СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Патриоты России" 4 класс по учебнику Плешакова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был представлен на городском семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Патриоты России" 4 класс по учебнику Плешакова.»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема: Патриоты России.

Цели:

  1. раскрыть причины ослабления Московского государства, показать значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками; познакомить с началом правления династии Романовых, рассказать о развитии государства после окончания смутного времени.

  2. Тип урока:

  3. Методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, практический.

4: планируемы образовательные результаты:

Предметные: усвоят новые понятия: смутное время, борьба за независимость России, познакомятся с творением русских зодчих.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способны понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения истории родной страны.



Оборудование: мультимедиа презентация «Смутное время. Борьба на независимость нашей Родины», иллюстрации с изображением архитектурных памятников старинных русских городов; карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы у доски; портрет Степана Разина.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Устный опрос:

  • Как расширились границы Московского государства во времена правления Ивана Грозного?

  • Какой памятник русской архитектуры времён Ивана Грозного сохранился до наших дней? Что вы о нём знаете?

  1. Индивидуальная карточка:

-За какие заслуги поставлен в Москве памятник Ивану Фёдорову?

III. Повторение:

  1. Индивидуальная работа у доски:

Распредели слова по группам:

Даты События Личности

(Основание Москвы, Ледовое побоище, Куликовская битва, 1147г, 1242г, 1380г, князь Юрий Долгорукий, князь Дмитрий Донской, князь Александр Невский).

  1. Групповая работа:

I и III группа: Соедини начало и конец пословицы:

Москва - только междуцарствие.

Кто за Родину горой, всем городам мать .

Хуже грозного царя а Родину защищай.

Сам погибай тот истинный герой.

II группа:

О каком историческом событии говорится в стихотворении:

А) Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья. (Куликовская битва).

Б) По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище, битва на Чудском озере).

В) Так в Москву повели все дороги – пути,

Враждовать с Калитой уж князья не могли,

И Москва собрала вкруг себя города,

Лишь с Москвою считалась отныне Орда. (Объединение Московского государства)

IV группа:

Выбери правильный ответ:

А) Какого князя называли «Государь всея Руси»?

Даниил Иван IV Иван III

Б) С какого князя начинается родословная московских князей?

Иван Калита Ярослав Мудрый Даниил

В) При каком князе появляются новые символы государства?

Дмитрий Донской Иван III Иван Калита

V группа: Поработай с учебником История Отечества на с.88

(2-3абзацы) и назови причины наступления в стране Смутного времени.

Показ слайда №3.

IV. Подготовка к объяснение нового материала.

Рассказ учителя:

Длительные войны, жестокое правление Ивана Грозного ослабили русское государство. На престоле сидит сын Ивана Грозного Фёдор. Управлять ему помогает Борис Годунов, брат жены царя. Бояре постоянно ведут борьбу за власть, обращаясь за помощью к иностранцам. В начале 17века большое войско поляков заняло Москву, шведы хозяйничали в Новгороде.

-Как же происходило объединение народов Руси? Кто сыграл большое значение в освобождении страны и объединении народов?

V. Постановка цели и задач урока:

Кто из вас был в Москве? Кому поставлен Памятник на Красной площади?

Назовите тему и цель урока: Спасение Москвы. Узнать, кто спас страну в тяжёлое время.

Гипотеза: спасли Москву от поляков Минин и Пожарский.



VI. Объяснение нового материала.

Показ слайда №4.

2)Сообщение ученицы: В это тяжёлое для страны время спас страну Нижний Новгород. Этот большой и богатый город на Волге организовал сбор средств для создания войска – ополчения. Такими словами обратился к нижегородцам староста Кузьма Минин:

«Несите жемчуг, серебро,

Несите всё своё добро,

Всё, что копили много лет,

А у кого богатства нет

Отчизну, Родину любя,

Нательный крест сними с себя».

Учитель: Откликнулись на призыв горожане. Принесли они на площадь деньги, драгоценности, камни, меха, одежду, приводили коров, лошадей.

-Что же было дальше? Кто возглавил поход русского ополчения?

3) Работа с учебником: с.87-88. Показ слайдов № 5 – 7.

  1. Поработайте самостоятельно с учебником на стр.90, ответьте на вопрос:

- Кого избрали царём представители русских земель?

  1. –Ребята, а что вы знаете о подвиге Ивана Сусанина?

Композитор М.Глинка написал оперу «Жизнь за царя», которую посвятил подвигу Ивана Сусанина. (Прослушивание отрывка из увертюры оперы «Жизнь за царя»). Показ слайда №8 – 10.

  1. Мирное время после избавления от нашествия было использовано для восстановления хозяйства. Изумляли приезжих иностранцев деревянные дворцы, церкви и соборы, возведённые во времена Московского государства русскими зодчими и строителями.

  2. Сообщения учащихся:

1.До сих пор поражает туристов красота «Золотого кольца»-городов вокруг Москвы. Показ слайдов №11 – 14.

Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце, и уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей. На весь мир славится звон Ростовских колоколов.

2. Суздаль – всемирно известный город музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля, как будто перенёся в далёкое прошлое. Есть здесь музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева: церкви, мельницы, избы и т.д.

3. От Суздаля недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир – Мономах. Красивый город Владимир стоит на берегу реки Клязьмы. Чтобы познакомиться с городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с высокой башни, пройдёмся по улицам города. Вот замечательный памятник старины – Золотые ворота, вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором страны. Вот Дмитриевский собор, стены которого украшены изумительной резьбой.

Учитель: В эти времена были созданы и замечательные иконы, например, известная на весь мир икона Андрея Рублёва «Троица» (Рассматривание иконы).



V. Итог урока: -Кому и за что поставлен памятник перед Покровским собором в Москве?

-Кто спас нового русского царя Михаила Романова?

- Какие города входят в состав Золотого кольца?

-Чем прославился Андрей Рублёв?

VI. Домашнее задание: с.87 – 90 пересказ, + сообщения о выдающихся личностях этого периода