Тема: «Героизм тружеников тыла»
Цель : Развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с героическим трудом народа в тылу,
внёсшим огромный вклад во всеобщую Победу во время Великой Отечественной войны.
2. Воспитывать уважение и гордость к труженикам тыла, стремление оказать посильную помощь и внимание людям, нуждающимся в такой помощи.
3. Продолжить развивать мышление, память, речь, умение делать, выводы.
Оборудование: компьютер. аудиозаписи, видеозапись.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сейчас у нас урок истории, и мы продолжим изучать ход Великой Отечественной войны.
2. Актуализация опорных знаний
На доске у учителя начерчены клетки для ответов.
- Ребята, я буду вам задавать вопросы. Кто правильно ответит, выходит к доске и вписывает слово в клетки.
Д
А
Р
ЛЛЛЛ
Е
Н
И
Н
Г
Я
А
К
С
Т
С
Б
Р
Е
Я
И
Н
А
М
Г
Е
Р
р
В
Ж
У
К
О
Р
М
И
Н
А
П
А
Р
Т
И
З
Я
И
А
Р
М
1) Назовите город-герой, жители которого стоически выстояли в блокаду.
2) Какая крепость приняла на себя первые удары фашистских захватчиков ?
3) Страна – противник СССР.
4) Гениальный советский полководец, он принимал Парад Победы.
5) О чем мечтают люди всей планеты ?
6)Участник народного вооруженного отряда, действовавшего в тылу врага.
7) Красная …
- Ребята, теперь найдите слово, расположенное по вертикали.
- Ребята, героизм, в вашем понимании, что это такое?
- Кого вы считаете героем?
3. Объявление темы урока
- Тема нашего урока: «Героизм тружеников тыла».
4. Изложение новых знаний
Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Благодаря труду советских людей на многих заводах в 1944 году СССР стал опережать Германию по количеству военной техники. На заводах трудились не только мужчины, но и женщины, и дети. Рабочие писали на самолетах и танках послания бойцам: «Бей фашистов!», «За Родину!», «За Отечество!» И солдаты, читая эти надписи, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ними ради победы над врагом.
Большинство мужчин воевали на фронте, поэтому в колхозах трудились женщины и молодежь. Те, кто работали в тылу, получали небольшую зарплату. И все же они часть этих денег добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они клали в посылки печенье, конфеты, табак. Посылки отправлялись на фронт. На фронте солдаты получали письма от дорогих им людей. В письмах родные поддерживали бойцов, верили в их стойкость и мужество. На предприятиях собирались деньги на военные нужды. На собранные средства создавались танки, самолеты, оружие. Люди были готовы пожертвовать всем ради победы.
30 июня 1941 года был создан Государственный комитет обороны СССР во главе с Иосифом Сталиным. За первые три месяца войны в восточные области страны было эвакуировано около 10 миллионов человек, вывезено оборудование 1,5 тысяч промышленных предприятий, некоторые культурные ценности.
Уже через полтора – два месяца после прибытия на новое место расположения эвакуированные предприятия приступали к выпуску продукции. Ещё не были достроены заводские корпуса, рабочие жили в землянках или временных, наспех сколоченных бараках, а станки и оборудование работали с полной нагрузкой. Но и с учётом быстрых темпов эвакуации, мощностей оборонных предприятий не хватало для снабжения Красной Армии, восполнения потерь в технике и вооружениях. Тысячи предприятий, производивших до войны мирную продукцию, переходили на выпуск военной.
Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=F647gbvE1xU)
Так, тракторные заводы – Горьковский, Сталинградский, Челябинский – стали выпускать танки.
Самое большое количество танков Т-34 было произведено на Уральском вагоностроительном заводе в Нижнем Тагиле. Около 60 заводов из разных отраслей были переданы наркомату авиационной промышленности для наращивания выпуска боевых самолётов. В Пермской области на Лысьвенском металлургическом заводе был налажен выпуск касок. Для их изготовления была разработана особая марка стали: очень прочная, но в то же время пластичная.
На московском заводе «Кожимит» в кратчайшие сроки удалось усовершенствовать технологию изготовления заменителя кожи – кирзы (в народе её ещё называют «чёртовой кожей»). Благодаря массовому производству кирзовых сапог, к концу войны было обуто около 10 миллионов советских солдат.
Из-за оккупации Донбасса и значительного урона, нанесённого Подмосковному угольному бассейну, резко обострилась топливная проблема. К концу 1941 года наполовину сократилась выработка электроэнергии. Это привело к тому, что многие предприятия Урала и Кузбасса не могли полностью использовать свои мощности. В таких тяжелейших условиях задача, поставленная перед советской оборонной промышленностью, была решена: в 1943 году СССР превзошёл Германию по выпуску вооружений и военной техники. Довоенный уровень производства был превзойдён в 4, 3 раза, в то время как Германия, опиравшаяся на промышленный потенциал почти всей Европы, смогла увеличить производство в 2,3 раза.
Эти впечатляющие успехи стали результатом героизма тружеников тыла. Рост производства происходил в условиях сокращения количества рабочих. Большую часть трудового населения составляли женщины: 60% в городе и 70% в деревне. Место ушедших на фронт отцов занимали подростки.
Просмотр видеоролика ( https://www.youtube.com/watch?v=fXtNJEzI7K8)
С началом войны увеличивалась продолжительность рабочего дня, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Рабочие закреплялись за предприятием и не могли самовольно покинуть место работы. В феврале 1942 года Президиум Верховного Совета СССР издал Приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве на период военного времени». Мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, которые не были заняты на промышленных предприятиях и государственных учреждениях. Позже возраст подлежащих мобилизации снизился до 14 лет. Ученики 6 – 10 классов привлекались к сельхозработам.
В самом начале войны было создано Советское информационное бюро – Совинформбюро. Все новости Совинформбюро по радио читал диктор Левитан Юрий Борисович. Его голос знала вся страна. На улицах городов, в помещениях предприятий были установлены радиоприемники, чтобы люди могли слушать новости с фронта. Они жили надеждой на будущую победу, жадно вслушиваясь в сводки Совинформбюро. Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами, чтобы передать людям правду о войне.
Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=_LsfQJvcibQ
Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад внесли врачи и ученые- медики. Было изобретено лекарство с антимикробным действием - пенициллин. С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.
Вклад в победу внесли и деятели культуры. В госпиталях перед ранеными выступали советские артисты. Знаменитая певица Шульженко Клавдия Ивановна пела фронтовые песни. Потом эти песни пели солдаты, когда шли в бой. Самые известные песни –«Синий платочек», «Катюша».
В 1941 поэт В. И. Лебедев – Кумач и композитор А. В. Александров сочинили песню «Священная война». Это песня сразу стала гимном Советского Союза во время войны.
После войны труженики тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.»
5. Релаксация.
- Ребята, я предлагаю сейчас прослушать песню военного времени «Синий платочек».
- Вам понравилась песня?
6. Подведение итогов
- В каких условиях готовилась военная техника?
- Работали только взрослые?
- Предприятия работали круглосуточно или с перерывами?
- Куда шло продовольствие первым делом?
- Какой был главный лозунг в тылу?
- Можно ли назвать вклад тружеников тыла героизмом? А почему?
- Как надписи на танках поддерживали бойцов на фронте?
- Для чего было создано Совинформбюро?
- Какой вклад в победу внесли деятели культуры?
7.Рефлексия
-Продолжи предложение
Я узнал на уроке….
Самое интересное на уроке было…
Хочу узнать подробней….