СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрический орнамент и удмуртский национальный фартук

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удмуртская национальная одежда богато украшается орнаментами. Большое место занимает солярные знаки, геометрические орнаменты. 

Просмотр содержимого документа
«Геометрический орнамент и удмуртский национальный фартук»

Управление образования администрации Алнашского района

КБОУ Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа







Геометрический орнамент и

удмуртский национальный фартук.



Выполнила:

ученица 6 класса

Бакаева Лилия


Руководитель:

учитель математики

Салякудинова Гульфинур

Зиннатовна





д. Старая Шудья

2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Ведение _________________________________________3-4

2. Национальный удмуртский костюм __________________ 5

3. Орнамент. Виды орнаментов________________________6-7

4. Об орнаментах удмуртского народа__________________8-9

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом___10

6. Заключение________________________________________11

7. Литература_________________________________________12

1.Введение.

В последние годы в нашей республике проходит множество национальных праздников, земляческих встреч людей разных национальностей. Большинство участников таких мероприятий стараются нарядиться в этнический костюм своей местности. Например, на районном удмуртском национальном празднике «Гырон- быдтон» можно увидеть очень много женщин, одетых в яркие красивые удмуртские костюмы. Среди них как пожилые, так и молодые, подростки-девушки так и маленькие девочки, такие радостные и гордые от того, что они так нарядно одеты. Надо сказать, что удмуртская женская одежда очень разнообразна. Даже в соседних деревнях она отличается расцветкой и по типу ткани, по цвету оборок, не говоря уже о тех нарядах людей, живущих далеко друг от друга. 

Еще в 50-е годы прошлого века на работу и на ферму, и в поле удмуртские крестьяне ходили в народных костюмах. Потом деревенские жители резко перешли на общероссийскую моду. Но последние годы удмуртский костюм востребован как важная частица национальной культуры, подтверждающая этнические особенности удмуртского народа.

Актуальность:

Удмуртский женский костюм в простом варианте состоит из платья, фартука, платка и монисто. Платье и фартук издревле богато украшались тканым или вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Рассматривая удмуртский национальный костюм, отчетливо прослеживается геометрический орнамент. В наши дни национальную одежду достают из бабушкиных сундуков и надевают в праздники. Если исторические наряды не сохранились, заказывают у местных известных мастеров.

Гипотеза: Существует смысловая связь между простыми геометрическими фигурами и удмуртскими орнаментами в национальном костюме.

Объект исследования:

Удмуртская национальная одежда (фартук), область математики «геометрические фигуры» и вид прикладного искусства «аппликация на ткани».

Цели:

- Показать широкое применение несложных геометрических фигур в создании национального орнамента для украшения фартука.

- Создать изделие (фартук) с геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани».

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:
-    изучить имеющиеся источники об удмуртском народном костюме;
-   сравнить способы украшения фартука; 

- выяснить, почему в удмуртских орнаментах преобладает именно геометрический орнамент;

- подобрать орнамент для фартука;

- сшить себе фартук и украсить его геометрическим орнаментом.





Методы исследования:
-    изучение литературы, исторических материалов;

- применение интернет ресурсов;
-   анализ материалов о народном удмуртском костюме;
-   сравнение возможные способы украшения;

- выбор несложного геометрического орнамента для фартука





2. Национальный удмуртский костюм.


Особое место в народной культуре отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы. Удмуртская одежда отличается разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов украшения. Известный писатель-этнограф Всеволод Лебедев своё восхищение удмуртской национальной одеждой выразил такими словами: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась».

За долгую историю удмуртского народа сложились два основных комплекса костюма: северный и южный. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэскышет - букв, боковой платок).

В костюмный комплекс южных удмурток входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык). Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.



3. Орнамент. Виды орнаментов

Орнамент – удивительный и чудесный раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, который характеризуется ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, отражают окружающую действительность, природу: растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

Орнаменты делятся на четыре группы: растительный, зооморфный, антропоморфный и геометрический.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев (рис1), цветов, плодов, веток (рис.2) и т.д.

рис.1 рис.2

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент состоит из стилизованных изображений реальных (рис.3) или фантастических животных (рис.4), птиц (рис.

рис.3 рис.4 рис.5

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

рис. 6 Рис.7

Геометрический орнамент. К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. 
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые, «зиг-заги», спирали; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы, многогранники, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

рис. 8 рис.9















4.Об орнаментах удмуртского народа.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Если внимательно рассмотреть удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент. Для орнамента удмуртской одежды характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

В простом варианте удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Узор «лягушка» удмурты вышивали на костюме невесты. «Утка» встречается гораздо чаще, поскольку удмуртская мифология придает большое значение этой птице. Как считает известный этнограф Владимир Владыкин, культ утки зародился в древние времена: по поверьям, утка участвовала в творении «среднего» мира, ныряя на дно Мирового океана и принося в клюве землю. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто – ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней.

Удивительные орнаменты обычно составлялись из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Комбинируя эти фигуры по- разному, умелые руки удмуртских женщин создавали бесконечное множество чудесных узоров. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.

рис.10

1,2 - солнце, круг (солярные знаки); 3 - луна; 4 - бабочка; 5 - куриные лапки; 6 – шиповник, 7 - конопляные семечки; 8 - утиные крылья; 9 – лебедь, 10 - кони; 11 - человек;

12 - маленькие пятки.

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки. Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия. Прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Изучая традиционный костюм женщин нашей деревни, я заметила, что теперь больше всего они носят фартуки вышитые растительным орнаментом. Фартуки сшиты из однотонного материала с высокой грудкой, низ фартука украшен красивой яркой вышивкой, к а подолу пришита широкая ажурная однотонная тесьма, которая сейчас покупается в магазинах. Эти нарядные фартуки обычно надевают по праздникам, в гости, для выступления на сцене. Повседневно носят фартуки простые. Они сшиты из материала одного цвета или в клетку и украшены несколькими машинной строчкой-складкой на грудке и на низе.

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом

Для изготовления фартука я взяла белую ткань (габардин). Кроить фартук несложно. В пятом классе на уроках технологии мы учились строить выкройку и сшили фартук-передник. Выкроила прямоугольник длиной 70см и шириной 80 см для передника, другой прямоугольник длиной 25см и шириной 30 см для нагрудника. Для пояса полоску шириной 7с м и длиной150 см., ещё две полоски такой же ширины и длиной 60 см.(рис. 10)

нагрудник



рис. 11

А вот сшить фартук было труднее. Для орнамента я старалась выбрать простые и удобные для работы геометрические фигуры: ромбики и квадраты. Сначала заготовила шаблоны из картона, потом по ним кроила фигурки из атласовых лент. Комбинируя эти фигурки создала свой орнамент, основным элементом которого является восьмиконечная звезда.

















6. Заключение.

Работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила геометрическим орнаментам удмуртской женской одежды. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому частицу своих сил и знаний.

Выполняя эту работу, я много узнала об орнаментах. Орнаменты молчаливо и таинственно хранят историю того народа, чьи руки их создало. Но лишь стоит взглянуть на них душой, они оживают, передавая в надёжные руки богатое наследие поколений. Я рада, что сшила этот замечательный удмуртский фартук и украсила его геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани». Я его с гордостью буду надевать на школьные мероприятия в месячник удмуртской культуры.





















7. Литература

1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

4. «Кенеш», 2007г.

5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

6. Виноградов С. «Удмуртская одежда», Ижевск, «Удмуртия», 1974

7. Интернет-ресурсы



























































9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!