СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герасим и его окружение в произведении И.С. Тургенева «Муму».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5-м классе по произведению И. С. Тургенева "Муму". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Герасим и его окружение в произведении И.С. Тургенева «Муму».»

МБОУ « Куракинская средняя общеобразовательная школа»











Разработка урока литературы

в 5-м классе











\



2017-18 уч.г.

Тема урока: Герасим и его окружение в произведении И.С. Тургенева «Муму».

Тип урока: урок рефлексии.

Цели: Проанализировать произведение (образ барыни , Герасима и его окружения). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие; обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников;

Метапредметные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

Предметные:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведения с эпохой их написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.





Эпиграф к уроку:

Он повествует с большою пластичностью,

Употребляет всегда безукоризненный слог,

который необычайно усиливает впечатление

от этого поэтического написанного

обвинительного акта крепостничеству.

А.И. Герцен

I. Организационный (мотивационный) этап

На предыдущих уроках мы с вами прочитали произведение И.С. Тургенева и выяснили, что главный герой произведения – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой. Давайте сейчас вспомним содержание этого рассказа.

1. Ответьте на вопросы.

Понравился ли вам рассказ И.С.Тургенева «Муму»?

• Какие чувства вызвала у вас история Герасима?

• Кто из героев рассказа понравился? Почему?

• Кто из героев рассказа не понравился? Почему?

II.Проверка домашнего задания.

На партах раздаточный материал.

ЗАДАНИЕ: Расположите события рассказа «Муму» в правильном порядке.

Событие 1. Барыня велит принести Муму в свои покои.

Событие 2. Герасим спасает тонущего щенка и забирает его в свою каморку.

Событие 3. Герасим топит Муму и уходит со двора в свою деревню.

Событие 4. Барыня задумывает женить Капитона на Татьяне.

Событие 5. Собака возвращается любимому хозяину.

Событие 6. По приказу барыни дворецкий крадет Муму и затем продает её.

Событие 7. Барыня приказывает уничтожить собаку.

III. Целеполагание

(Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя)

1. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.

«"Муму" - повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества в мире». {В.И. Кулешов)

— Почему одиноки барыня, Герасим, Татьяна? Как преодолевают они свое одиночество?

— Согласны ли вы с тем, что «"Муму" — повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества»?

2. Назовите одиноких героев повести.

3. Сформулируйте цели и задачи урока, проговорите их в паре, запишите в рабочую тетрадь.

VI. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов (Задания для развития мышления и речи)

1. Узнайте героя повести «Муму» по описанию:

- Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень быстро соскочила. Нрава она была весьма смирного.

-Он вошел, закинул руки назад, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены. Прищурил он свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка.

-Она выезжала редко и уединенно доживала последние дни своей скупой и скучающей старости... Иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей.

-Она заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.

2. Работа по группам

1группа: Кто такой Капитон? Прочитайте его словесный портрет. Можно ли сказать, что у Капитона есть чувство собственного достоинства?

2группа Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Сравните описание Татьяны с иллюстрацией художника И.И. Пчелко.

НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ИМЕНА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЭТОЙ ИСТОРИИ:

Герасим ,башмачник Капитон Климов, прачка Татьяна, дворецкий Гаврил

3. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.

«Нигде до этой повести Тургенев не изображал с такой силой давящий уклад крепостничества, который делает рабов "и немыми, и глухими". Ведь "немой" оказывается и прачка Татьяна, которая с покорным "слушаюсь" узнает о решении выдать ее замуж за пьяницу Капитона, не считаясь с ее привязанностью к Герасиму». (П.Г. Пустовойт)

— Случайно ли, на ваш взгляд, И.С. Тургенев рисует русский народ бессловесным?

— Почему и Татьяну, и другую челядь можно назвать «немыми»?

— Как И.С. Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой ответ.

4. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопрос.

«К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвется и разбушуется Герасим, потрясенный вопиющей несправедливостью, раскроет немые уста и заговорит! Какой грозной будет эта речь!» (В.И. Кулешов)

— Какими вопиющими несправедливостями потрясен герой?

V. Закрепление знаний

(индивидуальное выполнение в составе группы с последующей взаимопроверкой по образцу):

Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.

Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.

«Мы - народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее. В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». (И.С. Тургенев)

— Согласны ли вы с И.С. Тургеневым в том, что «мы — народ юный и сильный»?

— На чем основывается, по-вашему, вера писателя в русского человека?

«Тургенев считал, что повесть дает богатую пищу для размышлений и выводов. Герой изображен как личность исключительной духовной красоты, наделенная физической мощью и непостижимой кротостью, добротой, нравственной чистотой. Герасима можно сравнить с фольклорными героями». {В.И. Кулешов)

— Как вы думаете, над какими вопросами можно поразмышлять и какие выводы сделать после прочтения «Муму» И.С. Тургенева?

— В чем, по-вашему, состоит духовная красота Герасима?

— Каких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает вам Герасим?

Отметим нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Этот человек, обладающий чувством собственного достоинства, а потому не идущий на компромисс.

Примечание.

Работа со словом (на всех этапах урока)

Учащиеся сначала сами объясняют лексическое значение слов, затем работают с толковым словарем С.И. Ожегова

Лексический диктант: цитата ( разбирается на примере эпиграфа к уроку), тезис,символ, бездуховность, жестокосердие, равнодушие (морфемный разбор слов)

Лексическое значение слов «компромисс» - соглашение на основе взаимных покупок. «цитата» - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. «Тезис» - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Работа над нравственными понятиями:

Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.

Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.

Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.

Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.

VI. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия результатов

(Коллективное выполнение задачи с последующей проверкой.)

— Напишите речь от имени немого Герасима. К кому будет она обращена? Какими чувствами она наполнена?

- Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?

VII. Домашнее задание:

Напишите свой финал этого произведения

VIII.Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.