СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические тексты  для курса «География 7 класс»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Географические тексты  для курса «География 7 класс» для реализации междисциплинарной учебной  программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Географические тексты  для курса «География 7 класс»»

Географический практикум (сборник упражнений).



Реализация междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» на уроках географии.

ФГОС вводит в педагогическую практику работу с текстовой информацией. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Школьники должны научиться максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важная задача ряда школьных предметов, в том числе и географии. Перед учителями стоит задача - реализация работы с текстовой информацией на уроках своей предметной области. Учителям-предметникам необходимо корректировать календарно-тематического планирования с учетом обязательного введения в учебный процесс работы с текстовой информацией, разрабатывать дидактические материалы содержащего тексты для работы на уроках.


Географические тексты для курса «География 7 класс»

Тема курса, на котором могут быть использованы тексты

Название текста.

Содержание текстовой информации, количество слов

Карты материков и океанов.

«Макровзгляд» человека из космоса. Космическая съемка.

Фрагмент текста, 236 слов, космический снимок.

Мировой океан. Атлантический океан.

Глобальные проекты.

Фрагмент текста, 148 слов, рисунок

Географическое положение Африки.

Преодоление.


Фрагмент текста, 215 слов, таблица и рисунок-схема

Антарктида.

Проект транспортировки айсбергов с целью получения пресной воды

Фрагмент текста, 260 слов, карта











Текст1. «Макровзгляд» человека из космоса. Космическая съемка.

Задания на работу с данной информацией.

Ознакомление. Прочитайте самостоятельно текст из книги В.П. Максаковского «Географическая картина мира». Книга 1. Общая характеристика мира.

  1. Найдите в тексте географические объекты, которые не отображены на космическом снимке

  2. Найдите в тексте отличительные свойства космической съемки. Ответы фиксируйте в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п


«Макровзгляд» человека из космоса. Космическая съемка.

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10–12 млн км2. «Да и как не удивляться, – пишет в своей книге «Космос – землянам» Г. Береговой, – если в иллюминаторе под тобой Европа видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева – Балтийское море, а справа – Черное, после – Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад – Европа уже исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо «макровзгляда» человека из космоса.

Отличительные свойства космической съемки.

Первое из них – огромная обзорность. Съемка со спутников и космических кораблей обычно осуществляется с высоты от 250 до 500 км, причем со спутников «Метеор» полоса обзора составляет 1000 км, а со станций типа «Салют» аппарат фотографировал съемочную полосу шириной 450 км. В течение пяти минут с орбитальной станции удавалось снять на пленку территорию площадью около 1 млн км2, что эквивалентно примерно двухлетней аналогичной работе самолета со специальной аппаратурой.

Другие важные отличительные свойства космической съемки – большая скорость получения и передачи информации, возможность многократного повторения съемки одних и тех же территорий, что позволяет наблюдать природные процессы в их динамике, лучше анализировать взаимосвязи между компонентами природной среды и тем самым увеличивать возможности создания общегеографических и тематических карт.

Развитие космической техники и расширение диапазона исследований способствовали постепенной дифференциации космического землеведения и выделению в нем нескольких подотраслей, или направлений: геолого-геоморфологических исследований, исследований атмосферы, гидросферы, почвенного и растительного покрова, а также работ по комплексному землеведению. (Число слов 236)

Ответ.

  1. Камчатка, Сахалин, Курилы. (показать на карте)

  2. Вариант таблицы для заполнения. Двухчастный дневник даёт возможность учащемуся анализировать содержание текстовой информации, учит школьников умению аргументированных ответов.

Таблица . «Двухчастный дневник»

Отличительные свойства космической съемки

Цитата из текста.

огромная обзорность

со спутников «Метеор» полоса обзора составляет 1000 км

большая скорость получения и передачи информации

возможность многократного повторения съемки одних и тех же территорий, что позволяет наблюдать природные процессы в их динамике


















Текст 2. Проект транспортировки айсбергов с целью получения пресной воды.



Ознакомление. Прочитайте самостоятельно текст из книги В.П. Максаковского «Географическая картина мира». Книга 1. Общая характеристика мира.



С покровными и шельфовыми ледниками Антарктиды непосредственно связано образование айсбергов (от нем. eisberg – ледяная гора), которые откалываются от края ледника, отправляясь, так сказать, в свободное плавание по Южному океану. По имеющимся расчетам, в общей сложности от выдвижных и шельфовых ледников Антарктиды ежегодно откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространяются по Южному океану в пределах 44–57° ю. ш., но иногда достигают и 35° ю. ш., а это широта Буэнос-Айреса.

В результате постоянного «сбрасывания» айсбергов в Мировом океане одновременно дрейфуют примерно 12 тыс. таких ледяных глыб и гор. В среднем антарктические айсберги живут 10–13 лет, но гигантские, длиной в десятки километров, могут плавать многие десятилетия. Идея транспортировки айсбергов с целью дальнейшего их использования для получения пресной воды появилась еще в начале XX в. В 50-х гг. американский океанолог и инженер Дж. Айзекс предложил проект транспортирования антарктических айсбергов к берегам Южной Калифорнии. Он же подсчитал, что для обеспечения этого засушливого района пресной водой в течение года потребуется айсберг объемом в 11 км3. В 70-х гг. XX в. французский полярный исследователь Поль-Эмиль Виктор разработал проект транспортирования айсберга из Антарктиды к берегам Саудовской Аравии, причем эта страна учредила даже международную компанию, предназначенную для его осуществления. Технические же параметры транспортирования айсбергов были разработаны уже довольно детально.

Пока все это лишь проекты. Но интерес к ним проявляют уже многие страны – США, Канада, Франция, Саудовская Аравия, Египет, Австралия и др. ( 260 слов)


Рис. 1. Возможные маршруты транспортирования айсбергов.

Задания на работу с данной информацией. Понимание. С помощью атласа определи расстояние до материков, заполните таблицу. Познакомьтесь с возможными маршрутами транспортирования айсбергов (рис. 1). Предложите пункты проекта транспортировки айсбергов из Антарктиды в Саудовскую Аравию (3-6 пунктов). Оцените значимость этого проекта.



Заполните таблицу:

Материк

удаленность материка

расстояние

Южная Америка

ближайший материк в Южном полушария


Африка

материк в Южном полушария


Австралия

удаленный материк в Южном полушария


Евразия

материк Северного полушария




Проект транспортировки айсбергов с целью дальнейшего их использования для получения пресной воды.

  1. ...

Ответ.

Проект транспортировки айсбергов с целью дальнейшего их использования для получения пресной воды.

  1. Обнаружения при помощи искусственного спутника подходящего айсберга.

  2. Доразведка, при помощи вертолета.

  3. Установка специальных плит для крепления буксирных тросов.

  4. По возможности айсбергу должна быть придана более обтекаемая форма, а его носовой части – форма корабельного форштевня.

  5. Чтобы уменьшить таяние льда, под дно айсберга должна быть подведена пластиковая пленка, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу.

  6. Транспортировать айсберг следует с учетом морских течений, строения океанского дна, конфигурации береговой линии. что при таком транспортировании айсбергов необходимо будет использовать холодные океанические течения: Перуанское и Фолклендское у берегов Южной Америки, Бенгельское у берегов Африки и Западно-Австралийское у берегов Австралии.

  7. Само транспортирование айсберга длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м должно быть осуществлено при помощи пяти-шести океанских буксиров мощностью по 10–15 тыс. л. с. В этом случае скорость транспортирования составит примерно одну милю (1852 м) в час.

  8. После доставки к месту назначения айсберг должен быть разрезан на куски – блоки толщиной примерно по 40 м, которые будут постепенно таять и позволят снабжать пресной водой по плавающему водопроводу тот или иной пункт на побережье. Таяние айсберга будет продолжаться примерно один год.











Текст 3. Преодоление.


Вспомните ранее изученный материал по теме «ГП Африки и история исследования материка», проанализируйте информационный материал, используйте Ваши знания для выполнения задания.

Задания на работу с данной информацией. Ознакомление. Прочитайте самостоятельно текст из книги В.П. Максаковского «Географическая картина мира». Книга 1. Общая характеристика мира. Расшифруйте схему «Преодоление».


Международные морские каналы и проливы

Идея строительства Суэцкого канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, возникла у арабов еще в средние века. Затем она пустила корни во Франции сначала при Людовике XIV, затем при Наполеоне. Но лишь в середине XIX в. французский инженер и дипломат Фердинанд Лессепс получил от египетского хедива концессию на его сооружение. Работы продолжались более десяти лет, и 17 ноября 1869 г. в торжественной обстановке канал был открыт.

Суэцкий канал пересекает одноименный перешеек точно в направлении с севера на юг – от Порт-Саида до Суэца на Красном море. Поскольку разница в уровнях между этими морями составляет всего 23 см, он построен без шлюзов. Суда по каналу идут караванами с севера и с юга, а для их расхождения используют Большое Горькое озеро. В 1869 г. канал пропускал морские суда с осадкой всего 8 м, но затем его не раз углубляли и расширяли, что соответствовало постоянному росту его грузооборота и судооборота. Если в начале XX в. через канал ежегодно проходили 4 тыс. судов, а объем перевозимых грузов составлял 20–30 млн т, то уже к середине 1960-х гг. судооборот превысил 20 тыс. судов, а объем грузов – 250 млн т (ныне он достигает 650 млн т).

Таблица 1. Сокращение пути при использовании Суэцкого канала.


Это свидетельствует о том, что именно Суэцкий канал превратился в главный морской путь, связывающий Европу со странами Азии. (число слов: 215)









Информационный рисунок.




Проанализируйте информационный материал, используйте информацию, которую дает рисунок, и предложите Ваш ответ:

  1. С какими событиями связана дата 1497г. на рисунке «Преодоление»?

  2. С какими событиями связана дата 1896г. на рисунке?

  3. При изучение какого материка мы узнаем об одном из главном международном канале – Панамском?

  4. Нанесите на к. лист объекты о которых идет речь.

  5. Приведите еще место на планете, где в перспективе может быть построен морской канал?



Ответ:

  1. 1497 г. была снаряжена эскадра под руководством Васко да Гамы, для разведки морского пути из Португалии – вокруг Африки – в Индию.

  2. Васко да Гама открыл морской путь, по которому вплоть до открытия в 1896г.Суэцкого канала шла торговля Европы со странами Индийского океана и Китаем.

  3. Панамский канал построен через Панамский перешеек в Центральной Америке, при изучении материка Южная Америка.

  4. Нанесите на к. лист два главных международных канала – Суэцкий и Панамский.

















Текст4. Глобальные проекты.

Ознакомление. Прочитайте самостоятельно текст из книги В.П. Максаковского «Географическая картина мира». Книга 1. Общая характеристика мира

Глобальными проектами называют крупные инженерные проекты, имеющие целью преобразование природы отдельных частей нашей планеты для достижения большого экономического эффекта. Большинство известных проектов такого рода связано либо с Мировым океаном, либо с преобразованием речных систем, либо с транспортным строительством в особо крупных масштабах.

Среди глобальных проектов, касающихся Мирового океана, преобладают проекты сооружения гигантских плотин в морских проливах и использования морских течений.

Еще в начале XX в. инженер Г. Зергель выдвинул совершенно фантастический по тем временам проект сооружения в Гибралтарском проливе плотины длиной 29 км и высотой 200 м. Поскольку уровень Средиземного моря поддерживается главным образом благодаря притоку вод из Атлантики, через некоторое время он неизбежно снизился бы. Образовавшуюся разницу в уровнях Зергель предлагал использовать для строительства двух электростанций общей мощностью 120 млн кВт (рис. 1). Существуют также проекты сооружения плотин в проливе Дарданеллы, чтобы прекратить доступ воды в Средиземное море из Черного моря, в Мессинском и Тунисском (Сицилийском) проливах.

(148слов)

Рис. 1. Схема плотины в Гибралтарском проливе, предложенной инженером Г. Зергелем

Проанализируйте информационный материал, используйте информацию которую дает рисунок и предложите Ваш ответ:

  1. Где в Средиземном море предлагает Г. Зергель реализовать свой проект?

  2. Какое гидротехническое сооружение должны быть построены?

  3. Какие еще последствия может вызвать реализация данного проекта? Назовите не менее двух

Ответ:

  1. В Гибралтарском проливе.

  2. Сооружение платины в 29 км и высотой в 200 метров. По­скольку уровень Средиземного моря поддерживается главным обра­зом благодаря притоку вод из Атлантики, через некоторое время он неизбежно снизился бы. Образовавшуюся разницу в уровнях Зергель предлагал использовать для строительства двух электростанций об­щей мощностью в 120 млн кВт.

  3. Снижение уровня Средиземного моря, превращение Черного моря в озеро.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!