УРОК № 27
Тема. Генеративные органы растений.
Строение и разнообразие цветков.
Цель: ознакомить учащихся с генеративными органами растений, рассмотреть строение и разнообразие цветков.
Оборудование и материалы: таблицы «Строение цветка», «Разнообразие цветков», картинки, открытки и фотографии различных цветков, коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препаровальный набор.
Базовые понятия и термины: Генеративные органы, цветок, цветоложе, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик, плодолистик.
Концепция урока: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции его отдельных элементов. Сформулировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на их тип симметрии. При выполнении лабораторной работы подробнее ознакомить учащихся с особенностями строения й разнообразием цветов.
Структура и содержание урока:
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы к учащимся.
Опишите строение побега.
Какие видоизменения побега вы знаете?
Как размножаются голосеменные растения?
II.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. В цветках происходит гаметогенез, опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами.
Строение цветка
Элемент цветка | Описание | Выполняемые функции |
Цветоложе | Ось цветка, на которой располагаются остальные части цветка. Может быть выпуклым, удлиненным, укороченным, плоским или вогнутым | Объединяет все части цветка в одно целое. У некоторых видов участвует в образовании плодов (ежевика, земляника, лотос) |
Стерильные части цветка (околоцветник) |
Чашечка | Наружная часть двойного околоцветника, состоящая из чашелистиков. Может быть раздельнолистной или сростнолистной | Защита других частей цветка от внешних воздействий |
Венчик | Внутренняя, обычно ярко окрашенная часть двойного околоцветника, состоящая из лепестков. Может быть раздельнолепестной или сростнолепестной | Привлечение организмов, опыляющих цветок |
Генеративные части цветка |
Тычинки | Мужские генеративные органы цветка, состоящие из тычиночной нити и пыльника | Производство пыльцы |
Пестики | Центральная часть цветка, состоящая из завязи и рыльца, которое часто расположено на столбике. Образуется в результате срастания краев одного или нескольких плодолистиков | Служит местом развития женского гаметофита, воспринимает пыльцу, участвует в оплодотворении и образовании плода |
Типы цветков.
Обоеполые цветки — содержат нормально функционирующие тычинки и пестики (яблоня, вишня, груша, тюльпан).
Однополые цветки — содержат функционирующие генеративные органы только одного типа: либо пестики (пестичные или женские цветки), либо тычинки (тычиночные или мужские цветки).
Растения, имеющие однополые цветки, делят на две группы.
У однодомных растений и мужские и женские цветки расположены на одном растении (кукуруза, огурец).
У двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных особях (облепиха, тополь).
Цветки могут иметь различную форму. По этому признаку их делят на актиноморфные (имеют две или более осей симметрии, например яблоня, тюльпан, капуста), зигоморфные (имеют только одну ось симметрии, например горох, фасоль, белая акация) и асимметрические (не имеют осей симметрии, например гладиолус, конский каштан).
III. ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
Лабораторная работа № 12.
Строение и разнообразие цветков.
Цель: ознакомиться с особенностями строения и разнообразием цветов.
Оборудование и материалы: коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препаровальный набор, тетрадь, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные вам цветки и сравните их строение с рисунками в учебнике и таблицами.
Найдите в цветках пестики, тычинки, околоцветник, цветоложе, цветоножку.
Нарисуйте схему строения цветка, и обозначьте цветоножку, цветоложе, чашечку, венчик, тычинки, пестик.
Выберите из предложенных цветков тот, который имеет тычинки и пестик.
Отделите одну тычинку и найдите на ней тычиночную нить и пыльник. Зарисуйте тычинку и обозначьте на рисунке тычиночную нить и пыльник.
Отделите пестик. Используя лупу, найдите рыльце пестика, столбик и завязь. Обратите внимание на то, что если завязь образована несколькими плодолистиками, то на рыльце пестика будут видны следы их срастания.
Зарисуйте пестик и обозначьте на рисунке рыльце пестика, завязь и столбик.
Предложенные вам цветки разделите на две группы. В одну из них соберите цветки с простым околоцветником, а во вторую цветки с двойным околоцветником. Сравните их между собой. 9. Подсчитайте количество членов околоцветника у предложенных вам цветков. Обратите внимание на то, что получившиеся цифры кратны 3, 4 или 5.
Обратите внимание на симметрию цветков. Найдите правильные и неправильные цветки.
Обратите внимание на цветки, в которых имеются только тычинки или только пестики (однополые цветки) и сравните их с двуполыми цветками.
Заполните таблицу и сделайте вывод, в котором укажите, какие функции выполняют различные части цветка. Рекомендуется рассмотреть 5—6 растений.
Сравнительная характеристика цветков различных растений
Растение | Особенности строения цветка |
| Тип околоцветника (простой, двойной) | Количество членов околоцветника | Наличие тычинок и пестика | Тип симметрии цветка (правильный, неправильный) |
| | | | |
IV. домашнее задание: § 35 учебника.