СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гибридные конфликты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гибридные конфликты»

Урок для 9

Тема «Гибридные конфликты»


Цель: формирование ответственной гражданской позиции учащихся в условиях внешних угроз.


Задачи:

1) сформировать представления учащихся о современных стратегиях ведения гибридных конфликтов, умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

2) развивать критическое мышление, умение вести диалог и находить решения обсуждаемых проблем;

3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников.


Оборудование: компьютер, проектор (мультимедийный экран).

Форма урока: урок-дискуссия.


Большинство людей при слове «война» представляют себе открытое вооруженное сопротивление: работа танков, самолетов, артиллерии и пехоты. Но в XXI веке во время конфликтов уже не обязательно применять силу, чтобы победить противника, в ход идут элементы информационных, психологических и экономических манипуляций. То естьсмешиваются разные методы воздействия на людей.


По-другому всё это называется «гибридные конфликты».


Сегодня мы с вами стали свидетелями исторических событий. При проведении специальной операции на Украине наши войска сталкиваются с вооруженным сопротивлением. Но помимо прямых боестолкновений, мы встречаемся сегодня и с экономическим, и с политическим, и с психологическим давлением со стороны стран Запада.


Вопросы классу:


1. Какие проявления гибридного конфликта мы можем наблюдать сейчас?

2. Какие методы используют при гибридном конфликте?


Давайте разберем несколько примеров информационных манипуляций.


Вспомним, как началась война в Ираке.В феврале 2003 г. госсекретарь США Колин Пауэлл продемонстрировал на заседании Совбеза ООН пробирку с белым порошком, объявив, что это споры сибирской язвы. Пауэлл убеждал всех, что Ирак имеет ядерное оружие и запасы химического оружия, а значитпредставляет угрозу для мира. В результате 20 марта 2003 года США ввели войска в Ирак. Погибло более 9 тыс. иракских солдат и 7,5 тыс. гражданских лиц. Операция продолжалась до 2011 года и по сей день Ирак охвачен гражданской войной.


Но на самом делеповод для войны был американцами сфальсифицирован. Подобного оружия у Ирака никогда не было, а цели у США были совершенно другие – подавление и разрушение одного из наиболее мощных государств арабского мира и контроль над нефтяными и прочими природными ресурсами Ирака. В 2004 году расследование подтвердило, что никакого оружия массового поражения у Ирака не было.


Для наиболее сильного влияния на общественность создаются «фейки» - новости, сообщения, которые не соответствуют действительности.


Приведу несколько ярких примеров.


  1. «Фейк» про девочку и солдата

Видео, на котором утверждается, что украинская девочка противостоит российскому солдату в ходе специальной военной операции на территории Украины, набрало миллионы просмотров в социальных сетях.


На самом деле фотография 2012 года и на ней представлена 11-летняя девочка АхедТамими из Палестины, кричащая на израильского солдата после того, как ее старший брат был арестован.


  1. «Фейк» про остров Змеиный

Украинская сторона сообщила, что Россия захватила остров Змеиный, расстреляв весь его гарнизон. Владимир Зеленский сказал, что представит их посмертно к государственной награде.


На самом деле украинский президент сам «похоронил» пограничников. Военные сами сложили оружие. У них проверили состояние здоровья, выдали сухпайки и отправили для проведения юридических процедур – пограничники находятся в полной безопасности.


  1. Дом в Харькове

ВВС разместила фотография разрушенного дома, который якобы находится в Харькове. По версии британского СМИ, российские военные обстреляли здание.


На самом деле фото сделано в Донецке, а разрушения – последствия попадания снаряда украинской армии. Российское высокоточное оружие поражает только военные объекты, о чем неоднократно говорило Минобороны России.


  1. Корабль в Одессе

Возле Одессы армия Украины подбила российский десантный корабль. Такие сообщения появились в украинских СМИ.


На самом деле на фото – действительно десантный корабль. Только не российский, а американский. В июле 2020 года судно находилось на военно-морской базе в Сан-Диего и на нем вспыхнул пожар. Именно его фото взяли для создания фейка о «подбитом российском корабле».


Еще один способ распространения фейковой информации – агрессивная реклама в соцсетях.


Например, в социальных сетях вместо рекламы пускают видео с разрушениями и призывами выйти на несанкционированные акции. Таким же контентом может похвастаться, и Инстаграм, и YouTube. При этом мы видим слово «реклама», а, значит, этот пост специально оплачен, а материал подготовлен профессиональными журналистами.


Помните, что любая реклама с политической подоплекой – это почти всегда «фейк». Реклама может продавать вам только товар, но не информацию.


Задание: Сравните примеры. Какие еще примеры информационных манипуляций вы знаете?


Второй важнейшей частью гибридного конфликта является экономическое давление. Сегодня это давление мы видим в трех основных направлениях.


  1. Санкции в отношении наших банков.


Наиболее жесткие санкции США ввели против ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, «Открытия» и Промсвязьбанка — все они попали в санкционный список. Это значит, что всем гражданам США и юридическим лицам запрещается иметь дело с этими банками и необходимо прекратить с ними все экономические отношения. Несколько иные санкции власти США ввели против Сбербанка. Американским гражданам и компаниям не запрещаются экономические отношения со Сбербанком, однако банкам США предписано заблокировать его счета с 26 марта. Теперь без особого разрешения американские финансовые институты не смогут открывать и обслуживать счета Сбербанка, а также принимать транзакции с его участием. 

2) Прекращение поставки оборудования и товаров, закрытие торговых сетей. Это вызывает остановку производств, увольнение тысяч людей, разрыв партнерских соглашений,недовольство граждан отсутствием привычных товаров. Интересно, что остановка поставок оборудования и закрытие торговых сетей влечет за собой экономические последствия и для стран Запада, где производители так же платят налоги, как и в России.


3) Выделение оружия и средств в помощь Украине.Не вступая в прямой конфликт с Россией, Запад фактически использует Украину, ее солдат, увеличивая жертвы с обеих сторон, провоцирует гонку вооружений, необходимость тратить средства бюджета страны на военную операцию.


Эти меры направлены на искусственное создание серьезного экономического кризиса. Их цель - подрыв финансовой устойчивости России, падение доходов граждан, создание безработицы.


Однако кризиса можно избежать. Для этого необходимо развивать собственное производство, поддерживать добрососедские отношения с другими странами. (Например, Китай, Индия, Казахстан, Белоруссия и др.). Такой опыт у нашей страны есть – в 2014 году после присоединения Крыма Россия уже оказывалась под санкциями Запада. Тем не менее, нам удалось не только выдержать экономический удар, но и стать значительно сильнее(с 2014 года по 2021 год почти в два раза вырос ВВП России (с 79 трлн до 130 трлн.).


Экономические кризисы часто становятся кризисами политическими. Разжигание внутреннего конфликта и есть основная цель гибридного давления на Россию. Именно для этого нас призывают выйти на несанкционированные акции, толкают на правонарушения, стараются запугать.
Наше государство многое делает для защиты стабильности и порядка. Действует закон об уголовной ответственности за ложную информацию о российских Вооруженных силах. За публичное распространение заведомо ложной информации предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет. А в случае, если распространение дезинформации повлекло за собой тяжкие последствия, тюремный срок составит от 10 до 15 лет.


Итак, мы имеем дело с гибридным конфликтом.


- в информационном плане (распространяют ложную информацию, запугивают людей в социальных сетях).


- в экономическомплане (накладывают санкции на наши банки и предприятия, запрещают пользоваться банковскими картами, закрывают крупные торговые сети);


- в политическомплане (поддерживают экстремистские оппозиционные объединения).



Понимая это, мы должны сделать основные выводы:

  1. Мы не должны слепо доверять информации. Необходимо учиться отличать правду от фейков, пользоваться только официальными источниками информации, не поддаваться панике (именно этого и ждут враги). Любую информацию важно фильтровать! Используйте только официальные источники информации!

  2. Кризис поможет нам стать сильнее. Без зарубежных товаров будут развиваться наши предприятия и торговые сети, уже появляется большое количество новых возможностей (новые соцсети, новые возможности сделать свои бренды одежды, развивать туризм в России и тд.).

  3. Сегодня нам очень важно сплотиться и поддерживать друг друга. Разжигание внутреннего конфликта – основная цель наших противников.


Прошу вас высказать свое мнение. Как вы будете вести себя в условиях гибридного конфликта? (ответы учащихся).


Подведение итогов урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!