Конспект воспитательного события
«Герои нашего времени. Кто они?»
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Просмотр видео фрагмента
Приветствие
Здравствуйте, мои дорогие учащиеся ! Я очень рада нашей сегодняшней встрече.
- Ребята, мы с вами только что просмотрели небольшой видеоролик. Какие чувства он у вас вызвал? О ком шла речь на этом видео? Обратите своё внимание и на фотографии, развешенные на доске, здесь вы так же можете увидеть представителей этих профессий.
2. Объявление темы
Как вы думаете, какие качества объединяют этих людей?
Правильно, все они ежедневно совершают подвиг, спасая жизни людей. А как мы называем людей, которые совершают подвиг?
-Герои! (отвечают дети).
- Конечно же! Это настоящие герои, живущие рядом с нами. Это герои нашего времени. О них сегодня мы и поговорим. (Учитель пишет тему на доске)
-Ребята, а этот список можно продолжить? А хотите лично увидеть или познакомиться с теми, кто мог бы мог продолжить ряд этих фотографий?
-Для этого у меня есть волшебная шкатулка. Заглянув в неё, вы найдёте ответ на этот вопрос.
- Я хотела бы попросить каждого из вас подойти и заглянуть в шкатулку. Но только тихо, это секрет!
- Кого же вы увидели в шкатулке?
Дети отвечают: - Каждый из нас.(Заглянув в шкатулку, учащиеся в зеркале видят себя)
-Это значит, что, ребята, каждый из вас может стать героем.
3. Составление портрета героя.
Безусловно, во все времена в любом обществе, в любом государстве существуют люди, которых называют героями.
- Ребята, по вашему мнению, герой нашего времени какой! Давайте, вместе постараемся составить портрет героя. Для этого вам нужно ответил на мои вопросы:
1) Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем? (Это люди разного возраста)
2) Как должен выглядеть настоящий герой? (красивый, высокий, худой, плотного телосложения)
(Внешность может быть совершенно разной)
3) Герои – это люди особых профессии? (Героем может стать любой человек)
-Получилось ли у нас назвать охарактеризовать героя.
- Нет. (Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек).
- Поэтому создавать мы будем словесный портрет. Каким должен быть герой?
4. Составление словесного портрета героя. –Ребята, посмотрите внимательно на доску. ( на доске развешаны прилагательные, описывающие характер людей). Здесь представлены различные качества характера людей. Выберите, назовите те качества, которыми должен обладать герой. Выбрать качества, которые присущие настоящему герою.
Честность
Смелость
Ответственность
Доброта
Сила воли
Безрассудство
Страх,
Милосердие
Храбрость
Трусость
Бескорыстие
Мужество
Хвастливость
Стремление выделиться
- А вы обладаете перечисленными качествами?
(Обратить внимание на лишние качества, которые мешают хорошим поступкам. Нужно проговорить. Для того, чтобы перейти к ситуациям.)
5. Проблемные ситуации. Обсуждение. (Групповая работа)
- Ребята, давайте поделимся на две команды. Каждая команда должна выбрать. Каждая команда получает описание чрезвычайной ситуации. Ваша задача ознакомиться с ней и ответить на вопросы.
(Карточки с заданиями выдаются для каждой группы и высвечиваются на экране)
1.В одном небольшом городе произошёл такой случай. Жарким июльским днем молодая женщина, пришедшая на пляж, увидела, что в воде, далеко от берега тонет мальчик лет 10-12. Тем временем неподалёку сидели молодые люди, слушали музыку, не замечая происходящего. Женщина, не раздумывая, бросилась в воду. Она спасла утопающего ребенка.
1. Можно ли считать эту молодую женщину героем и почему?
2. Какими качествами обладает женщина?
2.Ещё одна ситуация. Один мальчик решил доказать другому, что он смелый и прыгнул с моста в реку.(Хвастливость, безрассудство, стремление выделиться…):
1. Можно ли мальчика считать героем?
2. Почему нельзя? Какими качествами он обладает?
5. Рассказ о юных героях Республики Башкортостан.
- Сейчас посмотрите на экран. Перед вами некоторые юные герои нашей республики – наша гордость, наши земляки. Давайте познакомимся с ними.
ФадисСалимгареев, 9 лет, город Белебей. Во время зимних каникул он спас своего друга, провалившегося под лёд. Мальчики гуляли на водоёме, и неожиданно приятель Фадиса начал бить ногами по льду, в результате чего и провалился в воду. Школьник начал тонуть, юный герой не растерялся и вытащил друга.
ИрикУмербаев, 14 лет, село ВерхнеиткуловоИшимбайского района. 27 декабря подросток спас одинокую пожилую соседку из пожара. Мальчик выломал замок на двери горящего дома и вывел бабушку, после чего принялся тушить пожар.
Азамат Арапов, 11 лет, село МраковоКугарчинского района. Летом юный герой спас 13-летнюю девочку, попавшую в водоворот. Несчастный случай произошёл в деревне ДумбаевоКугарчинского района на реке Оло-Эйек. Увидев, что девочка начала тонуть, Азамат, не раздумывая, бросился к ней на помощь: мальчик нырнул на глубину 4 метров и вытащил тонущую на берег.
Я думаю, да и вы со мной согласитесь, это люди, которыми можно гордиться и с кого можно брать пример.
6. Самооценка уровня патриотизма.
1) Ребята, перед вами список желаний. Выберите любые желания, которые совпадают с вашими.
Список желаний.(Раздается индивидуально и высвечивается на экране)
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Иметь возможность совершить подвиг
Иметь возможность много командовать
Иметь много слуг и распоряжаться ими
Иметь доброе сердце
Быть патриотом.
Иметь то, что у других никогда не будет
- Поднимите руки, у кого в желаниях оказались номера 5 и 9 или один из этих номеров? (Значит такие ребята – будущие герои, настоящие патриоты своей Родины).
- А теперь все желания сложите в волшебную шкатулку. Эта волшебная шкатулка обязательно осуществит ваши желания.
7. Рефлексия.
-На столах у вас лежат звезды – символ героизма. Подумайте и напишите имя того человека, который для вас является героем нашего времени. Может быть для вас героем является ваша мама, которая подарила вам жизнь или папа, который является защитником вашей семьи? А может быть, прадедушка, который защищал нашу Родину.
( Дети записывают имена своих героев, на заранее вырезанных формах в виде звезды. На доске висит большая звезда, куда дети вклеятсвои звездочки)
-Ребята, на звездочке, я написала имя своего прадедушки, который прошел войну, попал в плен, но вернулся домой живым и здоровым и приклею звезду с его именем.
А вы готовы это сделать? Прошу по цепочки подойти к доске и прикрепить вашу «Звезду с именем героя».
8. Итог мероприятия
- Сегодня мы с вами выяснили, что конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, и им может быть любой человек. Но определенные качества (можно вернуться к списку и повторить качества) характера необходимы для совершения подвига.
- Я хочу пожелать вам добросовестно учиться и работать, приобрести трудовые навыки – ведь это тоже путь к подвигу! Я не хочу, чтобы когда-либо вам пришлось рисковать своим здоровьем или жизнью. Но ещё больше я не хочу, чтобы когда-нибудь вы прошли мимо чьей-то беды.
- Спасибо за интересный разговор. Всего доброго!