1. Мотивирующее начало урока. | - …Чу! Труба продребезжала! Русь! Тебе надменный зов! Вспомяни ж, как ты встречала Все нашествия врагов! Н.М. Языков «Из Послания Д.В. Давыдову» - Исходя из этих строк, постарайтесь определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке окружающего мира. - Наш урок предлагаю назвать «Героические страницы истории нашей Родины». Мы много раз уже говорили о ВОВ. Сегодня пришло время повторить пройденный материал, а главное – обобщить его. Предлагаю вам поставить цели нашего урока. - Таким образом, мы вспомним, что знаем о героических страницах истории нашей Родины; попробуем вывести «Формулу победы»; будем учиться высказывать своё мнение, доказывать его, и, что не менее важно, учиться слушать учителя и одноклассников. Работать мы будем по следующему плану: Великая Отечественная война. Контроль знаний. Великая Отечественная война. РАБОТА В ГРУППАХ (КОНЕРС): Битва под Москвой. Сталинградская битва. Берлин взят! «Всё - для фронта,всё - для победы!» Моя семья в Великой Отечественной войне. «Слагаемые Победы». Итоги урока. Рефлексия. | Учащиеся слушают. Учащиеся высказывают свои предположения. - О тяжёлых временах для нашей страны, о врагах, которые нападали на нашу страну и том, как наши предки её защищали, всегда выходили победителями. Учащиеся высказывают свои предположения. - Обобщить… - закрепить….. - воспитывать…. План на доске. Учащиеся читают вслух по 1 пункту. |
2. Повторение и обобщение изученного материала. 3. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником . Работа в малых группах. | 3 минуты на выполнение теста. ТЕСТ: - Когда началась Великая Отечественная война? - Сколько лет она длилась? - Когда наш народ отмечает День Победы? - Победа советского народа во многом зависела от великих воен. начальников, стратегов. Каких полководцев Великой Отечественной войны вы уже знаете? - Это была великая война, весь народ от мала до велика защищал свою Родину. Некоторым городам было присвоено звание – город- герой. Назовите эти города. - Сегодня на уроке мы вместе с вами составим героическую летопись Великой Отечественной войны. (На доске появляется карточка) - 1941… - Что это за дата? - 22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о будущем. Ничто не предвещало беды. - Давайте послушаем как поэт рассказал об этом страшном дне. (звучит песня « Вставай страна огромная») - Откройте свои учебники НА С. 144-145 и найдите имена тех, кто написал эту песню. - Какую роль несло это произведение!? - На рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских поработителей. - За 4 года произошло огромное количество кровопролитных сражений: советские солдаты бились за каждый клочок родной земли. В старших классах на уроках Отечественной истории вы будете подробно изучать ход войны. В 4 классе мы говорим только о битве за столицу нашей Родины – битве под Москвой, о переломном моменте в ходе войны – Сталинградской битве и о победном взятии Берлина. - Но, не только солдаты ковали победу! О том, что означал лозунг военного времени «Всё – для фронта, всё – для победы», мы тоже сегодня подробно поговорим. - Вы видите на стенах таблички, они цветные, а у каждого из вас под крышкой парты наклеен цветной квадратик. Посмотрите и образуйте группу по своей теме. - Каждая группа теперь знает свою тему! За минуту каждый член группы выскажет свои мысли по своей теме. ( 10 секунд на каждого). - На столах у вас лежат маршрутные листы, по которым каждая группа будет работать и отвечать на вопросы. Учебник с. 146 – 153. - Вы хорошо выступили. Спасибо. Теперь пришло время поговорить о том, как воевали наши земляки. В нашем классе есть ученица, которая подготовила исследовательский проект на тему «Спасибо деду за Победу». - В России нет семьи, которой не коснулась бы эта страшная войны. Участниками войны были и ваши родственники. Готовясь к этому уроку, мы организовали выставку дорогих для наших семей реликвий. Здесь ордена и медали, письма с фронта, военные фото. - Какой вывод можно сделать, глядя на эту выставку? | ДЕТИ СДАЮТ РАБОТЫ. - 22 июня 1941 года. - 4 года - 9 мая. - Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск. - это год начала Отечественной войны. - Соколова Светлана рассказывает стихотворение. (коррекционный вид 1 вариант). Дети встают. - Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александровым и поэтом В.И. Лебедевым – Кумачом. - Она призывала всех советских людей к борьбе с фашистами. ДЕТИ РАСПРЕДЕЛЯЮТЯ ПО ГРУППАМ. (ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ) УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ, ЗАПОЛНЯЯ МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ. Группы готовятся и обсуждают. ВЫСТУПАЕТ КАЖДАЯ ГРУППА. ВЫСТУПАЕТ С ПРОЕКТОМ Журавлёва Кристина. - В каждой семье нашего класса есть родственники, воевавшее в Великой Отечественной войне. Это наши прабабушки и прадедушки. Наши мамы и папы, бабушки и дедушки с любовью хранят фотографии, письма, ордена и медали военных лет. |
9. Рефлексия. Итоги урока | - Для того, чтобы обобщить всё нами сегодня сказанное, предлагаю составить синквейн. - Что такое синквейн? - Синквен – это стихотворение, составленное по строгим правилам. - Вспомним правила написания синквейна. - В качестве темы для синквейна предлагаю слово «война». Пример синквейна. война страшная, жестокая убивает, разрушает, разоряет Русские люди не хотят войны! гибель - Урок наш подходит к концу. Домашнее задание для себя мы можете выбрать: Самостоятельно выбрать и прочитать небольшое произведение о войне. Кратко рассказать его содержание нам на следующем уроке. Сочинить синквейн на тему «Победа». Разработать эскиз открытки к 9 мая. Звучит песня «Хотят ли русские войны?» (слова – Е. Евтушенко, музыка – Э. Колмановский) - Спасибо за урок! | Учащиеся смотрят на опорную схему на доске. Учащиеся называют свои ассоциации с этой темой, делятся своими впечатлениями от урока. ДЕТИ В ГРУППАХ СОСТАВЛЯЮТ СИНКВЕЙН. Учащиеся записывают выбранное задание в дневник. |