СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герои пьесы "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица для работы по литературе над характеристикой героев пьесы ГОрького "На дне". С помощью таблицы уч-ся могут составить устные характеристики, можно распределить уч-ся на группы и построить групповую работу, работу в паре

Просмотр содержимого документа
«Герои пьесы "На дне"»

Урок №1. Социальные типы в драме "На дне"

  • Заполнить по ходу прочтения таблицу:

Герой

Профессия, чем занимается

Прошлое

О чём мечтает

Речевая характеристика

Как

отнёсся к утешению Луки

Что говорить после ухода Луки

Судьба героя

Васька Пепел

Клещ

Анна

Настя

Бубнов

Барон

Сатин

Актёр



Урок №1. Социальные типы в драме "На дне"

  • Заполнить по ходу прочтения таблицу:

Герой

Профессия, чем занимается

Прошлое

О чём мечтает

Речевая характеристика

Как

отнёсся к утешению Луки

Что говорить после ухода Луки

Судьба героя

Васька Пепел

Клещ

Анна

Настя

Бубнов

Барон

Сатин

Актёр



Урок №1. Социальные типы в драме "На дне"

  • Заполнить по ходу прочтения таблицу:

Герой

Профессия, чем занимается

Прошлое

О чём мечтает

Речевая характеристика

Как

отнёсся к утешению Луки

Что говорить после ухода Луки

Судьба героя

Васька Пепел

Клещ

Анна

Настя

Бубнов

Барон

Сатин

Актёр











































История создания и постановки пьесы (слово учителя или доклад учащегося)

Пьеса "На дне", написанная в 1902 году, была сразу поставлена на сцене МХАТа, переведена на многие европейские языки, спектакли шли не только в Европе, но и в Японии.

В 1998 году во Франции прошёл спектакль "На дне", поставленный режиссёром, а актёрами стали люди дна. Спектакль готовили год.

Во времена Горького успех спектакля был вызван тем, что она ставила остро не только социальные проблемы, актуальные для России, но и философские, главная из которых - о сущности человека, о его назначении.

Б. Бялик в книге ""На дне" как философская драма", 1977 писал: "В начале 900-х годов голод в деревне совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 миллионов крестьян. Потомки голодных хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. "Дно" стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях "дна" в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания.

Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!»

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жизни». Как указывал сам писатель, он наблюдал прототипов своих героев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ Насти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс. Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или местного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатление, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчитывали на оглушительный провал пьесы.

18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию». Очевидцы и критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ведущие актеры театра. Так, К.

Станиславский играл Сатина, В. Качалов — Барона, О. Книппер-Чехова — Настю.

М. Горький в письме к издателю Пятницкому (1902 г.) писал: "Успех пьесы исключительный, я ничего подобного не ожидал. Игра поразительная! Качалов изумительно хорош! Чудесные артисты!"

Беседа

  • Прочитайте, где происходит действие пьесы (см. стр. 22)

  • Проанализируйте описание ночлежки в начале 1 действия. Какие языковые средства использует автор? В каком цвете рисуется эта картина? Какое настроение создаётся?

  • Предположим, что пьеса имеет другое название: "В подвале", "В пещере", "Подземелье", "В ночлежке". Докажите, что выбранное Горьким название более точно и ёмко. (Первоначально пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане)

Чтение по ролям или просмотр видео. Первые реплики пьесы.

Перед просмотром или прочтением предлагаются вопросы:

  • Каковы реплики героев? О чём они говорят? Как? Слышат ли они друг друга?

Проверка домашнего задания (таблицы)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Актёра? Что мы узнаём о его прошлом? (Он бывший актёр, играл в "Гамлете" второго могильщика. Стр. 25, 44, 54)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Барона. Что мы узнаём о его прошлом? (Он, видимо, бывший дворянин. Бубнов: "Кто его знает? Барин, это верно... Он и теперь нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё". стр. 80-81)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Сатина. Что мы узнаём о его прошлом? (Он карточный шулер. Любуется непонятными окружающим словами, таким образом он утверждает тему человеческого достоинства. Раньше он служил на телеграфе, был образованным человеком. стр. 25, 69. Сидел в тюрьме, а потом - нет ходу. А в тюрьму попал за убийство из-за сестры)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Настю. Что мы узнаём о его прошлом? (Она проститутка, читает книгу "Роковая любовь" из французской жизни с главным героемкрасавцем студентом. ,Она живёт этой книжкой, как своей мечтой, она ушла в этот выдуманный мир, отгородившись им от страшной реальной действительности. стр. 57-58)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Клеща. Что мы узнаём о его прошлом? (Он слесарь. Ему очень трудно живётся, он хочет трудиться, а жизнь выбросила его на "дно")

  • В чём причина того, что Клещ попал на дно? (Из-за лени, по случаю болезни жены, кризис, безработица)

  • Расскажите, что привело в ночлежку Бубнова. Что мы узнаём о его прошлом? (Он был скорняком, имел своё заведение. стр. 26, 68. У жены был любовник, и он хотел жену убить, но вовремя ушёл. Мастерская на жену была, но он всё равно её бы пропил. "И ещё - ленив я. Страсть как работать не люблю".)

  • Какой мы видим в начале пьесы Анну? Что видела она в прошлом? (Анна - жена Клеща. Она стонет, сетует, умирает, есть не хочет. "Побои... обиды... ничего кроме - не видела я... ничего не видела!" стр. 42)

  • Что мы узнаём о настоящем и прошлом Васьки Пепла? (Он вор, любовник Василисы Костылёвой. стр. 47. Отец был вором, и ему то же заказал. стр. 48, 64)

Слово учителя (под запись): Таким образом, предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Чтобы воплотить этот предмет изображения, надо было найти соответствующий конфликт.

Беседа

  • Есть ли в пьесе социальный конфликт? (Да)

  • Между кем и кем? Каков он? (Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её обитателями. Но этот конфликт статичен, лишён динамики. Это происходит потому, что Костылёвы сами не так уж далеко ушли в социальном плане от обитателей ночлежки)

  • Таким образом, социальный конфликт есть, но не он организует действие. Может быть есть любовный конфликт?

  • Задание: проследите развитие любовного сюжета в драме.


Слово учителя: Но любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.

Ещё раз повторю, что Горького интересует сознание ночлежников. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы. Для своей пьесы Горький избрал новаторскую форму. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Но не это главное. Сюжет проявляется не в действиях героев, а в их диалогах; драматическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд.

Развитие философского сюжета

своим трагическим

положением на дне жизни

  • Почему появление Луки здесь является завязкой? Ведь он же никак внешне не влияет на жизнь ночлежников. (В связи с его появлением в их сознании начинается напряжённая работа. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них. И это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать)

Проверка таблицы

  • О чём мечтает Актёр? (Он мечтает вылечиться от алкоголизма и снова играть второго могильщика. стр. 45, 54)

  • О чём мечтает Васька Пепел? (Уйти в Сибирь с Наташей и жить там честно)

  • О чём мечтает Клещ? (Вырваться из ночлежки, найти работу. стр. 30)

  • О чём мечтает Настя? (О красивой и чистой любви)

Слово учителя: Мечты обнаруживают истинную человеческую сущность героев Горького. Так проявляется ещё одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются вопиющим противоречием с их теперешним социальным положением. Человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Беседа

  • Каждый ли из героев готов откликнуться на слова Луки? (Нет. Не мечтают Барон, Сатин и Бубнов)

  • Какова позиция Бубнова? Почему он отказывается мечтать? (Можно провести аналогию между Ужом и Бубновым. Бубнов говорит: "Снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся"... Это показывает его бескрылость и обречённость. Он смирился со своей долей)

  • Чья позиция близка позиции Бубнова? (Барона)

  • Какое у него любимое словечко? ("Дальше")

Слово учителя:

Барон символизирует постепенную деградацию семейства Дебилей. Вспомните, когда он рассказывает о своём прошлом, он вспоминает только костюмы. Но прав Сатин, когда обращается к Барону: "В карете прошлого далеко не уедешь".)

Беседа:

  • Вспомните, с какими словами появился в ночлежке Лука ("Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают".)

  • Какова позиция Луки, выраженная в этих словах? (Он полагает, что человек изначально хорош, и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным)

  • Перескажите рассказ Луки о том, как он сторожил дачу. (Можно просмотреть фрагмент спектакля)

  • Почему, по мысли Луки и по словам воров, они стали такими? (Есть нечего, от социальных условий, от чёрствости людской)

  • Можно ли, по вашему мнению, так легко перевоспитать их, как это сделал Лука?

  • Какую роль играет этот рассказ в пьесе? (Этот рассказ-притча проясняет причину тёплого и доброжелательного отношения Луки ко всем людям) Д/з

  • Отбор материала к образу Луки по вариантам.

Отобрать материал, характеризующий Луку. Группа 1. - самохарактеристика. Группа 2. - Речевая хар-ка. Группа 3. - Хар-ка другими действующими лицами. Группа 4. - Авторские ремарки.

Каждая группа заполняет свою часть таблицы, затем эти части сводятся вместе.



  • Второе задание: выписать или отметить в тексте высказывания героев о правде. Составить таблицу. Выделите сходства и различия позиций Бубнова и Сатина. Чем позиция Луки отличается от из позиции? Есть ли общее в отношении к человеку Луки и Сатина

Лука

Сатин

Бубнов

Урок №2. Понимание правды и веры персонажами

Слово учителя:

Одним из героев пьесы является Лука. Он странник. Что же такое странничество? Это явление глубоко национальное, отражающее существенную сторону жизни русского народа. Странничество имеет духовную основу, духовные корни. Это особое внутреннее состояние человека, отказавшегося от земных сокровищ и ищущего сокровищ небесных.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Странничество есть невозвратное оставление всего, что в Отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть недерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявленное знание, утаиваемое, невидимое намерение, необнаруживаемый промысел, хотение унижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины". Горький относился к идеологии странничества отрицательно и даже враждебно. В ранних рассказах он создал такой тип бродяги, который только может существовать в замкнутом, порвавшем связи с Творцом мире, где действуют "волчьи законы".

Теперь обратимся к образу Луки и вспомним, каковы средства создания образа в драматическом произведении.

  • Проанализируйте речь Луки (Речь Луки состоит из афоризмов, кратких изречений, поговорок, заключающих в себе глубокую мудрость. "Человека приласкать - никогда не вредно... Надо кому-нибудь и добрым быть. Христос - он всех жалел и нам так велел... Вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!")

  • Как Лука себя характеризует?

  • Как его характеризуют другие действующие лица?

  • Когда впервые появляется Лука в пьесе?

  • С какими ласковыми словами он сразу обратился к Наташе? ("милая", "Спасибо", "девушка")  Как он приласкал Анну?

  • Какие поступки совершает? (Подмёл пол за других, успокоил Настю)

  • Зачитайте, какое первое впечатление Лука произвёл на окружающих

  • Что помогло Луке приобрести доверие окружающих? (Доброта, ласковость, мягкость. Этому способствовали также добродушный тон Луки, его непритязательность, обилие народных пословиц в его речи, частые рассуждения о человеке и жалости к людям)

Слово учителя: Мы с вами уже коснулись двух значений слова "дно".

  • Какие значения слова "дно" вы знаете? (Это прямое значение - место жительства ночлежников - подвал, и социальное "дно" - то есть люди, опустившиеся в материальном плане.)  Но есть и третье значение слова "дно" - духовно-нравственное. Каково это значение, поясните. (Обитатели ночлежного дома утратили веру в Бога (а может, и не имели её вовсе), значит, утратили и веру в себя, в свои внутренние возможности. Актёр говорит: "А почему погиб? Веры у меня не было... Кончен я...")

Веры нет, но тоска по свету осталась. Вот эту тоску и подмечает Лука в людях и старается разжечь ту искру, что ещё слабо горит в их сердцах. Почти каждого из ночлежников Лука куданибудь поманил, поскольку многие из них были уже предрасположены к этому, как видно в экспозиции пьесы. Появившись в ночлежке, Лука "ронял зёрна в землю, удобную для посева".

Реализация предыдущего домашнего задания:

  • Какую мечту заронил Лука в сознание Анны?

  • Чем обнадёжил Актёра?

  • Какую мечту поддержал в Насте?

  • Что предложил Пеплу?

  • Какую мечту вселил в Натащу?

  • Какое слово чаще всего звучит в высказываниях Луки? ("терпение")

  • Приведите примеры из текста ("Потерпи ещё. Все, милая, терпят... Всяк по-своему жизнь терпит. Ты пока готовься! Воздержись!.. Возьми себя в руки и терпи... Начнёшь жить снова".)  Легче ли стало от этого людям?

  • Лжёт ли Лука? Так ли уж плохи его слова?

  • А нужна ли такая утешительная ложь другим?

  • Только ли утешительные слова говорит Лука? (Нет. Он активно вмешивается в отношения между людьми)

  • Приведите примеры (1. Просит Барона поласковее быть с Настей. 2. Дважды останавливает

Пепла от расправы над Костылёвым. 3. Советует Наташе и Пеплу уйти отсюда и начать

новую жизнь. 4. Твёрдо противостоит полицейскому Медведеву и содержателям ночлежного дома)

Герои Горького много спорят о правде.

  • Как Клещ относится к правде? (Он пытается заслониться от правды, как от злейшего врага: "Да на что мне - правда-то? ... Будь она, правда-то, проклята!" "Где правда-то? Вот правда! Силы нет! ... Пристанища нет!")

  • А Бубнов? ("А я вот не умею врать. И зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть". Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем).

  • Что для Сатина правда? (Сатин поёт гимн правде: "Правда - бог свободного человека". Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!» Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.)

  • Как Лука относится к правде? (Он предостерегает Пепла: "Что тебе правда больно нужна,

подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя"...)

Без любви, без благодати правда, действительно, бывает страшна. Это правда человека, движущегося по замкнутому кругу и видящего всё в одной плоскости.

  • Какие слова предваряют притчу Луки о праведной земле? ("Не всегда правдой душу вылечишь")

  • Расскажите притчу Луки о праведной земле (Можно просмотреть фрагмент спектакля)

  • Что хотел с помощью этой притчи доказать Лука? (Человека нельзя лишать надежды, пусть даже иллюзорной. Она показывает, к каким трагическим последствиям может привести правда "факта")

  • Что ещё, по-вашему, в пьесе доказывает эту мысль Луки? (Смерть Актёра: он не выдержал правды и повесился)

  • Как, по-вашему, притчу понимает Горький? (Ложная надежда может привести человека к петле. Так он трактует и причины гибели Актёра)

  • А как надо было понимать выражение "праведная земля"? (Не надо искать правды и счастья, веры вне. Надо искать это внутри себя. Праведная земля - это символ духовного преображения человека. Истинно верующий человек находит Истину внутри себя)

Проверка домашнего задания

Лука

Сатин

Бубнов

Лучше ложь, чем правда.

Познав правду, человек может погибнуть

Против лжи, за правду

Жалеет человека

Уважает человека

Презирает человека

Притча, рассказанная Лукой, - это отголоски верований и преданий о древнерусском граде Китеже, разрушенном во время монголо-татарского нашествия. Старообрядцы верили, что Господь спас город праведников, сделав его невидимым и что этот город продолжает существовать, только он скрыт от врагов христианства.

Для Горького же притча о праведной земле та же ложь, убаюкивающая, навевающая сны. С этой ложью Горький вёл непримиримую борьбу, провозглашая идеал нового свободного человека.

  • В чём выявляется авторская позиция? (В развитии сюжета: после ухода Луки всё происходит не так, как рассчитывали герои и в чём убеждал их Лука. Васька Пепел, действительно, пойдёт в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвинённый в убийстве Костылёва. Актёр в точности повторит судьбу героя притчи. Горький, показывая судьбу Актёра, уверяет читателя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле.)

Реализация предыдущего домашнего задания:

  • Что говорит каждый из героев после ухода Луки?

  • Что происходит с каждым из героев после ухода Луки?

  • В чём, по мнению героев, обманул их Лука? (Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их душу ложную надежду. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он доступен для них)

  • Кто же виноват в том, что судьба ночлежников не изменилась? (Вера, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и с исчезновением героя угасла. Дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть что-то немногое, чтобы изменить свою жизнь)

Слово учителя:

Таким образом, главное обвинение Горький бросает не Луке, а героям, неспособным найти в себе сил противопоставить свою волю действительности.

Записывается:

Так писателю удаётся вскрыть одну из характерных черт русского национального характера:

неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.

  • Почему же Лука находит тёплый отклик в сердцах ночлежников? (Он объясняет их неудачи

внешними обстоятельствами, не винит их самих)

Записывается:

Лука - идеолог пассивного сознания, столь неприемлемого для Горького.

Слово учителя о мировоззрении Горького:

Горький мечтал о свободном гордом человеке (Вспомните его ранние романтические рассказы, их героев: Лойко Зобар, Радда, Челкаш, Сокол). В христианстве он видел бунтарское начало и не приемлет христианского терпения. Смысл Бытия ему видится в творчестве человеческого разума. Горький пребывал в иллюзии всемогущества человеческой мысли. Но мировоззрение писателя столкнулось с правдой жизни, поэтому образ Луки получился сложным, двойственным.

Двойственность

в 1-3 актах вызывает сочувствие к концу 3 акта - недоумение, в конце 4 - неприязнь


Почему? Какими событиями?

Гибель Актёра. "Поманил куда-то, а дороги не указал".



Мнения в критике об образе Луки

"Московские ведомости"

Пробудил ростки добра

"Русская мысль"

Светлый момент примирения, лишний раз почувствовали себя людьми

Мережковский

"Его религия - религия лжи от лукавого"

Л. Н. Толстой

В доброту его не веришь

Горький

Ни во что не верит, но ему жаль людей

  • Каково отношение автора к Луке? (Противоречивое)

Слово учителя:

Горький пытается разоблачить проповедь Луки, показать отрицательные результаты его деятельности

  • Удалось ли Горькому разоблачить позицию Луки? (Нет, это ясно из многочисленных положительных отзывов)

  • А почему, как вы думаете? (Художественная правда оказалась сильнее заданной мировоззренческой схемы)

Точка зрения на Луку в советский период

Его разоблачали, считали отрицательным героем. Доказывали это так:

  1. Показ судьбы тех, кого Лука утешал

  2. Бунт Анны перед смертью

  3. Притча о праведной земле

  4. В самый критический момент он исчезает

  5. Клещ под влиянием Луки примирился с жизнью

Мнение Горького

Лжёт Лука не ради корысти, а от большой усталости, потому что его "мяли много". Лука не уважает людей, они ему безразличны, "он, собственно, ни во что не верит". Чтобы люди ему "не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души", он их утешал, зная, что лжёт.

  • Попробуйте доказать, что это так. Найдите док-ва в тексте. (1. Иронично относится к рассказу Насти о студенте. 2. Равнодушие к ней же в словах: "Пускай плачет-забавляется". 3.

"Дребезжащий смех" - авторская ремарка. Из всех этих фактов мы видим равнодушие к окружающим)

Слово учителя:

Отчасти ему свойственна жалость к людям. Горький писал: "Он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей". "...поёт жалость к людям ... хочет всё-таки обласкать их, сделать им что-нибудь хорошее".

Урок №3. Социальное и философское начала в драме

С вопросом правды связан и вопрос веры. Мы уже подробно говорили о том, во что верит каждый из ночлежников, о чём они мечтают и во что поверили с приходом Луки.

  • Вспомните, во что каждый из них верит (Пепел верит, что в Сибири ему уготована хорошая жизнь вместе с Наташей. Клещ верит в то, что найдёт работу. Анна верит в то, что умрёт спокойно. Актёр верит, что вылечится от пьянства и снова будет 2-ым могильщиком. Настя верит в любовь.)

И, конечно, с вопросом веры связан вопрос Бога

  • Как Лука отвечает на вопрос Пепла: "Слушай, старик: Бог есть?"? ("Коли веришь - есть; не веришь - нет... Во что веришь, то и есть"... Тут можно вспомнить роман Булгакова "Мастер и

Маргарита". Там писатель рассуждает о том же и говорит: "Каждому воздастся по его вере" Буквально это прочитывается так же: "Во что веришь, то и есть")

  • Как вы понимаете этот ответ Луки? Не кажется ли он вам уклончивым?

Рассудочным путём Бога не познать. Это акт глубоко личный. Вера приходит в сердце так же, как и любовь. При этом открываются духовные очи, и человек чувствует Господа. (Как тут не вспомнить стихотворение Пушкина "Пророк"? Там тоже описывается акт познания Бога. Без Бога человек бредёт в пустыне мира без приюта. Так же и у Лермонтова в "Демоне": Демон утратил рай, Бога и скитается в пустыне мира без приюта, мечтая вернуть утраченный рай.) Логических путей познания Бога нет. Опять же у Булгакова: "– Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья спросил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять? – Увы! – с сожалением ответил Берлиоз, – ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может. (Действительно, не может!) – Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!"

Также в пьесе ведётся и спор о человеке. Оппонентами в споре становятся Сатин и Лука. Лука считает, что человека надо жалеть, а для этого и солгать ему можно, ложь во спасение. Сатин же считает, что ложь унижает.

  • Выделите положительные и отрицательные черты Сатина (Сатин умён, силён до некоторой степени, уважает человека, имеет сострадание к нему, но пьяница, шулер, зарабатывать на жизнь честным путём не может, ничего с жизнью своей сделать не может)

  • Зачитайте монолог Сатина (Можно посмотреть фрагмент из спектакля)

  • Что Сатин утверждает в монологе? (Жалость унижает человека. Человека необходимо уважать)

  • Почему именно в уста Сатина Горький вкладывает это монолог? (Он единственный из героев, способный более или менее понять Луку и философски ответить ему. Он достаточно силён, не такая тряпка, как Барон или Клещ)


Обобщение и повторение:

Поговорим теперь о жанре пьесы.

  • Каков конфликт? Социальный? Любовный? Философский? (Социальный неярко выражен: хозяева ночлежки недалеко ушли в материальном плане от обитателей её. Любовный конфликт не главный, так как любовный треугольник: Наташа, Василиса, Пепел - приводит к столкновению Наташи и Василисы, Пепел мстит, но убивает Костылёва. Судьба Пепла не стоит во главе пьесы. Горький исследует сознание ночлежников. Именно оно является предметом его изображения. Следовательно, философский конфликт главный)

  • Повторим, о чём спорят ночлежники, каковы предметы их споров? (Человек, правда и ложь, вера)

  • А какова роль любовного конфликта в пьесе?

  • В чём состоит основное противоречие в характерах ночлежников? (Они хотят от жизни

многого, но ничего не могут сделать, их сил и желания для изменения жизни не хватает)

Таким образом, драма Горького социально-философская, так как всё же в сознании ночлежников отразились социальные условия русской действительности рубежа веков.

  • Вспомним, что такое реализм, каковы его основные черты? (Реализм постигает сложную взаимосвязь характера со средой, исследует пути воздействия обстоятельств на характеры)

  • Докажите, что пьеса написана реалистическим методом (Автор показывает предысторию героев, показывает те обстоятельства, в которых герои оказались теперь, в настоящем, выделяет типы)

Письменная работа (учитель читает вопросы, учащиеся письменно на них отвечают):

Тестовые вопросы:

  1. Назовите символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни. (дно)

  2. В драме М. Горького «На дне» противопоставлены две «правды жизни»: «Человек… Это звучит гордо!» (Сатин) и «Все люди на земле лишние» (Бубнов). Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении или сопоставлении резко противоположных понятий или образов. (Антитеза)

  3. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? (Ремарка)

  4. Одним из наиболее драматических моментов действия пьесы М. Горького «На дне» является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия? (укажите термин). (Кульминация)

  5. Назовите назидательно-аллегорический жанр, которому близок рассказ Луки о праведной земле (драма М. Горького «На дне»). (Притча)

  6. Третий акт драмы М. Горького «На дне» открывается авторским комментарием: «Пустырь – засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него – кусты бузины». Как называется подобное авторское пояснение, включенное в текст драматического произведения? (Ремарка)

Обсуждение тем сочинений, составление тезисных сложных планов, подготовка к сочинению

1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

С одной стороны, он образованный человек, был телеграфистом, знает много слов, все они ему надоели, поэтому он придумывает новые слова, например, "органон". Это своего рода бунт. Бунт является одной из составляющих его личности. Это его роднит со многими героями Горького. Он сильный человек, но не желает ни работать, ни выбираться со дна.

С другой стороны, он прожигает свои способности и возможности: пьёт, становится шулером. Он как бы является искусителем для других персонажей, Сатаной: подговаривает Пепла убить Костылёва. Он равнодушен к людям. Он отвергает работу, действует на других ночлежников разлагающе. Он сознательно выбирает жизнь преступника, шулера, хотя мог бы найти работу. Его свобода - это свобода ото всего, от моральных норм. Дно он проповедует как норму для нормального человека, таким образом оправдывая себя. Других он презирает, и в то же время провозглашает гимн Человеку. Но Человек этот умозрительный. "Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!" Это какое-то словоблудие, не подтверждённое ничем. Мы не верим ему, так как монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью. На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

  • Почему Сатин оказался на дне? (За сестру. Он убил обидчика своей сестры и попал в тюрьму. А после тюрьмы "хода нет". Потом сестра умирает. Скорее всего, его погружение на дно тоже своего рода бунт. )

  • Что Сатина роднит с горьковскими героями его ранних произведений? (Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали.)

План.

    1. Пьеса Горького "На дне" - драма с глубоким философским конфликтом.

    2. Двойственность образа Сатина

а) Положительные черты:

  • образованный человек

  • сильный человек

б) Отрицательные черты

  • прожигатель жизни

  • искуситель для других персонажей, разлагает их

  • равнодушен к людям

  • свободен от моральных норм

  • живёт ложью, шулер, не желающий работать

  1. Сатин - проводник идей Горького

а) Горький вкладывает свои идеи в уста Сатина, так как других подходящих персонажей в пьесе просто нет

б) "Ложь - религия рабов и хозяев, правда - бог свободного человека!"

в) "Человек - это великолепно, это звучит гордо!"

г) Читатель не верит Сатину, так как монологи отделены от его образа.

  1. Родственность Сатина и героев ранних произведений Горького а) сила

б) бунт

в) презрение к серому обществу и окружающей жизни

г) превыше всего ставит свободу

  1. Сатин - один из главных героев, показывающих правду жизни в том числе и своей неоднозначностью.

  1. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда? Свой ответ обоснуйте.

  2. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

  3. Удалось ли, на ваш взгляд, М. Горькому ответить на вопрос, что лучше – истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».)

  4. Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М. Горького «На дне»? Свое мнение обоснуйте.

  5. Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М. Горького «На дне».)

  6. Что предопределило трагизм финала драмы М. Горького «На дне»?

  7. В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы М. Горького «На дне»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!