Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Русский народный женский костюм».
Вид урока: комбинированный.
Цель: Используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.
2.Научить пользоваться шаблонами.
3.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
4.Выделить цветовую гамму.
5.Объединить элементы костюма в целостный образ.
Развивающие:
1.Художественный вкус.
2.Логическое мышление.
3.Цветовое и формальное восприятие.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
2.Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.
Методы: 1.Рассказ. 2.Объяснение. 3.Демонстрация.
Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный карандаш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.
Средства для учителя: Презентация, конспект урока.
Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.
План урока:
1.Организационная работа (2 минуты).
2.Работа с презентацией (15 минуты).
3.Практическая работа (25 минуты).
4.Подведение итогов (3 минуты).
Ход урока:
I. Историческая справка.
Введение.
В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию, сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крестьянство было обуто в лапти. Городское население - в кожаную обувь.
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.
СЛАЙД 2
Традиционный летний женский костюм. XIX век.
Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста.
Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.
СЛАЙД 3
Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.
Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.
Душегрея – вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.
На голову одевали кокошник.
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.
СЛАЙД 4
Традиционный зимний женский костюм. XIX век.
В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.
СЛАЙД 5
Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.
Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились историко - социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.
II. Технологическая карта изделия.
СЛАЙД 6
Технологическая карта:
1 этап (работа с шаблоном).
На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе - контур кокошника <Рисунок2>.
2 этап (прорисовывание деталей).
В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.
3 этап (украшение орнаментом).
Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.
СЛАЙД 7
Цветовая гамма орнамента.
Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.
СЛАЙДЫ 8 - 11
Геометрия орнамента.
На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.
СЛАЙД 12
Украшение кокошника.
Образец кокошника.
СЛАЙД 13
Украшение сарафана.
Образец готового изделия.
III. Практическая работа обучающихся.
IV. Подведение итогов.
Выставка работ. Обсуждение. Оценка.
Интернет ресурсы:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
http://creatioart.ru/dictionary
http://dic.academic.ru
http://fasmer-dictionary.info
http://ozhegjv.info
http://ru.wikipedia.org
http://russia.yaxy.ru
