СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Патриоты России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII  века.

2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.

3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе Тема: Патриоты России»






















Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Патриоты России

Цели:

1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века.

2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.

3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: Кроссворд, иллюстрации (приложения к уроку)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.

2. Название первой печатной книги в Руси.

3. Название металлических букв.

4. Фамилия первопечатника на Руси.

5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.

6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.

7. Фамилия немецкого первопечатника.

На доске и в тетрадях тема урока: «Патриоты России».

Учитель. Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

– Каково значение начала книгопечатания в России?

– Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

– Кто напечатал первый русский букварь?

– Назовите русские учебники XVII века и их авторов.

– Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам:

1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

По велению царя Ивана … (Грозного) была открыта типография в … (Москве). Она находилась около стены … (Китай-города). Русским первопечатником стал … (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась … («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский … (Букварь).

2. Соедините прозвище с именем:

Иван IV

Ярослав

Олег

Владимир

Дмитрий

Александр

Иван

Мудрый

Вещий

Грозный

Красное Солнышко

Калита

Невский

Донской

III. Работа над новым материалом.

Живем мы посреди большой России,

            Среди лугов, лесов, озер, полей.

            И есть у нас, когда бы не спросили,

            Меч для врага, объятья для друзей!

 

            Нам Родину завещано любить

            И сердцем отовсюду к ней стремиться.

            Не прерывать связующую нить –

            И нам порой так нужно оглянуться.

 

Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижения пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества.

  Но в тоже время оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которые восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной  и страдающей Родине, жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.

Учитель .Сегодня нам предстоит узнать:

  1. Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

  2. Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?

У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости (Приложение №1) Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.

- А что в это время происходило в стране?

Долгими войнами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород (найти город на карте). Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом.

- Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.

- Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?

(Приложение №2)

В словаре Ожегова даётся толкование – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

- А как же организовалось это народное ополчение? - И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? (Найдите в тексте учебника ответ на этот вопрос).

В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве (работа с картой). По дороге к ним присоединились люди из других городов.

Физкультминутка


От Нижнего Новгорода

Пошла в поход рать народная.

Раз, два.

Впереди дорога трудная.

Раз, два.

Впереди их ждет Москва.

Мы погоним, погоним из города

Иноземных захватчиков.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем: ходьба на месте в разном темпе, маршевый шаг, стройная, подтянутая осанка.

Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляков. Ополченцы не пропускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена.

В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор (Приложение №3). Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву (Приложение №4).

Кончилось время перемены множества царей, прозванное людьми «смутным».

-А как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?

Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля. На могильном камне сделана надпись:

Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты, поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.

Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля.

IV. Закрепление изученного.

(Прочитать текст учебника с. 87-90)

Беседа по в о п р о с а м:

– Почему опустел царский престол?

– Как полякам удалось войти в Москву?

– Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

– Где брали средства на вооружение?

– В каком городе собиралось народное ополчение?

– Кто возглавил народное ополчение?

– Расскажите о битве за Москву.

– Как отблагодарил русский народ своих патриотов?

– Кто был избран на престол в 1613 году?

Ученики. У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. При поддержке бояр-изменников поляки вошли в Москву. Торговый человек Кузьма Минин призвал в Нижнем Новгороде русских людей постоять за родную землю. Первый денежный взнос на вооружение сделал К. Минин. Во главе народного ополчения был талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.

В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов.

Спустя два века в 1818 г. русский народ собрал деньги на памятник своим героям – К. Минину и Д. Пожарскому (Приложение №5).

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 90 учебника.

Рефлексия.

У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.


Домашнее задание.

  • С. 87–91. Ответить на вопросы . Выполнить задания в рабочей тетради №2 стр.31-32.
























Приложение №1



Приложение №2


Приложение №3


Приложение №4



Приложение №5