IV. | Основной этап занятия | 1. Какое значение имеет вода? Сопровождается показом слайдов . Вода – основа жизни. Вода является составной частью человеческого тела: 2.Конкурс первый – ЗАГАДОЧНЫЙ. (Ответственный в группе проставляет баллы) 1)Что растет вниз головой? (сосулька) 2) Что за звездочки чудные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (снежинка) 3) Летит – молчит, Лежит – молчит, Когда умрет, тогда заревет, Что это такое? (снег) 4) В воде не тонет, в огне не горит. (лед) 5) Сначала – блеск, За блеском – треск, За треском – плеск. Что это такое? (молния, гром, дождь). 6) Что видно, когда ничего не видно? (туман). 7)Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, вылился там и исчез. (Туча.) 8) Я только появлюсь , и прятаться начнут (дождь). 3. «Где вода, там жизнь» . Сопровождается показом слайдов . В производственной и хозяйственной деятельности человек применяет воду для очистки, мытья, охлаждения оборудования и материалов,полива растений, обеспечения других процессов, например выработки электроэнергии и т.д.Вода нужна для поддержания жизнедеятельности всех живых организмов. Вода — это есть сама жизнь. Учитель: Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о роли воды в развитии цивилизаций. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть все мое богатство». 4. Конкурс второй – «Ассоциации».Вам необходимо угадать слово, используя логический ряд . 1.Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. (Водопад.) 2.Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. (Цунами.) 3.Океан, корабль, лед, гора, опасность. (Айсберг.) 4.Затяжной, проливной, грибной, тёплый, холодный, кислотный ... (Дождь). 5. Испарение, облака, осадки, река, море. (Мировой круговорот воды.) 6. Ветер, вода, бутылка, письмо. (Течения.) 7.Материковый, вулканический, речной, морской, необитаемый (Остров) 8.Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, солёная, пресная, стоячая, минеральная, дождевая, талая, родниковая (Вода) 9.Звуковая, воздушная, световая, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская (Волна) 10.Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская. (Река). 5. 22 марта -Всемирным днем воды. С недавних пор на планете возник дефицит пресной воды. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН С 1993 года объявила 22 марта Всемирным днем воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом: «Вода - это жизнь». 6. «Много ли воды на Земле?» -Как вы считаете ребята, много ли воды на Земле ,кто считает что нет поднимите руку ,кто считает что да поднимите руку. И вы правы. И сейчас участники 3 группы нам об этом расскажут. Сопровождается показом слайдов . Вода занимает ¾ поверхности земного шара . Вода повсюду в воздухе, на земле, под землей. Из космоса наша планета выглядит совсем не как земной шар, а, скорее, как водяной шар. Вода в океанах и морях соленая, пить ее нельзя. На суше воды совсем немного - 3 %,- 90 миллионов кубических километров, из них 60 миллионов – под землей, почти все это соленые воды. Около 25 миллионов кубических километров твердой воды лежит в горных и ледниковых районах, в Арктике, в Гренландии, в Антарктике. 7 .Конкурс третий – ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ 1. Какой материк омывают все океаны? (Евразия.) 2.Самый большой океан ? (Тихий) 3.Назвать самую глубокую впадину Мирового океана?(Мариинский желоб) 4.Самое большое по площади озеро- море? (Каспийское море). 5.Самое глубокое пресноводное озеро мира? (Байкал). 6.Самая длинная и полноводная река? (Амазонка) 7. Какие облака несут ливневые дожди и грозы? Кучевые.) 8. Скопление пресного льда на суше? (Ледник.) 9.Природное углубление на суше, заполненное водой? (Озеро.) 10.Разлив реки в весенний период после таяния снега? (Половодье.) 11.Какая страна занимает большую площадь? (Россия). 12.Самая крупная река, протекающая по территории Курской области?(Сейм). 8. Рассказ учителя о реке Сейм. Видеоролик о реке Сейм. 9. Конкурс четвертый – «Мир Воды». У каждой группы в папках на столах лежат контурные карты и географические названия морей, рек, озёр, заливов. Необходимо надписать названия на контурной карте. Заканчиваем работу ,когда одна из групп нанесет объекты на контурную карту. Сделайте самопроверку и поставьте количество баллов в оценочный лист , которое вы заработали. Евразия: оз. Байкал, река Лена, река Волга, Каспийское море. Африка: река Нил, Красное море. Австралия: Тасманово море. Южная Америка: река Амазонка. Северная Америка: Мексиканский залив. 10. Хватит ли воды всем жителям Земли? Как вы считаете ребята хватит ли воды всем жителям Земли? Давайте послушаем выступление участников 4 группы. Человек бездумно вмешивается в планетарные процессы биосферы. С тех пор осталось тяжелое наследство: всего 10% составляет объем очищенных сточных вод. Очистных сооружений мало, и работают они крайне неэффективно. Дефицит пресной воды – это не только нехватка питьевой воды, но и изменение состояния пресноводных экосистем, вызывающее гибель обитающих в них живых организмов. Основной объем загрязненных сточных вод в России дают промышленные предприятия (42%) и коммунальное хозяйство (44%). Из всего вышесказанного следует, что вода, особенно пресная, нуждается в строгой и тщательной охране. Эта фраза взята из письма поэтессы Марины Цветаевой, а продолжение таково: «Не лейте зря воды …потому что в эту секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек». Нам трудно представить, что в целом ряде стран Европы и Америки введены нормы на питьевую воду, ее продают в бутылках в продовольственных магазинах. Это заставляет по-иному взглянуть на то богатство – воду, с которой мы небрежно обращаемся каждый день. Воду надо беречь. Она главное богатство Земли . 11. Сценка «Вода — главное чудо на Земле» Мы предлагаем вашему вниманию экологическую сценку «Вода — главное чудо на Земле». Сценка сопровождается слайдами. | Выступление участников 1 группы Разгадывают загадки Выступление участников 2 группы Угадывают слово, используя логический ряд . Слушают информацию о праздновании Всемирного дня воды Выступление участников 3 группы Отвечают на поставленные вопросы Слушают рассказ учителя о реке Сейм, просматривая видеоролик. Наносят географические объекты на контурную карту, проверяют по эталону Выступление участников 4 группы Выступление учасников сценки | Коммуникативные : Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; Регулятивные: Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами. Регулятивные: формирование контрольно-оценочной деятельности. Познавательные:исследовать нестандартные способы решения, сравнивать различные объекты. Коммуникативные: Формирование умения работать в группе, высказывать свое мнение, выслушивать мнение товарищей. |