ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательнОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» (86147, ДНР, город Макеевка, Центрально-Городской район, квартал Железнодорожный, дом 33, (06232) 5 13 98) e-mail: ([email protected]) Идентификационный код (30331955) | |
Урок по теме «Теорема косинусов»
Сырцова Наталия Викторовна,
учитель математики
Урок по теме «Теорема косинусов»
Цели урока:
образовательные – доказать теорему косинусов и показать её применение при решении задач; научить применять данную теорему при решении задач; выработать умение правильно выбрать теорему, по которой можно решить задачу.
формировать математическую компетентность, углубляя и систематизируя теоретические знания, отрабатывая умения и навыки при решении упражнений, формировать социальные, поликультурные компетентности;
развивающие – развитие логического мышления, алгоритмичности мышления, закрепление ранее изученного материала на практике решения задач, развитие навыков контроля, самоконтроля, взаимопомощи ; развивать сообразительность, творческое воображение, эстетические чувства, интерес к геометрии;
воспитательные – воспитание умения внимательно слушать и оценивать устную информацию, воспитание умения четко формулировать свои мысли, воспитание коммуникативных способностей, аккуратности.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент
«Образование – это не количество прослушанных уроков, а количество понятых. Так что, если хотите идти вперед, то поспешайте медленно и будьте внимательны»
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос ранее изученного
Устная работа:
Мотивация урока.
Девиз нашего урока
«Наше оружие не пики,
Наше оружие не шашки,
Множество чёрных линий
Скрестим на белой бумаге.
Но ведь и в битве знаний
Тоже нужна отвага,
Боя не будет слышно,
Лишь зашуршит бумага».
Создание проблемной ситуации, которая подведет ребят к цели и задачам урока. В ходе беседы дети включаются в коллективную деятельность.
Задача:
П
ри проектировании строительства железной дороги на некотором участке, возникла необходимость сооружения тоннеля, сквозь выступ горы между пунктами А и В. Для определения длины тоннеля выбрали на местности некоторый пункт С, из которого видны и доступны пункты А и В.
Ч
ему равна длина тоннеля, если угол С равен 900.
Ответ: АВ =
Как найти длину тоннеля, если угол С острый.
Дано:
Р
ешение:
А
В =
Изучение нового материала.
От создания проблемной ситуации учащиеся плавно переходят к основной работе, по достижению поставленных целей.
На уроке осуществляется принцип наглядности. Доказательство теоремы, выступления учащихся оформлены и представлены на слайдах иллюстрациями к сообщениям учащихся в виде компьютерной презентации.
Из первого признака равенства треугольников следует, что две стороны и угол между ними однозначно определяют треугольник. А значит, по указанным элементам можно. Например. Найти третью сторону треугольника. Как это сделать. Показывает теорема косинусов.
Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным -математиком Аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов которая будет доказана на последующих уроках, можно будет полностью решить поставленную в теме “Решение треугольников” задачу, т.е. вопрос о том, как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие.
Т
еорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
Доказательство:
Возможны три случая:
Угол А-острый;
угол А- тупой;
угол А –прямой.
Докажем первое равенство, два других доказываются аналогично.
(Первое равенство проговаривает и записывает учитель, а второе и третье кто-нибудь из учащихся.)
Иногда теорему косинусов называют обобщённой теоремой Пифагора. Такое название объясняется тем, что в теореме косинусов содержится как частный случай, теорема Пифагора. В самом деле, если в треугольнике АВС угол А прямой, то соs А = соs 90° = 0 и по формуле получаем , то есть квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Физкультминутка.
Первичное осмысление и применение изученного материала.
На этапе первичного закрепления дети работают коллективно, под руководством учителя. На следующем этапе закрепления ребята работают в группах, что позволяет им чувствовать себя полноценным участником образовательного процесса.
Задачи по готовым чертежам. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы.
Задача №1
Задача №2
Задача № 3(работа в группах)
Задача № 4
Ещё раз повторить, как звучит теорема косинусов.
Подведение итогов. Заслушиваются оценки учащихся.
Проводится тест
Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) тупого угла
б) прямого угла
в) острого угла
В
АВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину:
а) угла А
б) угла В
в) угла С
Если в
АВС
А=48°;
В=72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона:
а) АВ
б) АС
в) ВС
Высвечиваются правильные ответы на экране, учащиеся сами проверяют свои ответы и оценивают себя.
Рефлексия.
1.Какой способ доказательства наиболее вам понравился и почему?
2.Выучить тот способ, который наиболее доступен.
Задание на дом.
Выучить §6, доказательство теоремы косинусов.
Решить задания : с. 257, № 1025 (ж, е); № 1028, 1031 (б)
Сообщение «Из истории открытия теоремы косинусов».
7