

Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Патриоты России
Цели:
1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века.
2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.
3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.
4. Воспитывать любовь к Родине.
О б о р у д о в а н и е: Кроссворд, иллюстрации (приложения к уроку)
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:
1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.
2. Название первой печатной книги в Руси.
3. Название металлических букв.
4. Фамилия первопечатника на Руси.
5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.
6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.
7. Фамилия немецкого первопечатника.
На доске и в тетрадях тема урока: «Патриоты России».
Учитель. Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.
- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?
- Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
– Каково значение начала книгопечатания в России?
– Расскажите об Иване Федорове и его типографии.
– Кто напечатал первый русский букварь?
– Назовите русские учебники XVII века и их авторов.
– Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?
Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам:
№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
По велению царя Ивана … (Грозного) была открыта типография в … (Москве). Она находилась около стены … (Китай-города). Русским первопечатником стал … (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась … («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский … (Букварь).
№ 2. Соедините прозвище с именем:
Иван IV Ярослав Олег Владимир Дмитрий Александр Иван | Мудрый Вещий Грозный Красное Солнышко Калита Невский Донской |
III. Работа над новым материалом.
Живем мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озер, полей.
И есть у нас, когда бы не спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться.
Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижения пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества.
Но в тоже время оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которые восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной и страдающей Родине, жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.
Учитель .Сегодня нам предстоит узнать:
Какие опасности угрожали России в начале 17 века?
Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?
У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости (Приложение №1) Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.
- А что в это время происходило в стране?
Долгими войнами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород (найти город на карте). Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом.
- Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.
- Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?
(Приложение №2)
В словаре Ожегова даётся толкование – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
- А как же организовалось это народное ополчение? - И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? (Найдите в тексте учебника ответ на этот вопрос).
В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве (работа с картой). По дороге к ним присоединились люди из других городов.
Физкультминутка
От Нижнего Новгорода
Пошла в поход рать народная.
Раз, два.
Впереди дорога трудная.
Раз, два.
Впереди их ждет Москва.
Мы погоним, погоним из города
Иноземных захватчиков.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем: ходьба на месте в разном темпе, маршевый шаг, стройная, подтянутая осанка.
Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляков. Ополченцы не пропускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена.
В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор (Приложение №3). Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву (Приложение №4).
Кончилось время перемены множества царей, прозванное людьми «смутным».
-А как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?
Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля. На могильном камне сделана надпись:
Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты, поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.
Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля.
IV. Закрепление изученного.
(Прочитать текст учебника с. 87-90)
Беседа по в о п р о с а м:
– Почему опустел царский престол?
– Как полякам удалось войти в Москву?
– Кто призвал русских людей постоять за родную землю?
– Где брали средства на вооружение?
– В каком городе собиралось народное ополчение?
– Кто возглавил народное ополчение?
– Расскажите о битве за Москву.
– Как отблагодарил русский народ своих патриотов?
– Кто был избран на престол в 1613 году?
Ученики. У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. При поддержке бояр-изменников поляки вошли в Москву. Торговый человек Кузьма Минин призвал в Нижнем Новгороде русских людей постоять за родную землю. Первый денежный взнос на вооружение сделал К. Минин. Во главе народного ополчения был талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.
В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов.
Спустя два века в 1818 г. русский народ собрал деньги на памятник своим героям – К. Минину и Д. Пожарскому (Приложение №5).
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 90 учебника.
Рефлексия.
У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.
Домашнее задание.
Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

