Актуализация знаний. | 1) Какие вещества относятся к электролитам? 2) По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые электролиты? 3) Задание: распределите электролиты на сильные и слабые ( на карточках записаны химические формулы веществ; карточки беспорядочно расположены на доске при помощи магнтнитов). 4) Какие ионы образуются при диссоциации кислот? 5) Какие ионы образуются при диссоциации оснований? 6) Какова реакция среды в водных растворах кислот? 7) Какова реакция среды в водных растворах растворимых оснований (щелочей)? 8) Сделайте вывод, присутствие каких ионов обусловливает кислую и щелочную реакцию среды? 9) Как изменяются цвета индикаторов в данных средах? | 1) К электролитам относятся растворимые в воде кислоты, основания и соли. 2) По характеру диссоциации этих веществ в водных растворах. Сильные электролиты диссоциируют полностью, нацело, необратимо; слабые электролиты – частично, ступенчато ( в случае многоосновных кислот и многокислотных оснований), обратимо. 3) Ученики распределяют карточки с формулами веществ на доске на две группы по принадлежности их к сильным и слабым электролитам. 4) Катионы водорода Н+ (протоны) и анионы кислотного остатка. 5) Катионы металла Меn+ и анионы ОН- (гидроксид-ионы). 6) Кислая. 7) Щелочная. 8) Ионы Н+ - кислую; ионы ОН- - щелочную. 9) Ученики обращаются к плакату и перечисляют окраску индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого) в различных средах (нейтральной, кислой и щелочной). |
Постановка проблемы. | Перед вами три пробирки с растворами соляной кислоты (HCl), гидроксида натрия (NaOH) и дистиллированной воды (Н2О). Подтвердим ваши ответы опытом: испытаем растворы веществ и воду действием лакмуса. Раствор соляной кислоты – лакмус красный; раствор гидроксида натрия – лакмус синий; дистиллированная вода – лакмус фиолетовый. Задание на доске: Установите характер среды и окраску лакмуса в растворах следующих веществ: H3PO4, КOH, HNO3, Ba(OH)2, NH4OH, Na2CO3. Вопрос: Для какого вещества вы не можете с уверенностью определить реакцию среды его водного раствора? Вопрос: Что мы ещё с вами не знаем? Вопрос: Какой будет тема сегодняшнего урока?? | Ученики выполняют задание и уверенно определяют реакцию водных растворов кислот и щелочей, затрудняясь ответить о веществе Na2CO3. Ответ: Мы не можем определить реакцию водного раствора соли Na2CO3. Ответ: Мы не знаем, как определять реакцию среды в водных растворах солей. Ответ: Да. Тема урока: определение реакции среды водных растворов солей. |
Работа по теме урока. | Как вы думаете, какая будет окраска лакмуса в водном растворе карбоната натрия? Учитель предлагает ученикам испытать раствор соли действием индикатора лакмуса (можно дополнительно проверить реакцию среды раствором фенолфталеина). Вопрос: Мы убедились на опыте, что реакция среды раствора карбоната натрия щелочная. Значит ли это, что в растворе соли присутствуют ионы ОН-? Давайте напишем уравнение диссоциации этой соли на доске. Судя по данной реакции, ОН—ионов в растворе нет. Однако, окраска индикаторов свидетельствует об обратном. В чем же причина? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подробнее рассмотреть эту соль, представив следующую схему: NaOH --- Na2CO3 --- H2CO3 Сильный электролит Слабый электролит Среда щелочная ОН- Далее учитель предлагает ученикам без проведения опыта определить реакцию среды водного раствора соли ZnSO4, представив соль по аналогичной схеме. Пишет на доске схему: Zn(OH)2 --- ZnSO4 --- H2SO4 Cлабый электролит Сильный электролит Среда? Учитель проверяет раствор сульфата цинка действием лакмуса. Покраснение лакмуса говорит о кислотном характере среды. Следовательно, чтобы определить, какая будет среда водного раствора соли, нужно представить соль как продукт взаимодействия соответствующих кислоты и основания, | Ученики выдвигают различные гипотезы. Ученик делает опыт: проверяет реакцию раствора карбоната натрия действием индикаторов. Наблюдает изменение окраски: лакмус синеет, фенолфталеин приобретает малиновую окраску. Делает вывод, что раствор соли имеет щелочную реакцию. Ученик пишет на доске уравнение диссоциации карбоната натрия: Na2CO3 = 2Na+ + CO32-. Ученики вновь выдвигают гипотезы. Мнения учеников разошлись. |
Первичное закрепление знаний. | Учитель предлагает разобрать по аналогичной схеме ещё две соли – NaCl и CH3COONH4. Разбивает учеников на 2 группы и раздает каждой группе по листу ватмана и карточки с формулами различных солей. Задание: Самостоятельно выбрать соли, которые будут давать кислую и нейтральную реакцию среды в растворе (1 группа), щелочную и нейтральную среду (2 группа). Ответы обосновать схемами. После проверки заданий учитель задает вопрос: Можете ли вы теперь сформулировать, что определяет реакцию среды водного раствора соли? Следовательно, чтобы определить, какая будет среда водного раствора соли, нужно представить соль как продукт взаимодействия соответствующих кислоты и основания. Значит, существуют различные типы солей? И сколько же их? Так какой же мы можем сделать вывод о характере среды водных растворов различных типов солей? Таким образом, тема сегодняшнего урока может быть сформулирована следующим образом: основные типы солей и реакция среды их водных растворов. | Ученики самостоятельно выполняют задание учителя. Каждая группа делает задание учителя: на чистых карточках пишут формулы выбранных солей и составляют схемы. По окончании работы ученики представляют свои плакаты на доске. Ученики делают вывод, что реакция водного раствора соли зависит от силы электролитов (кислоты и основания), образующих данную соль. Ученики перечисляют четыре основных типа солей, образованных: - сильным основанием и слабой кислотой; - слабым основанием и сильной кислотой; - слабым основанием и слабой кислотой; - сильным основанием и сильной кислотой. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой – среда щелочная; слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая; слабым основанием и слабой кислотой (сильным основанием и сильной кислотой) – среда нейтральная. |
Рефлексия. | Какой будет среда, если реагируют: - слабое основание и сильная кислота; - сильное основание и слабая кислота; - слабое основание и слабая кислота; - сильное основание и сильная кислота? | Ученики отвечают на вопросы. |
Домашнее задание. | 1. Придумать по две соли на каждый рассмотренный тип и разобрать по аналогичной схеме. 2. Задания в формате ЕГЭ: Соотнесите: Формула соли Реакция среды в водном растворе NaNO2; А) кислотная Na2CO3; Б) нейтральная LiI; В) щелочная KNO3. Соотнесите: Формула соли Окраска лакмуса в растворе соли Sr(NO3)2; А) синяя K2SiO3; Б) фиолетовая MgCl2; В) красная (NH4)2SO4. Соль, в растворе которой фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, имеет формулу: ZnBr2; Ba(NO3)2; SrS; AlCl3. Соль, в растворе которой лакмуc окрашивается в красный цвет, имеет формулу: K2SO4; NaNO3; Zn(NO3)2; Li2CO3. | |