Гибкие компетенции педагога как основа становления
нового качества образования
Гибкие навыки — умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде — сегодня нужны в любой отрасли, чтобы быть востребованным на рынке труда как профессионал.
Какие же компетенции входят в перечень гибких навыков и где их можно приобрести?
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки?
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2022 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Умение решать комплексные задачи.
Критическое мышление.
Творческое мышление.
Умение управлять людьми.
Умение работать в команде.
Способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
Умение формировать суждения и принимать решения.
Клиентоориентированность.
Ведение переговоров.
Переключение с одной задачи на другую.
Что такое Модель «4К»?
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать не только педагогу, но и каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
Что дают гибкие навыки?
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Каковы ключевые гибкие навыки педагогов?
Гибкие навыки — это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Список компетенций успешного современного педагога, которые оказывают наибольшее влияние на образовательный результат и при этом зависят непосредственно от учителя, следующие:
Ориентация на результат
Анализ своих действий
Атмосфера в классе
Индивидуальный подход
Развитие учеников
Сотрудничество с коллегами
Каковы потенциальные зоны роста педагога?
Что касается гибких навыков, лучше всего педагогам удается налаживать атмосферу в классе и устанавливать доверительные отношения с учениками (91% участников набрали в соответствующих заданиях 50-100% от максимальной возможной суммы баллов) и сотрудничать с коллегами (91%). Кроме того, педагоги показали высокие результаты в кейсах на общее развитие учащихся (89%).
Наибольшие трудности у учителей вызвали задания, оценивавшие ориентированность на учебный результат: 24% участников теста набрали по ним менее половины баллов. Другие потенциальные зоны роста педагогов — индивидуальный подход (у 21%) и умение анализировать свои действия (у 20%).
Возможно, дело в том, что в образовательном процессе мы в первую очередь ориентируемся на те результаты и компетенции, которые прописаны во ФГОС. А навыки, с которыми учителя испытывают трудности, связаны с умением анализировать результаты и перестраивать методику своей преподавательской деятельности. Педагог логичным образом будет ориентироваться на стандарты, не забывая и об индивидуализации образовательного процесса.
Для развития гибких компетенций в арсенале каждого учителя также много разных форм урочной и внеурочной деятельности. Но это уже материал для другой статьи.