Методическая разработка классного часа по теме
«Герои Саратовской области»
Автор: Звегильская Татьяна Викторовна
Организация: МОУ «СОШ п. Пробуждение им.Л.А. Кассиля»
Населенный пункт: Саратовская область, Энгельсский район,
п. Пробуждение
Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: классный час на тему: «Герои Саратовской области» (ко дню Защитника Отечества – 23 февраля)
Актуальность
Жизнь общества ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима во все времена. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – самая благоприятная пора для привития чувства любви к родине, готовности к её защите.
Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать мужественных, инициативных, дисциплинированных, высоконравственных людей, сформировать чувство долга перед государством, Родиной и семьёй.
Основным направлением в области воспитания патриотизма и формирования российской идентичности можно считать воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях российского народа.
Актуальность проведения классного часа «Герои Саратовской области» обусловлена обострением военно-политической ситуации в мире: расширяется и углубляется информационная война, дезинформация искажает картину мира, фальсифицируются события и процессы, исторические факты.
В современной России День защитника Отечества остаётся одним из немногих государственных праздников со столетней историей, сохранивших свой изначальный смысл и объединяющих все народы России на основе идей гражданственности и патриотизма. Это позволяет в полной мере реализовать цели «приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества,общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности». Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, приобщение обучающихся к историческому прошлому Родины, воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, формирование личности, способной противостоять современным вызовам и угрозам – наиболее важная задача на современном этапе.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 2 класса (8-9 лет), классный руководитель, родители, гости.
Роль и место мероприятия: классный час, посвящённый Дню Защитника Отечества, входит в месячник по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проведение данного классного часа позволяет расширить диапазон знаний о героях Саратовской области, сформировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм. Способствует развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей, формировать активную жизненную позицию, способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Цель: формирование представления о Дне Защитника Отечества, знакомство обучающихся с историей и традициями праздника, осознание необходимости защиты Отечества.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей возникновения памятной даты;
- расширить знание учеников о героических страницах истории Отечества;
- дать учащимся представление о понятиях «герой», «подвиг» для уточнения образа героя на примерах из современной жизни;
- сохранять память о подвигах Героев своей малой Родины;
- вызвать у учащихся чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки;
- развивать умения составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- развивать чувство гордости и уважения к героям России;
- развивать чувство гордости и уважения к героям Саратовской области;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувства гордости и уважения к людям, достойным его.
Ожидаемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Метапредметные: уметь извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать её и создавать собственную.
Предметные: уметь выделять существенные признаки понятий «защитник Отечества», «герой», «гражданский подвиг».
Коммуникативные: строить сообщения в устной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать своё мнение.
Форма проведения мероприятия: тематический классный час (это одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.)
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация), практический проблемно-поисковый (сообщение учащихся), рефлексия.
Приёмы: фронтальный, коллективный, индивидуальный, просмотр презентации.
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
- подборка материала;
- разработка сценария классного часа;
- создание презентации;
- привлечение учащихся к поиску информации о земляках-героях;
- пригласить гостей, родителей.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация.
Рекомендации по использованию методической разработки: методическая разработка классного часа «Герои Саратовской области» может быть использована при проведении внеклассных мероприятий познавательной и патриотической направленности. Классный час рассчитан на учащихся начальной школы, но он так же будет интересен и обучающимся среднего звена. Наибольшая его эффективность достигается во время дней воинской славы России. Данная тематика актуальна всегда.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на классном часу.
- Сегодня наш классный час будет посвящен празднику, Дню Защитника Отечества, а вот о ком мы будем говорить, узнаете, собрав из букв слова.
(Раздается каждой группе конверт с буквами. Из букв собираются слова «Герои-земляки»). (Слайд 1)
(Слайд 2) - 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. День защитников Отечества возник в 1918 году как день рождения Красной Армии. Позже праздник стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота. С 1995 года праздник называется «День защитника Отечества».
- Как вы понимаете слово Отечество?
- Каким близким по значению словом его можно заменить? (Родина, Россия, страна, государство)
- Кто обычно становится на защиту Отечества?
-Какими качествами должен обладать защитник? (смелость, сила, храбрость, выносливость, ум, находчивость, честность, смекалка, решительность, дисциплинированность)
(Слайд 3) - Ребята, посмотрите на слова на слайде. Каким одним словом можно заменить эти слова? (Герой)
- Ребята, кто такой герой?
-Прочитайте пословицу.
«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт». (На доске)
-Объясните значение этой пословицы.
-А сейчас попробуйте собрать пословицу из слов и объяснить её значение.
(работа в группах)
1.«Герой за Родину горой»
2. «Жить - Родине служить»
3. «Врага бояться – в живых не остаться»
4.«Человек без Родины, что соловей без песни»
- Герой — человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Слайд 4
Да здравствуют, Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою,
С врагом вступившие в неравный бой.
Вы вражеские силы победили,
Отчизны верные сыны,
Чтобы потомки в мире жили,
И чтобы не было войны! (Читает заранее подготовленный ученик)
- Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых мы называем богатырями. Кто же это? Слайд 5
- Отгадайте загадки:
Долго могучая сила в нём зрела,
А пробудилась от горя она.
Встал богатырь за Отчизну
И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)
Доброе имя носил богатырь –
Врагов не жалел, Отчизну любил.
Вместе с Муромцем служил,
Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)
Храбрый и смелый – отважный смельчак.
Рода поповского наш весельчак.
Самый младой из троих богатырь,
Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)
- На картине «Богатыри» В. М. Васнецова вы видите этих героев. Рассмотрите внимательно богатырей, скажите, во что они одеты, какие на них доспехи? (Грудь защищает кольчуга, голову – шлем.)
- Какое оружие вы видите? (Меч булатный, тугой лук, стрелы, палица, копьё.)
- На чём передвигались богатыри? (На конях богатырских.)
- Собирались богатыри в дружины и защищали родную Русь от врагов.
Богатырь он вот каков!
Он силен, он здоров!
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал.
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы и смотри,
Станем как богатыри!
Воплощен в былинах старых
Вот стоит он как живой!
Бич врагов в сраженьях ярых
Витязь Родины святой!
Меч в руках его тяжелый
А в ногах - узорный щит
На пиру он гость веселый
В битвах - молнией летит!
Богатырь он вот каков!
Он силен, он здоров!
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красно!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся! (читает заранее подготовленный ученик)
- Долгие века наша родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света.
– Сегодня мы вспомним тех, кто стал героем, защищая нашу Родину. А поговорим о героях - именно наших земляках, которые прославили нашу область, участвуя в Великой Отечественной войне и тех, которые исполняли интернациональный долг в демократической республике Афганистан.
- Историю любого города можно узнать по названиям улиц. Многие улицы города Энгельса носят имена людей, чья судьба была связана с его жизнью или имела особое значение для жителей.Мне хочется вспомнить некоторых героев Великой Отечественной войны, чьи имена носят улицы нашего города.
Выступают ученики, заранее подготовившие сообщение о героях-земляках
Слайд 6 Одна из центральных улиц города Энгельса названа в честь нашего земляка, почётного гражданина г. Энгельса генерал - лейтенанта бронетанковых войск Петра Васильевича Волоха. Он родился в конце XIX века в нашем городе. В августе 1943 года южнее города Изюм, на Украине, танкисты под командованием генерала Волоха выиграли тяжёлый бой. Сам генерал был убит осколком снаряда.В июне 1941 года из Энгельса отправилась на фронт 148-я энгельсская стрелковая дивизия. За освобождение города Чернигова в Белоруссии 148-й стрелковой дивизии было присвоено наименование Черниговская. Одна из улиц нашего города носит имя прославленной дивизии.
Слайд 7 По соседству с улицей 148-й Черниговской дивизии расположена улица имени Марины Михайловны Расковой, Героя Советского Союза.
Марина Раскова командовала женским авиаполком, находившимся в городе Энгельсе. Лётчиц немцы прозвали «ночными ведьмами». Эти девушки сражались смело, дерзко. Многие из них стали Героями Советского Союза (в том числе и посмертно).
Слайд 8 Старший лейтенант авиаполка Валерия Хомякова была первой женщиной, сбившей в ночном бою немецкий бомбардировщик. Она погибла в энгельсском небе. Имя лётчицы Валерии Хомяковой носит одна из школ города Энгельса.
Слайд 9 Одна из улиц, расположенных у берега Волги, носит имя Виктора Александровича Кондакова, Героя Советского Союза. Звание Героя Советского Союза нашему земляку присвоено посмертно в 1944 году за 160 успешных бомбардировочно-штурмовых ударов по врагу, 5 лично сбитых самолётов противника и проявленные при этом доблесть и мужество.
Слайд 10 Многие мои одноклассники живут на улице имени Маршала Василевского – знаменитого полководца Великой Отечественной войны.
Александр Михайлович Василевский был одним из авторов плана контрнаступления на Сталинградском направлении. Поскольку г. Энгельс в 1942 - 1943 гг. был оперативным тылом Сталинградского фронта и внёс определённый вклад в дело Победы, наименование улицы именем
маршала Василевского было вполне оправдано.
- В официальном российском календаре на февраль приходится две красные даты. Обе имеют отношение к армии и патриотизму: это День защитника Отечества (23 февраля) и День вывода советских войск из Афганистана (15 февраля). У афганской войны были свои герои. Эти люди отличились в вооруженном противостоянии с исламистскими армиями, которые в 80-е годы прошлого века начали контролировать более половины территории Афганистана. Многие герои «той войны незнаменитой» сегодня попросту забыты. О них, их подвигах и судьбах мы сегодня тоже вспомним, о людях, получивших за Афганистан звания Героев Советского Союза, чьи судьбы связаны с Саратовом и Саратовской областью.
Выступают ученики, заранее подготовившие сообщение о героях-земляках
Слайд 11 Первым из наших земляков высокого звания удостоился военный летчик, командир боевого вертолета, капитан Сергей Филипченков. Сергей Викторович родился 11 августа 1960 года в поселке Бородинский Кировского района Тульской области. В 1981 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. В «командировке» в Афганистане капитан Филипченков находился в 1984-1985 годах. Это был период наиболее интенсивных боевых действий. Здесь он совершил 400 боевых вылетов. 14 сентября 1985 года в ущелье Арзу при прикрытии эвакуации раненых его вертолет был подбит. Однако Сергей Филипченков сумел дотянуть до своего аэродрома и посадить «на брюхо» серьезно поврежденную машину. После возвращения из Афганистана Сергею Викторовичу по долгу службы пришлось принять участие еще в одной опасной эпопее — ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. После демобилизации полковник Филипченков поселился в Саратове, где проживает и поныне.
Слайд 12 Юрий Миролюбов родился в 1967 году в селе Рядовичи Шаблинского района Орловской области в крестьянской семье. Когда был еще ребенком, его родители переехали в Саратовскую область в Краснопартизанский район. Здесь в 1984 году в поселке Чистопольский он окончил среднюю школу и курсы водителей в школе ДОСААФ.
В армию был призван осенью 1985 года. Попал в элитное подразделение. В составе этого спецподразделения принимал в Афганистане участие во многих боевых операциях. Юрий Миролюбов в ходе выполнения боевых задач в составе ограниченного контингента уничтожил 10 моджахедов. В одном из боев был ранен, но остался в строю. В другом бою Миролюбов, рискуя жизнью, вынес из-под огня противника раненого начальника штаба одной из частей спецназа. Однако звание Героя Советского Союза сержанту Миролюбову было присвоено за участие в успешной операции по уничтожению вражеского каравана с оружием.
Слайд 13 Еще одним саратовцем, удостоенным высшей награды Советского Союза, стал командующий 40-й армией, генерал-лейтенант Борис Громов. Борис Всеволодович родился в Саратове 7 ноября 1943 года. В 1952 году поступил в Саратовское суворовское училище. Однако в связи с его расформированием заканчивал суворовское училище в Калинине (Твери). Звание Героя Советского Союза Борису Всеволодовичу было присвоено 3 марта 1988 года за разработку и осуществление операции «Магистраль». Так называлась операция, проведенная советскими войсками в 1987 году по деблокированию находящегося в длительной осаде и имевшего стратегическое значение города Хост. В ходе этой операции был захвачен перевал Сантэ-Кандао (Сатукандав), прикрывающий дорогу на город Хост.
С Саратовом Бориса Громова связывает и начало его политической карьеры. Уже выйдя в отставку, Борис Громов, осенью 1995 года баллотировался в Государственную думу второго созыва и одержал убедительную победу.
- Ребята, но только ли на войне есть место подвигу? Как вы думаете, есть ли герои в мирное время?
- Да, герои есть и в мирное время. И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя. Кто сможет привести пример подвига в мирное время? (Рассказ учащегося).
- В жизни каждого человека есть место для подвига. Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
- Гордиться можно не только героем. Ведь героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей: космонавты, учёные, спортсмены, деятели искусства. Да всех не перечислишь.
- Ребята, а в ваших семьях, есть люди, поступками, делами которых можно гордиться?
- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости.
Существует такое выражение: «Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний».
Слайд 14 Мне хочется закончить наше мероприятие стихотворением:
О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. Спасибо.