Урок 1. Тема урока: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе.
Цель урока: - пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;
познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;
прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Тип урока – урок усвоение новых знаний.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание
нескольких повестей и рассказов – это роман,
в котором один герой и одна основная идея,
художнически развитая.
В. Г. Белинский
I. Вступительное слово учителя.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».
Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».
1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.
Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.
Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.
В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
Словарная работа
В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.
- назовите определяющие характеристики психологического романа.
Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?
Расскажите о своем отношении к главному герою.
О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?
От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?
Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?
Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?
III. Особенности композиции романа
Вопросы:
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)
5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.
Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.
Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.
Вопросы:
1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?
3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».
Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследит историю его внутренней жизни;
- образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.
IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Вопросы:
1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?
2) Как сам автор говорит о своем герое в предисловии?
Чтение предисловия.
(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)
Домашнее задание
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.
Учитель Раджабова А.Р.
Урок 5. Тема урока: Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов произведения.
Задачи урока:
обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя произведения М.Ю. Лермонтова и раскрыть ее главные черты характера;
привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;
развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.
Я ни разу не делался рабом любимой женщины.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Ход урока
Актуализация знаний
Беседа с учащимися
Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- В чем заключается уникальность этого произведения? (это первый психологический роман в русской литературе)
- Что является основным объектом изучения в психологическом романе?
Психологический роман – это разновидность романа, в котором главная цель – изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении объектом изучения является Печорин, потому что именно он представляет собой, как сказал сам автор, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
Определение темы урока и постановка целей
Слово учителя
Печорин – это сложный психологический образ. Автор раскрывает этот образ по-разному: одним из приемов раскрытия образа является анализ отношений героя к окружающим людям. На прошлом уроке мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким и пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Возможно не случайно в своем Дневнике он пишет: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти».
Лермонтов также проводит своего героя через испытание любовью, так как, по мнению самого писателя, это высшая человеческая ценность.
- Что помогают понять в Печорине женские образы? Именно этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке.
«Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу», – так охарактеризовал эту особенность лермонтовского романа знаменитый литературный критик того времени В.Г. Белинский.
Действительно в этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это, прежде всего, Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это также и княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя.
Это и дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань».
И каждый из этих женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.
Работа по теме урока
Работа в группах
Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?
Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?
Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина от 3, 12 июня.
Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
Чем жертвовала Вера ради Печорина?
Можете ли вы сказать, что Вера любила Печорина?
Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.
Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Обобщающая беседа
Беседа с классом
Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера …
- Почему столь трагично складываются отношения Печорина с людьми, которых он любил, с которыми был близок? Докажите свое мнение текстом произведения.
- Как сам герой пытается объяснить такое положение?
Слово учителя
Итак, все женские образы в романе играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.
V1. Итог урока
1. Слова учителя
Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать.
Кроме этого мы видим, что жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания».
VI1. Домашнее задание
Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.
Учитель Раджабова А.Р.