способы построения параллельных прямых.

1

22.12


33.

Обобщающий урок по теме «Признаки параллельности прямых».

1

25.12



Аксиома параллельных прямых.

5



34.

Об аксиомах геометрии.

1

12.01


35.

Аксиома о параллельных прямых.

1

15.01


36.

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

1

19.01


37.

Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами.

1

22.01


38.

Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых».

1

26.01



Решение задач.

4



39.

Решение задач по теме «Определение параллельных прямых»

1

29.01


40.

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

2.02


41.

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых».

1

5.02


42.

Контрольная работа. Тема. Параллельные прямые.

1

9.02



Соотношения между сторонами и углами треугольника

18 ч.




Сумма углов треугольника.

3



43.

Анализ к.р.Теорема о сумме углов треугольника.

1

12.02


44.

Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника.

1

16.02


45.

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

1

19.02



Соотношение между сторонами и углами треугольника.

4



46.

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

1

26.02


47.

Неравенство треугольника.

1

2.03


48.

Решение задач по теме «Соотношение между углами и сторонами треугольника»

1

5.03


49.

Контрольная работа по теме: Соотношение между сторонами и углами треугольника.

1

9.03



Прямоугольные треугольники.

5



50.

Анализ к.р. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

12.03


51.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

16.03


52.

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

19.03


53.

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

2.04


54.

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники»

1

6.04



Построение треугольника по трем элементам

6



55.

Расстояние от точки до прямой.

1

9.04


56.

Расстояние между параллельными прямыми.

1

13.04


57.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

1

16.04


58.

Построение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам.

1

20.04


59.

Построение треугольника по трем сторонам.

1

23.04


60.

Контрольная работа по теме: Прямоугольные треугольники

1

27.04



Повторение

8 ч.



61.

Анализ к.р.Повторение. Измерение отрезков и углов

1

30.04


62.

Повторение. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

1

4.05


63.

Повторение. Треугольники.

1

7.05


64.

Повторение. Сумма углов треугольника. Соотношение между углами и сторонами треугольника.

1

14.05


65.

Повторение. Прямоугольные треугольники.

1

18.05


66.

Контрольное тестирование по курсу геометрии 7 класса.

1

21.05


67.

Повторение. Анализ тестирования.

1

25.05


68.

Итоговый урок. Решение задач.

1

28.05




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!