СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Геометрия в национальных костюмах народов России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Геометрия в национальных костюмах народов России"»




«Геометрия в национальных костюмах народов России».



Логачёва Алиса Андреевна

МБОУ ош №25 ,7класс


Научный руководитель: Фролова Елена Николаевна,

8-910-353-77-58, [email protected]



Я выбрала эту тему потому, что мне было интересно узнать, какие национальные костюмы были у русского народа и народов других национальностей, проживающих на территории России.

Проблема:

 Почему народы России используют геометрию в пошиве узоров на национальных костюмах?

Цель:

 Определить какие геометрические фигуры чаще всего используются в национальных костюмах народов России.

Задачи:

-Изучить национальные костюмы народностей: татарского , ненецкого , удмуртского , русского народов .

-Рассмотреть и изучить национальные костюмы жителей Липецкого края: сёл Романово и Колыбельского.

-Проанализировать часто встречающиеся геометрические фигуры в национальных костюмах.

-Изучить использование геометрических форм и линий в практической деятельности человека;

- Воспитывать чувство гордости за традиции родного края.



Гипотеза.

Исследуя национальные костюмы народов России, мы обнаружили связь орнаментов с геометрическими фигурами. 

Актуальность.

Покупая одежду, люди не обращают внимания на то, что отделка на одежде состоит из различных геометрических фигур (ромбов, треугольников, кругов, овалов ,прямых и волнистых линий), и это позволяет выглядеть стильно и модно. Данное исследование можно использовать при изучении математики .

Методы исследования: анализ теории, наблюдение





Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

  2. Терещенко А.В. История культуры русского народа: одежда. – М.: ЭКСМО, 2007. - 736с.

  3. Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 320с.






















Оглавление.

I.Введение.


II.Основная часть

1. Связь геометрии с национальными костюмами народов России

2. Ненецкий костюм.

3.Удмуртский костюм.

4.Татарский костюм.

5.Русский костюм.

6.Костюмы Липецкого края.

А) Романовский костюм.

Б) Колыбельский костюм.

7. Символика геометрических фигур.


III.Заключение.





























I.Введение.

Россия - многонациональное государство.  Её населяют более 180 национальностей , народностей и этнических групп . Это русские , татары , башкиры , чуваши , буряты , мордва , калмыки , карелы , якуты , ханты , манси и многие другие . Каждый народ самобытен , имеет свою культуру , вносит свой вклад в общее дело развития России . Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальными одеждами , обычаями , традициями , национальной кухней , праздниками , песнями , танцами , музыкальными инструментами , или , точнее говоря , культурой .

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. Ответить на главный вопрос: «Как люди , не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке национального костюма». Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.


II.Основная часть.


1. Связь геометрии с национальными костюмами народов России

Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. У всех народов России имеется свой национальный костюм, отличающийся характерными элементами в одежде. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны. Национальный костюм представляет собой геометрическое пространство, составленное из отдельных точек, фигур с огромным количеством взаимных связей.


2. Ненецкий костюм.

Одним из достоинств одежды северных народов является практичность. Она рассчитана не только на суровый климат, но и на специфику труда и быта

Из числа верхней национальной одежды женская традиционная зимняя шуба – ягушка занимает особое место.

Ее основная функция – согревать, защищать от снега, дождя, ветра . Длинная, почти до щиколотки, и просторная, она представляет собой своеобразную модель жилища – чума.

Конструктивные части ягушки очень символичны: белый пушистый воротник – как верхнее дымовое отверстие чума означает связь и дорогу к духам , орнамент – образ огня, жизни, семейного очага, темный подол – связь с землей .

Излюбленные узоры ненецких орнаментов – это растительные и геометрические.

Чаще всего используются полоски прямоугольной формы и линии. Линия – это геометрическая фигура, получающаяся безотрывным движением карандаша по бумаге. Они украшают в основном женский национальный костюм ненцев .

Полоски , линии, треугольники , дуги , овалы и круги украшают подолы ягушек, рукава и манжеты. Также в их национальной одежде нередко встречается мозаика. Она обязательно должна быть в контрастной гамме.


3.Удмуртский костюм.

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России . Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника, обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек.

В удмуртской национальной одежде чаще всего встречаются ромбы, квадраты, треугольники, звезды. Ромб – это параллелограмм, имеющий равные стороны. Ромб называется квадратом, если все его углы прямые Квадрат – это четырехугольник, у которого все четыре стороны и углы одинаковы. Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, попарно их соединяющих. Звезда – это определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения. Их вышивали на фартуках. Это любимые узоры удмуртов, они украшали в основном только праздничную национальную одежду. . Костюм, украшенный узорами, превращался в подлинный шедевр прикладного искусства.

4.Татарский костюм.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой Выходной обувью считались туфли и сапожки. Они были узорчатыми .Обувь украшали аппликации в форме кругов, овалов, треугольников,

В татарской национальной одежде чаще всего встречаются полосы и позумент. Позумент - это золотая, серебряная или медная тесьма Он находился на подоле камзола .

Головной убор имел форму цилиндра, украшенного геометрическими фигурами. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды)


5.Русский костюм.

У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Часто встречался орнамент на тканях .Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя   Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные . Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками . Узор на костюмах состоял из геометрических фигур: квадратов, ромбов, прямоугольников.

. Орнамент русского костюма нес космическую символику:

знаки плодородия – это сложные ромбы, ромбы с точками по середине; колесо с зубчиками и крестом – это означает небо, дождевые облака и солнце;

зигзаги, разводы – это символы воды небесной.

Количество зубцов, крестов, ромбов связывалось с рядом магических чисел или кратно им: 3, 4, 5.

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным . Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины , который имел форму треугольника.

Русскую национальную одежду украшали вышивка, тесьма, различные разноцветные пуговицы, блестки, аппликации, узорные вставки, треугольники, прямоугольники, окружности, ромбы, овалы и кресты. Причем три последних из них украшали только наряды замужних женщин.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (ромбы, кресты, квадраты) . Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).


6.Липецкий край

Романовский костюм отличают яркие цвета и их насыщенность – сочетаются синий и зеленый, черный и золотой, розовый и синий, зеленый и красный. В комплект костюма входило: рубаха, юбка, подшейник, головной убор, носивший название башлык или кокошник и обязательный атрибут, имевший особую значимость и по количеству отражающий материальное положение владелицы – стеклянные бусы в форме шариков. Достаток семьи также отражало качество материи, из которого был изготовлен костюм и количество атласных лент прямоугольной формы. Рубаха была расширенной книзу, имела форму трапеции .Она была плотной, с основой, чтобы придать костюму четкость линий. На полочке - складки, застроченные до средины. Выполнялась отделка атласными лентами, пришитыми к основе. Из ленточек делали бант или украшение в виде цветка, круга. По линии атласной ленты пришивали кружево, собранное в мелкую складку. Обилие разнообразных кружев вообще отличает Романовский костюм, что в настоящее время также является актуальной тенденцией. Рюшку, кроме того, расшивали тамбурным швом. В Романовском костюме также были представлены растительные орнаменты вышивки – деревца, геометрические фигуры – овалы, кружочки.

В кружочки вставляли цветные лоскутки атласа (бирюзовые, розовые, зеленые).

На спинке заложены две мелкие складки, сзади, с изнаночной стороны рубаха уплотнена тканью для придания четкости ее линиям. Низ рубахи также отделан белым или молочного цвета покупным кружевом. Рукав рубахи называли «дутым», с ¾ рукава отделывался рюшкой и полосами атласных лент ( 2-3 ) и завершался белым кружевом.

Нижняя юбка – из плотного сукна, по низу вышита тамбурным швом, преимущественно красно-черным цветом. Широкая верхняя юбка была сшита из красного, зеленого атласа или сатина, присобрана на поясе в мелкую складку. По низу также нашивались атласные ленты разных цветов, и выполнялась отделка рюшкой из мелкой складки, обшитой кружевом и узкими лентами.

Особым разнообразием цветов отличались фартуки. Верх фартука также был присобран. К низу пришивались узкие ленты или вшивалась атласная вставка и тюль с вышивкой, по краю - кружево.

Подшейник представлял собой полосу ткани, обшитую рюшами в мелкую складку с петелькой и пуговицами. Назначение подшейника состояло в том, чтобы не пораниться стеклянными бусами.

Головной убор очень примечателен. Состоял он из сложного по покрою башлыка и наголовника. Наголовник имел полукруглую форму и был снабжен двумя тесемками, завязывающимися на затылке. Он состоял из внутренней части (белая ткань), отделанной части из бисера, металлических пайеток (в более позднее время), стеклянных бусинок разных цветов. Край отделывали белым шитьем в мелкую складку. Башлык надевался на наголовник, под который подбирались волосы, и завязывался сзади на длинные завязки, обработанные кружевом, тонкими шерстяными нитками с блестками, бисером.

3. Колыбельский костюм.

Женский костюм села Колыбельского Липецкой области очень уникален. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского — плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки — стояче-отложной воротник с острыми концами,имеющими форму треугольников. Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка круглых бус ) с большим количеством прямоугольных лент .

Вышитые рубахи с черными клетчатыми поневами и яркие вышитые, обязательно с красными кумачовыми полосами .

7. Символика геометрических фигур.

Геометрические фигуры в вышивке имели определенный смысл. Каждый народ старался показать в орнаменте основные занятия населения, символику природных явлений и добрых качеств человека.

Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной

жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через

вышивку.

А треугольник имел вообще очень большое символическое значение:

Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник тепла и уюта в доме,

Треугольник, основание вверх обозначал — землю, как источник пропитания.



III.Заключение

Роль геометрии в жизни человека огромна.

В ходе работы мы рассмотрели национальные костюмы ненецкого, удмуртского, татарского и русского народов, в которых ярко выражены мотивы геометрии. Мы пришли к выводу, что с самых древних времен геометрия проникла и надежно закрепилась в национальной одежде. В результате исследования мы выделили основные геометрические фигуры, характерные для каждого костюма: треугольник, трапеция, прямоугольник, окружность, овал.  В дальнейшем планируется исследовать костюмы других народностей.























Приложения.



























Ненцы.













































Одежда ненцев –ягушка.



















Жилище ненцев.































Удмурты.



Татарcкая национальная одежда.

















Позументы































Русская национальная одежда.







































































Село Романово Липецкого края.















































Село Колыбельское Липецкого края.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!