СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидролиз солей: реакция водных растворов трех типов солей.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого урока направлена на изучение темы "Гидролиз солей" в контексте ионно-обменных реакций.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей: реакция водных растворов трех типов солей.»

Открытый урок.

Тема: Гидролиз солей (типы солей; реакция водных растворов солей).

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный момент.



  1. Актуализация знаний.

1) Какие вещества относятся к электролитам?


2) По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые электролиты?



3) Задание: распределите электролиты на сильные и слабые ( на карточках записаны химические формулы веществ; карточки беспорядочно расположены на доске при помощи магнтнитов).

4) Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

5) Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

6) Какова реакция среды в водных растворах кислот?

7) Какова реакция среды в водных растворах растворимых оснований (щелочей)?

8) Сделайте вывод, присутствие каких ионов обусловливает кислую и щелочную реакцию среды?

9) Как изменяются цвета индикаторов в данных средах?

1) К электролитам относятся растворимые в воде кислоты, основания и соли.

2) По характеру диссоциации этих веществ в водных растворах. Сильные электролиты диссоциируют полностью, нацело, необратимо; слабые электролиты – частично, ступенчато ( в случае многоосновных кислот и многокислотных оснований), обратимо.

3) Ученики распределяют карточки с формулами веществ на доске на две группы по принадлежности их к сильным и слабым электролитам.



4) Катионы водорода Н+ (протоны) и анионы кислотного остатка.

5) Катионы металла Меn+ и анионы ОН- (гидроксид-ионы).

6) Кислая.


7) Щелочная.


8) Ионы Н+ - кислую; ионы ОН- - щелочную.



9) Ученики обращаются к плакату и перечисляют окраску индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого) в различных средах (нейтральной, кислой и щелочной).

  1. Постановка проблемы.

Перед вами три пробирки с растворами соляной кислоты (HCl), гидроксида натрия (NaOH) и дистиллированной воды (Н2О). Подтвердим ваши ответы опытом: испытаем растворы веществ и воду действием лакмуса.

Раствор соляной кислоты – лакмус красный; раствор гидроксида натрия – лакмус синий; дистиллированная вода – лакмус фиолетовый.

Задание на доске: Установите характер среды и окраску лакмуса в растворах следующих веществ:

H3PO4, КOH, HNO3, Ba(OH)2, NH4OH, Na2CO3.



Вопрос: Для какого вещества вы не можете с уверенностью определить реакцию среды его водного раствора?

Вопрос: Что мы ещё с вами не знаем?


Вопрос: Какой будет тема сегодняшнего урока??









Ученики выполняют задание и уверенно определяют реакцию водных растворов кислот и щелочей, затрудняясь ответить о веществе Na2CO3.



Ответ: Мы не можем определить реакцию водного раствора соли Na2CO3.


Ответ: Мы не знаем, как определять реакцию среды в водных растворах солей.

Ответ: Да. Тема урока: определение реакции среды водных растворов солей.

  1. Работа по теме урока.

Как вы думаете, какая будет окраска лакмуса в водном растворе карбоната натрия?

Учитель предлагает ученикам испытать раствор соли действием индикатора лакмуса (можно дополнительно проверить реакцию среды раствором фенолфталеина).


Вопрос: Мы убедились на опыте, что реакция среды раствора карбоната натрия щелочная. Значит ли это, что в растворе соли присутствуют ионы ОН-? Давайте напишем уравнение диссоциации этой соли на доске.


Судя по данной реакции, ОНионов в растворе нет. Однако, окраска индикаторов свидетельствует об обратном. В чем же причина?


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подробнее рассмотреть эту соль, представив следующую схему:

NaOH --- Na2CO3 --- H2CO3

Сильный электролит Слабый электролит

Среда щелочная

ОН-

Далее учитель предлагает ученикам без проведения опыта определить реакцию среды водного раствора соли ZnSO4, представив соль по аналогичной схеме.

Пишет на доске схему:

Zn(OH)2 --- ZnSO4 --- H2SO4

Cлабый электролит Сильный электролит

Среда?

Учитель проверяет раствор сульфата цинка действием лакмуса. Покраснение лакмуса говорит о кислотном характере среды.

Следовательно, чтобы определить, какая будет среда водного раствора соли, нужно представить соль как продукт взаимодействия соответствующих кислоты и основания,


Ученики выдвигают различные гипотезы.


Ученик делает опыт: проверяет реакцию раствора карбоната натрия действием индикаторов. Наблюдает изменение окраски: лакмус синеет, фенолфталеин приобретает малиновую окраску. Делает вывод, что раствор соли имеет щелочную реакцию.





Ученик пишет на доске уравнение диссоциации карбоната натрия: Na2CO3 = 2Na+ + CO32-.



Ученики вновь выдвигают гипотезы.















Мнения учеников разошлись.

  1. Первичное закрепление знаний.

Учитель предлагает разобрать по аналогичной схеме ещё две соли – NaCl и CH3COONH4.

Разбивает учеников на 2 группы и раздает каждой группе по листу ватмана и карточки с формулами различных солей.

Задание: Самостоятельно выбрать соли, которые будут давать кислую и нейтральную реакцию среды в растворе (1 группа), щелочную и нейтральную среду (2 группа). Ответы обосновать схемами.

После проверки заданий учитель задает вопрос: Можете ли вы теперь сформулировать, что определяет реакцию среды водного раствора соли?


Следовательно, чтобы определить, какая будет среда водного раствора соли, нужно представить соль как продукт взаимодействия соответствующих кислоты и основания.

Значит, существуют различные типы солей? И сколько же их?





Так какой же мы можем сделать вывод о характере среды водных растворов различных типов солей?




Таким образом, тема сегодняшнего урока может быть сформулирована следующим образом: основные типы солей и реакция среды их водных растворов.

Ученики самостоятельно выполняют задание учителя.




Каждая группа делает задание учителя: на чистых карточках пишут формулы выбранных солей и составляют схемы. По окончании работы ученики представляют свои плакаты на доске.



Ученики делают вывод, что реакция водного раствора соли зависит от силы электролитов (кислоты и основания), образующих данную соль.





Ученики перечисляют четыре основных типа солей, образованных:

- сильным основанием и слабой кислотой;

- слабым основанием и сильной кислотой;

- слабым основанием и слабой кислотой;

- сильным основанием и сильной кислотой.

Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой – среда щелочная; слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая; слабым основанием и слабой кислотой (сильным основанием и сильной кислотой) – среда нейтральная.

  1. Рефлексия.

Какой будет среда, если реагируют:

- слабое основание и сильная кислота;

- сильное основание и слабая кислота;

- слабое основание и слабая кислота;

- сильное основание и сильная кислота?


Ученики отвечают на вопросы.

  1. Домашнее задание.

1. Придумать по две соли на каждый рассмотренный тип и разобрать по аналогичной схеме.

2. Задания в формате ЕГЭ:

  1. Соотнесите:

Формула соли Реакция среды в водном растворе

  1. NaNO2; А) кислотная

  2. Na2CO3; Б) нейтральная

  3. LiI; В) щелочная

  4. KNO3.


  1. Соотнесите:

Формула соли Окраска лакмуса в растворе соли

  1. Sr(NO3)2; А) синяя

  2. K2SiO3; Б) фиолетовая

  3. MgCl2; В) красная

  4. (NH4)2SO4.

  1. Соль, в растворе которой фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, имеет формулу:

  1. ZnBr2;

  2. Ba(NO3)2;

  3. SrS;

  4. AlCl3.

  1. Соль, в растворе которой лакмуc окрашивается в красный цвет, имеет формулу:

  1. K2SO4;

  2. NaNO3;

  3. Zn(NO3)2;

  4. Li2CO3.