Урок музыки. 7 класс
Тема: «Героическая тема в русской музыке»
Цель: выявить характерные черты музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений , в которых отражена героическая тема, рассуждать на поставленные проблемные вопросы, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Средства обучения: компьютер, отрывки видеофильма «Александр Невский», музыка из опер М.И.Глинки «Иван Сусанин», кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». « УМК: Учебник « Музыка 7 класс » Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель (поёт): Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
II Мотивация. Актуализация. Целеполагание
1.Беседа с фронтальным опросом:
- С какими жанрами мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
-Что такое опера? Какие оперы и каких композиторов вы знаете?
-Что такое балет? С каким балетом мы уже знакомы?
-Что такое кантата? С какой кантатой мы уже познакомились?
- Какой темой объединены все эти произведения?
-О чем будем говорить на этом уроке?
Эпиграф нашего урока : «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет» А.Невский.
Прочитайте пословицы:
Народ без героических людей –сирота.
Герой тот , кто ценою своей жизни спасает жизнь других.
- Как вы понимаете их смысл?
- Что такое героизм? (Ответы обучающихся)
Давайте запишем на доске слова синонимы к слову героизм- (ответы обучающихся)
III. Усвоение новых знаний и способов действия.
Беседа с фронтальным опросом.
- Как вы считаете , слова героизм и патриотизм синонимы?
Героическая тема с древних времен звучала в русском искусстве. Она часто встречается в музыке, литературе, живописи, кино, театре. Образ героя богатыря родился в искусстве как образ могучего защитника Родины.
Показ на экране изображения Богатыря.
- Расскажите, какие вы занаете интересные факты о Богатырях?
- Какие литературные произведения легли в основу опер, кинофильмов, кантат по теме нашего урока?
2. Прослушивание отрывков музыкальных произведений.
Звучит «Вставайте, люди русские!»
-Назовите это произведение, кто композитор, как называется.
Обучающиеся делают анализ музыкального произведения по схеме.
Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
Характер, настроение – (по словарю настроений)
Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
Лад – минор, мажор.
Регистр – низкий, средний, высокий
Темп – быстро, умеренно, медленно.
Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз.инструменты.
Показ видеофрагмента «Вставайте, люди русские…» из кинофильма «Александр Невский».
Согласны вы с тем, что ответили обучающиеся.
- Чем обычно заканчиваются все нападения на территорию нашей страны?
3. Прослушивание хора «Славься!»
Назовите это произведение, кто композитор, как называется.
Обучающиеся делают анализ музыкального произведения по схеме..
4. Рассмотрите тирптихП.Корина «Александр Невский».
- В изобразительном искусстве тоже используется героическая тема. Русский художник Павел Корин написал три картины, создав триптих в 1942 году, и посвятил его 700-летию со дня разгрома крестоносцев на Чудском озере. Триптих состоит из 3 картин «Северная баллада», «Александр Невский», « Старинный сказ».
Охарактеризуйте каждую картину. Что изображено, какой смысл этого изображения?
(Работа в группах, по рядам)
Обсуждение ответов обучающихся.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа с учебником с. 38,39
Рассмотрите картины из учебника.
- Расскажите, что изображено? Какие краски для изображения использовал художник?
Что вам понравилось? Что вы бы изменили?
2.Беседа.
-В современных произведениях можно ли встретить героическую тему? Почему она актуальна?
в народной музыке – герои солдаты;
в современной музыке – герои ВОВ.
V. Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Разучивание песни.
VI. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?
Составьте синквейн по теме нашего урока.
Оцените свою работу на уроке.
Ответьте на вопросы (записаны на доске)
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я понял, что…