МБОУ « Куракинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока литературы
в 5-м классе
\
2017-18 уч.г.
Тема урока: Герасим и его окружение в произведении И.С. Тургенева «Муму».
Тип урока: урок рефлексии.
Цели: Проанализировать произведение (образ барыни , Герасима и его окружения). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие; обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников;
Метапредметные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.
Предметные:
понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведения с эпохой их написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.
Эпиграф к уроку:
Он повествует с большою пластичностью,
Употребляет всегда безукоризненный слог,
который необычайно усиливает впечатление
от этого поэтического написанного
обвинительного акта крепостничеству.
А.И. Герцен
I. Организационный (мотивационный) этап
На предыдущих уроках мы с вами прочитали произведение И.С. Тургенева и выяснили, что главный герой произведения – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой. Давайте сейчас вспомним содержание этого рассказа.
1. Ответьте на вопросы.
• Понравился ли вам рассказ И.С.Тургенева «Муму»?
• Какие чувства вызвала у вас история Герасима?
• Кто из героев рассказа понравился? Почему?
• Кто из героев рассказа не понравился? Почему?
II.Проверка домашнего задания.
На партах раздаточный материал.
ЗАДАНИЕ: Расположите события рассказа «Муму» в правильном порядке.
Событие 1. Барыня велит принести Муму в свои покои.
Событие 2. Герасим спасает тонущего щенка и забирает его в свою каморку.
Событие 3. Герасим топит Муму и уходит со двора в свою деревню.
Событие 4. Барыня задумывает женить Капитона на Татьяне.
Событие 5. Собака возвращается любимому хозяину.
Событие 6. По приказу барыни дворецкий крадет Муму и затем продает её.
Событие 7. Барыня приказывает уничтожить собаку.
III. Целеполагание
(Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя)
1. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.
«"Муму" - повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества в мире». {В.И. Кулешов)
— Почему одиноки барыня, Герасим, Татьяна? Как преодолевают они свое одиночество?
— Согласны ли вы с тем, что «"Муму" — повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества»?
2. Назовите одиноких героев повести.
3. Сформулируйте цели и задачи урока, проговорите их в паре, запишите в рабочую тетрадь.
VI. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов (Задания для развития мышления и речи)
1. Узнайте героя повести «Муму» по описанию:
- Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень быстро соскочила. Нрава она была весьма смирного.
-Он вошел, закинул руки назад, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены. Прищурил он свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка.
-Она выезжала редко и уединенно доживала последние дни своей скупой и скучающей старости... Иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей.
-Она заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
2. Работа по группам
1группа: Кто такой Капитон? Прочитайте его словесный портрет. Можно ли сказать, что у Капитона есть чувство собственного достоинства?
2группа Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Сравните описание Татьяны с иллюстрацией художника И.И. Пчелко.
НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ИМЕНА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЭТОЙ ИСТОРИИ:
Герасим ,башмачник Капитон Климов, прачка Татьяна, дворецкий Гаврил
3. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.
«Нигде до этой повести Тургенев не изображал с такой силой давящий уклад крепостничества, который делает рабов "и немыми, и глухими". Ведь "немой" оказывается и прачка Татьяна, которая с покорным "слушаюсь" узнает о решении выдать ее замуж за пьяницу Капитона, не считаясь с ее привязанностью к Герасиму». (П.Г. Пустовойт)
— Случайно ли, на ваш взгляд, И.С. Тургенев рисует русский народ бессловесным?
— Почему и Татьяну, и другую челядь можно назвать «немыми»?
— Как И.С. Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой ответ.
4. Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопрос.
«К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвется и разбушуется Герасим, потрясенный вопиющей несправедливостью, раскроет немые уста и заговорит! Какой грозной будет эта речь!» (В.И. Кулешов)
— Какими вопиющими несправедливостями потрясен герой?
V. Закрепление знаний
(индивидуальное выполнение в составе группы с последующей взаимопроверкой по образцу):
Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.
Основываясь на приведенном ниже высказывании, ответьте на вопросы.
«Мы - народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее. В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». (И.С. Тургенев)
— Согласны ли вы с И.С. Тургеневым в том, что «мы — народ юный и сильный»?
— На чем основывается, по-вашему, вера писателя в русского человека?
«Тургенев считал, что повесть дает богатую пищу для размышлений и выводов. Герой изображен как личность исключительной духовной красоты, наделенная физической мощью и непостижимой кротостью, добротой, нравственной чистотой. Герасима можно сравнить с фольклорными героями». {В.И. Кулешов)
— Как вы думаете, над какими вопросами можно поразмышлять и какие выводы сделать после прочтения «Муму» И.С. Тургенева?
— В чем, по-вашему, состоит духовная красота Герасима?
— Каких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает вам Герасим?
Отметим нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Этот человек, обладающий чувством собственного достоинства, а потому не идущий на компромисс.
Примечание.
Работа со словом (на всех этапах урока)
Учащиеся сначала сами объясняют лексическое значение слов, затем работают с толковым словарем С.И. Ожегова
Лексический диктант: цитата ( разбирается на примере эпиграфа к уроку), тезис,символ, бездуховность, жестокосердие, равнодушие (морфемный разбор слов)
Лексическое значение слов «компромисс» - соглашение на основе взаимных покупок. «цитата» - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. «Тезис» - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Работа над нравственными понятиями:
Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.
Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.
Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.
Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.
VI. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия результатов
(Коллективное выполнение задачи с последующей проверкой.)
— Напишите речь от имени немого Герасима. К кому будет она обращена? Какими чувствами она наполнена?
- Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?
VII. Домашнее задание:
Напишите свой финал этого произведения
VIII.Рефлексия.
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.