СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генеративные органы растений. Строение и разнообразие цветков.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с генеративными органами растений, рассмотреть строение и разнообразие цветков.

Просмотр содержимого документа
«Генеративные органы растений. Строение и разнообразие цветков.»

УРОК № 27

Тема. Генеративные органы растений.

Строение и разнообразие цветков.

Цель: ознакомить учащихся с генеративными органами растений, рассмотреть строение и разнообразие цветков.

Оборудование и материалы: таблицы «Строение цветка», «Разнооб­разие цветков», картинки, открытки и фотографии различ­ных цветков, коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препароваль­ный набор.

Базовые понятия и термины: Генеративные органы, цветок, цвето­ложе, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пло­долистик.

Концепция урока: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побе­гом. Рассмотреть строение цветка и функции его отдельных элементов. Сформулировать понятие об обоеполых и раздель­нополых цветках, а также об однодомных и двудомных расте­ниях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить вни­мание на их тип симметрии. При выполнении лабораторной работы подробнее ознакомить учащихся с особенностями стро­ения й разнообразием цветов.


Структура и содержание урока:


I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы к учащимся.

  1. Опишите строение побега.

  2. Какие видоизменения побега вы знаете?

  3. Как размножаются голосеменные растения?


II.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. В цвет­ках происходит гаметогенез, опыление, оплодотворение, развитие за­родыша и образование плода с семенами.


Строение цветка


Элемент цветка

Описание

Выполняемые функции

Цветоложе

Ось цветка, на которой располага­ются остальные части цветка. Может быть выпуклым, удлинен­ным, укороченным, плоским или вогнутым

Объединяет все части цветка в одно целое. У не­которых видов участвует в образовании плодов (ежевика, земляника, ло­тос)

Стерильные части цветка (околоцветник)

Чашечка

Наружная часть двойного около­цветника, состоящая из чашелис­тиков. Может быть раздельнолистной или сростнолистной

Защита других частей цветка от внешних воз­действий

Венчик

Внутренняя, обычно ярко окра­шенная часть двойного околоцвет­ника, состоящая из лепестков. Может быть раздельнолепестной или сростнолепестной

Привлечение организмов, опыляющих цветок

Генеративные части цветка

Тычинки

Мужские генеративные органы цветка, состоящие из тычиночной нити и пыльника

Производство пыльцы

Пестики

Центральная часть цветка, состо­ящая из завязи и рыльца, кото­рое часто расположено на столби­ке. Образуется в результате срас­тания краев одного или несколь­ких плодолистиков

Служит местом развития женского гаметофита, вос­принимает пыльцу, уча­ствует в оплодотворении и образовании плода

Типы цветков.

Обоеполые цветки — содержат нормально функционирующие ты­чинки и пестики (яблоня, вишня, груша, тюльпан).

Однополые цветки — содержат функционирующие генеративные органы только одного типа: либо пестики (пестичные или женские цветки), либо тычинки (тычиночные или мужские цветки).

Растения, имеющие однополые цветки, делят на две группы.

У однодомных растений и мужские и женские цветки расположены на одном растении (кукуруза, огурец).

У двудомных растений муж­ские и женские цветки располагаются на разных особях (облепиха, тополь).

Цветки могут иметь различную форму. По этому признаку их делят на актиноморфные (имеют две или более осей симметрии, например яблоня, тюльпан, капуста), зигоморфные (имеют только одну ось сим­метрии, например горох, фасоль, белая акация) и асимметрические (не имеют осей симметрии, например гладиолус, конский каштан).


III. ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.


Лабораторная работа № 12.

Строение и разнообразие цветков.


Цель: ознакомиться с особенностями строения и разнообразием цветов.

Оборудование и материалы: коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препа­ровальный набор, тетрадь, учебник.

Ход работы:

  • Рассмотрите предложенные вам цветки и сравните их строение с рисунками в учебнике и таблицами.

  • Найдите в цветках пестики, тычинки, околоцветник, цветоло­же, цветоножку.

  • Нарисуйте схему строения цветка, и обозначьте цветоножку, цветоложе, чашечку, венчик, тычинки, пестик.

  • Выберите из предложенных цветков тот, который имеет тычин­ки и пестик.

  • Отделите одну тычинку и найдите на ней тычиночную нить и пыльник. Зарисуйте тычинку и обозначьте на рисунке тычи­ночную нить и пыльник.

  • Отделите пестик. Используя лупу, найдите рыльце пестика, стол­бик и завязь. Обратите внимание на то, что если завязь образо­вана несколькими плодолистиками, то на рыльце пестика бу­дут видны следы их срастания.

  • Зарисуйте пестик и обозначьте на рисунке рыльце пестика, за­вязь и столбик.

  • Предложенные вам цветки разделите на две группы. В одну из них соберите цветки с простым околоцветником, а во вто­рую цветки с двойным околоцветником. Сравните их между собой. 9. Подсчитайте количество членов околоцветника у предложен­ных вам цветков. Обратите внимание на то, что получившиеся цифры кратны 3, 4 или 5.

  • Обратите внимание на симметрию цветков. Найдите правиль­ные и неправильные цветки.

  • Обратите внимание на цветки, в которых имеются только ты­чинки или только пестики (однополые цветки) и сравните их с двуполыми цветками.

  • Заполните таблицу и сделайте вывод, в котором укажите, ка­кие функции выполняют различные части цветка. Рекомендует­ся рассмотреть 5—6 растений.


Сравнительная характеристика цветков различных растений


Растение

Особенности строения цветка



Тип околоцветника

(простой, двойной)

Количество

членов

околоцветника

Наличие тычинок и пестика

Тип симметрии

цветка

(правильный, неправильный)







IV. домашнее задание: § 35 учебника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!