СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герменевтический анализ художественного текста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Герменевтика характеризуется как искусство передачи не просто смысла слов или текста в целом, но направлено на понимание сложного и иносказательного смысла или скрытого, неявного знания, содержащегося в текстах.

  Герменевтика – это интерпретация текстов (художественных, религиозных, исторических, философских), теория постижения смысла, понимание, искусство проникновения в сущность чужой индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Герменевтический анализ художественного текста.»

Герменевтический анализ художественного текста Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №35 Г.о. Подольск Железнова Наталья Николаевна

Герменевтический анализ художественного текста

Выполнила учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ №35 Г.о. Подольск

Железнова Наталья Николаевна

Герменевтика Характеризуется как искусство передачи не просто смысла слов или текста в целом, но направлено на понимание сложного и иносказательного смысла или скрытого, неявного знания, содержащегося в текстах.

Герменевтика

  • Характеризуется как искусство передачи не просто смысла слов или текста в целом, но направлено на понимание сложного и иносказательного смысла или скрытого, неявного знания, содержащегося в текстах.
Герменевтика –  это интерпретация текстов, теория постижения смысла, понимание, искусство проникновения в сущность чужой индивидуальности.

Герменевтика – это интерпретация текстов, теория постижения смысла, понимание, искусство проникновения в сущность чужой индивидуальности.

Филологическая герменевтика - общая теория искусства, понимания, интерпретации текста; совокупность методов, приемов и концепций интерпретации текста. Филологическая герменевтика исследует процесс понимания и условия его реализации.

Филологическая герменевтика - общая теория искусства, понимания, интерпретации текста; совокупность методов, приемов и концепций интерпретации текста. Филологическая герменевтика исследует процесс понимания и условия его реализации.

Литературная герменевтика исходит из того, что произведение искусства нельзя понять само по себе, как единичный продукт творческой деятельности. Произведение - материальное воплощение эстетического опыта, факт культуры, при его интерпретации необходимо реконструировать его место в духовной истории человечества. В литературоведении акцент делается на восприятии и воздействии искусства.

Литературная герменевтика исходит из того, что произведение искусства нельзя понять само по себе, как единичный продукт творческой деятельности. Произведение - материальное воплощение эстетического опыта, факт культуры, при его интерпретации необходимо реконструировать его место в духовной истории человечества. В литературоведении акцент делается на восприятии и воздействии искусства.

Тексты рассматриваются не изолированно, а в общем интертестуальном поле. При истолковании текста необходимо иметь полное представление о личности автора. Изучить историческую и культурную среду, в которой жил автор. Грамматический и филологический анализ осуществлять в соответствии с законами языка оригинала. Изучить текст автора. Определить жанр, выявить художественные особенности и приёмы, специфику языка. При истолковании сравнивать текст с другими аналогичными текстами. При истолковании сначала определить, какой смысл имело написанное для автора и его среды, а потом выявить отношение текста к современности. Интуитивная сопричастность толкователя духу текста.
  • Тексты рассматриваются не изолированно, а в общем интертестуальном поле.
  • При истолковании текста необходимо иметь полное представление о личности автора.
  • Изучить историческую и культурную среду, в которой жил автор.
  • Грамматический и филологический анализ осуществлять в соответствии с законами языка оригинала.
  • Изучить текст автора.
  • Определить жанр, выявить художественные особенности и приёмы, специфику языка.
  • При истолковании сравнивать текст с другими аналогичными текстами.
  • При истолковании сначала определить, какой смысл имело написанное для автора и его среды, а потом выявить отношение текста к современности.
  • Интуитивная сопричастность толкователя духу текста.
Герменевтический круг – это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого.

Герменевтический круг – это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого.

 «Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но и для понимания отдельных частей уже должно быть представление о смысле целого. Т.е. слово должно быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, которое, в свою очередь, невозможно без понимания его частей» (Е.В. Чепкасова).

«Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но и для понимания отдельных частей уже должно быть представление о смысле целого. Т.е. слово должно быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, которое, в свою очередь, невозможно без понимания его частей» (Е.В. Чепкасова).

Парадокс герменевтического круга: чтобы понять общее, необходимо знать частное, но, чтобы понять частное, также нужно знать общее. Так как это процесс может быть по сути своей бесконечен, то и понимание текста может быть также бесконечным.

Парадокс герменевтического круга: чтобы понять общее, необходимо знать частное, но, чтобы понять частное, также нужно знать общее. Так как это процесс может быть по сути своей бесконечен, то и понимание текста может быть также бесконечным.

Герменевтический круг Герменевтический круг  — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации , с одной стороны, и понимания  — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики. объяснение понимание и интерпретация

Герменевтический круг

Герменевтический круг  — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации , с одной стороны, и понимания  — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики.

объяснение

понимание

и

интерпретация

Герменевтический треугольник (автор – текст – читатель).  Итальянский историк права и герменевт Эмилио Бетти предложил теоретическую модель. Согласно его выводам, процесс понимания состоит из трёх моментов: автор, инициатор «манифистации»; текст, подлежащий пониманию; интерпретатор, адресат, понимающий субъект.

Герменевтический треугольник (автор – текст – читатель).

Итальянский историк права и герменевт Эмилио Бетти предложил теоретическую модель. Согласно его выводам, процесс понимания состоит из трёх моментов:

  • автор, инициатор «манифистации»;
  • текст, подлежащий пониманию;
  • интерпретатор, адресат, понимающий субъект.
Герменевтический треугольник

Герменевтический треугольник

Герменевтический анализ художественного текста Определить тему, идею и мотивы, объяснить, почему автор обратился к освещению такой темы, что побудило его к этому; на что художник обратил внимание и почему, по каким соображениям? Какую идею утверждает автор и с какой целью? Обосновать целесообразность, полезность выбранного жанра для освещения предложенной тематики, проблематики, композиции (архитектоники) произведения. Выяснить, отражает ли композиция замысел автора, установить, что указывает на это. Руководит ли она читательским восприятием и как, с помощью каких структурных элементов выделяются наиболее важные смыслы текста?

Герменевтический анализ художественного текста

  • Определить тему, идею и мотивы, объяснить, почему автор обратился к освещению такой темы, что побудило его к этому; на что художник обратил внимание и почему, по каким соображениям? Какую идею утверждает автор и с какой целью?
  • Обосновать целесообразность, полезность выбранного жанра для освещения предложенной тематики, проблематики, композиции (архитектоники) произведения. Выяснить, отражает ли композиция замысел автора, установить, что указывает на это. Руководит ли она читательским восприятием и как, с помощью каких структурных элементов выделяются наиболее важные смыслы текста?
Герменевтический анализ художественного текста 3. Объяснить понимание значимости/незначимости сюжета произведения; охарактеризовать его специфику; обосновать рациональность предложенного сюжета в литературно-художественном жанре 9учитывая творчество художника, его место в литературном процессе и т.п.); выяснить достижения художника слова относительно представления идейно-тематического плана, создания художественной выразительности текста. 4. Интерпретировать осмысление системы образов текста; разъяснить наличие интертекстуальных связей и мотивировать их назначение (смысл); истолковать позицию героя и автора.

Герменевтический анализ художественного текста

3. Объяснить понимание значимости/незначимости сюжета произведения; охарактеризовать его специфику; обосновать рациональность предложенного сюжета в литературно-художественном жанре 9учитывая творчество художника, его место в литературном процессе и т.п.); выяснить достижения художника слова относительно представления идейно-тематического плана, создания художественной выразительности текста.

4. Интерпретировать осмысление системы образов текста; разъяснить наличие интертекстуальных связей и мотивировать их назначение (смысл); истолковать позицию героя и автора.

Герменевтический анализ художественного текста 5. Охарактеризовать пространственно-временную организацию текста: обосновать знаковость художественного континуума для национально-культурного и общемирового измерения. 6. Истолковать целесообразность (выигрышность, разумность, необходимость) предложенной формы изложения; мотивировать отбор фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических средств языка для актуализации содержания произведения, разъяснить рациональность активизированных языковых единиц, их соответствие замыслу автора, интерпретировать семантику и функции тропов, мотивировать их использование. Объяснить понимание значимости текстовой информации.

Герменевтический анализ художественного текста

5. Охарактеризовать пространственно-временную организацию текста: обосновать знаковость художественного континуума для национально-культурного и общемирового измерения.

6. Истолковать целесообразность (выигрышность, разумность, необходимость) предложенной формы изложения; мотивировать отбор фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических средств языка для актуализации содержания произведения, разъяснить рациональность активизированных языковых единиц, их соответствие замыслу автора, интерпретировать семантику и функции тропов, мотивировать их использование. Объяснить понимание значимости текстовой информации.

Герменевтический анализ художественного текста может сделать процесс чтения более эффективным! Приблизить произведение к сегодняшнему читателю, улучшить понимание. Открыть новые возможности прочтения художественного текста. Вызвать ответную реакцию, активизировать все сферы читательской деятельности. Вызвать личностное отношение, когда через индивидуальное постигается общечеловеческое. Раскрыть истинный смысл произведения.

Герменевтический анализ художественного текста может сделать процесс чтения более эффективным!

  • Приблизить произведение к сегодняшнему читателю, улучшить понимание.
  • Открыть новые возможности прочтения художественного текста.
  • Вызвать ответную реакцию, активизировать все сферы читательской деятельности.
  • Вызвать личностное отношение, когда через индивидуальное постигается общечеловеческое.
  • Раскрыть истинный смысл произведения.
Интернет-источники https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-09/1631647320_43-phonoteka-org-p-kartinka-pero-i-chernilnitsa-prozrachnii-f-50.jpg - чернильница с пером https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614697400_67-p-fon-s-ugolkami-86.png - рамка с уголком https://trafaret-decor.ru/sites/default/files/2022-12/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%2815%29.jpg - фон

Интернет-источники

  • https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-09/1631647320_43-phonoteka-org-p-kartinka-pero-i-chernilnitsa-prozrachnii-f-50.jpg - чернильница с пером
  • https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614697400_67-p-fon-s-ugolkami-86.png - рамка с уголком
  • https://trafaret-decor.ru/sites/default/files/2022-12/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%2815%29.jpg - фон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!