СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Германские земли и держава австрийских Габсбургов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Германские земли и держава австрийских Габсбургов»

Конспект урока по истории для 7 класса
Тема: «Германские земли и держава австрийских Габсбургов в XVI-XVII веках»

Цель: Сформировать представление о политическом устройстве Священной Римской империи, особенностях развития германских земель и роли династии Габсбургов в европейской истории.

Задачи:

  1. Образовательные: раскрыть причины политической раздробленности Германии, охарактеризовать социально-экономические противоречия, проанализировать последствия Реформации и Крестьянской войны

  2. Развивающие: развивать умение работать с картой, анализировать исторические документы, выделять причинно-следственные связи

  3. Воспитательные: формировать понимание сложности исторических процессов и последствий религиозных конфликтов

Ход урока:

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания: карточки по теме «Реформация и контрреформация»

Вариант 1
1. Основным содержанием Реформации было:

а) движение за обновление и реформу Католической церкви б) открытие новых морских путей
в) укрепление власти императора Священной Римской империи г) создание новых монашеских орденов
2. Год, с которого традиционно начинают отсчёт Реформации в Европе:
а) 1492 г. б) 1517 г. в) 1555 г. г) 1571 г.
3. Немецкий священник, выступивший с критикой продажи индульгенций и практики Католической церкви:
а) Жан Кальвин б) Игнатий Лойола в) Мартин Лютер г) Томас Мюнцер
4. Документ, с обнародования которого началась Реформация:
а) 95 тезисов б) Аугсбургский религиозный мир в) «12 статей» крестьян г) Вестфальский мирный договор
5. Основной лозунг, выдвинутый Мартином Лютером:
а) «Верую, ибо абсурдно» б) «Спасение верой» в) «Власть принадлежит народу» г) «Хлеба и зрелищ!»
6. Религиозный мир, заключённый в 1555 году и установивший принцип «чья власть, того и вера»:
а) Вестфальский б) Аугсбургский в) Тридентский г) Мадридский
7. Католическая церковь в ответ на Реформацию начала:
а) Контрреформацию б) Новую Реформацию в) Великие географические открытия г) Крестовые походы
8. Основатель ордена иезуитов:
а) Жан Кальвин б) Мартин Лютер в) Игнатий Лойола г) Томас Мюнцер
9. Главный орган, созданный для борьбы с ересью в ходе Контрреформации:
а) Инквизиция б) Рейхстагв) Генеральные г) Парламент
10. Итогом Реформации и Контрреформации в Европе стало:
а) сохранение единства Католической церкви б) распространение ислама в) укрепление светской власти Папы Римского г) разделение христиан на католиков и протестантов



Вариант 2
1. Реформация – это широкое движение за:
а) открытие новых земель б) реформу Католической церкви в) укрепление власти короля г) развитие науки и искусства
2. Событие, считающееся началом Реформации, произошло в:
а) 1453 г. б) 1517 г. в) 1525 г. г) 1555 г.
3. Основателем Реформации в Германии считается:
а) Жан Кальвин б) Игнатий Лойола в) Мартин Лютер г) Эразм Роттердамский
4. Поводом для начала Реформации послужила(о):
а) продажа индульгенций б) крестьянская война в) открытие Америки г) изобретение книгопечатания
5. Основной идеей учения Мартина Лютера было:
а) «Спасение верой» б) «Власть принадлежит аристократии» в) «Богатство – признак избранности»
г) «Необходимость уничтожения монастырей»
6. Документ, закрепивший право князей выбирать религию для своего княжества:
а) 95 тезисов б) Аугсбургский религиозный мир в) Тридентский собор г) Вестфальский мир
7. Ответ Католической церкви на Реформацию получил название:
а) Ренессанс б) Контрреформация в) Реставрация г) Инквизиция
8. Основатель ордена иезуитов, главной целью которого была защита и распространение католичества:
а) Жан Кальвин б) Мартин Лютер в) Игнатий Лойола г) Томас Мюнцер
9. Для борьбы с еретиками и инакомыслием в ходе Контрреформации использовалась:
а) Инквизиция б) Дипломатия в) Проповеди г) Народные восстания
10. Важнейшим следствием Реформации и Контрреформации стало:
а) полное исчезновение католичества в Европе б) религиозное единство Европы в) усиление власти Папы Римского над монархами г) разделение Европы на католические и протестантские государства









ОТВЕТЫ

Вариант 1:

  1. а

  2. б

  3. в

  4. а

  5. б

  6. б

  7. а

  8. в

  9. а

  10. г

Вариант 2:

  1. б

  2. б

  3. в

  4. а

  5. а

  6. б

  7. б

  8. в

  9. а

  10. г

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа:

  1. Что такое Реформация?

  2. Какие вы знаете крупные государства Европы XVI века?

  3. Чем характеризуется период раздробленности?

3. Мотивация. Проблемный вопрос: "Почему Германия, будучи одной из самых крупных и населенных стран Европы, не смогла стать единым централизованным государством в XVI веке?"

4. Изучение нового материала

1. Политическая раздробленность Германии

  • Священная Римская империя - около 300 княжеств

  • Роль курфюрстов в выборах императора

  • Власть Габсбургов: формальная vs реальная

Работа с картой: показать основные княжества

2. Социально-экономические противоречия

  • Контраст между развитыми городами и отсталой деревней

  • Усиление власти сеньоров

  • Недовольство всех слоев общества католической церковью

3. Реформация и Крестьянская война

  • Причины Крестьянской войны 1524-1525 гг.

  • Программы восставших: "12 статей" и "Статейное письмо

  • Причины поражения и последствия

  • Документ: анализ требований крестьян

4. Угроза османского нашествия

  • Битва при Мохаче (1526) и её последствия

  • Осада Вены (1529)

  • Образование Дунайской монархии Габсбургов



5. Усиление власти Габсбургов

  • Политика Фердинанда I

  • Религиозная политика Рудольфа II

  • Преодоление османской угрозы к концу XVII века

5. Закрепление изученного материала. Устно

Тестовые задания:

  1. Сколько княжеств входило в состав Священной Римской империи?

а) около 100 б) около 300 в) около 500

  1. Кто выбирал императора Священной Римской империи?

а) все князья б) курфюрсты в) римский папа

  1. В каком году произошла Крестьянская война в Германии?

а) 1524-1525 гг. б) 1546-1547 гг. в) 1558-1559 гг.

Обсуждение проблемного вопроса

6. Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Какие аспекты темы вызвали наибольший интерес?

7. Домашнее задание (1 мин)

Обязательное: §7, ответить на вопросы 1-3. Подготовить сообщение об одной из программ восставших крестьян ("12 статей" или "Статейное письмо") или по любому аспекту темы на выбор учащегося.