СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрия 8класс Применение подобия к решению задач и доказательству теорем.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Пропорциональные отрезки в треугольнике. На уроке совершенствуются знания и умения учащихся, связанных с применением теории подобных треугольников.

Просмотр содержимого документа
«Геометрия 8класс Применение подобия к решению задач и доказательству теорем.»

Урок геометрии в 8 классе. Применение подобия к решению задач и доказательству теорем.


Тема урока : Пропорциональные отрезки в треугольнике.

Реализуемая программа: предпрофильное обучение с углублённым изучением математики.

Используемые учебники: Геометрия 7-9, авт. Л.С Атанасян и Дополнительные главы к учебнику геометрии 8кл.

Используемые технологии: Информационно- коммуникативная, проблемная, технология Диалога.

Цели:

  • расширить и совершенствовать знания и умения учащихся, связанных с применением теории подобных треугольников

  • содействовать развитию математического мышления, умению наблюдать, сравнивать, обобщать.

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Оборудование к уроку: ноутбук, проектор; презентации с материалом к уроку, проекты, выполненные учащимися учащихся: теорема Чевы, теорема Менелая; Четыре замечательные точки в треугольнике.


Номер и задачи этапов урока

Содержание учебного материала, в том числе, с использованием слайдов презентации.

Действия учителя

Планируемые действия учащихся

1.Организация начала урока, объявление темы и постановка цели

Обсуждение хода урока

Настраиваются на урок

2.Проверка домашнего задания

Из домашней работы рассматриваем наиболее сложную (из доп. глав)задачу.

Задача№204 Отрезок СР– высота треугольника АВС, Н – точка пересечения высот этого треугольника. Докажите, что

СР· НР = АР·ВР

Решение на слайде


1..Напоминаю условие задачи.

2. Обсуждение решения:

1)Почему

ΔАНР ~ΔСНК?

3)Что следует из подобия треугольников?

4)как используем равенство углов НСК и РАН ?

Как иначе записать полученное равенство?

-Применяют признаки подобия

-Называют равные углы

-Выявляют все подобные треугольники, выбирают «нужные» .

- Проговаривают равенство отношения сторон подобных треугольников.

-Делают вывод

3.Повторение теоретического материала, необходимого для урока.

  1. Свойство биссектрисы треугольника.( Слайд)


2.Т.: Параллельные прямые, пересекающие две данные прямые, отсекают на этих прямых пропорциональные отрезки.



Беседа.

Для того , чтобы успешно решать задачи необходимо хорошо знать основной и дополнительный теоретический материал.

Замечание

Сформулированные утверждения были доказаны на предыдущих уроках. Кроме этого используется проект, который был рассмотрен на школьной НПК

( «Замечательные точки в треугольнике»)



- Ответы напарнику по парте, затем учителю при необходимости.











4.Формулировка проблемной задачи

Задача №1

Задача. Точка D делит сторону АС треугольника АВС на части так, что АD= 2DC. Точка Р делит отрезок BDтак, что ВР= 2PD. Прямая СР пересекает сторону АВ в точке Е. Найдите отношение площадей треугольников АВС и АЕС.

Рисунок на слайде



Говорить о важности

Т. Фалеса нет смысла, если мы не увидим её применение при решении задач


Диалог

- у кого есть идея решения?

- Как использовать данные соотношения?

- попробуем начать с конца

-попробуем разобраться как должен выглядеть конечный результат?

-какие знаем соотношения площадей треугольников?

-что связывает эти треугольники?

-какие отрезки необходимо провести?

Пусть hВ и hE высоты треугольников АВС и АЕС.

- Чему равны площади треугольников АВС и АЕС?

- отношение площадей?

-сделайте вывод.

Записывают краткое условие задачи №1 в тетрадь.






Отвечают на вопросы, работая с условием и рисунком к задаче.










Пусть hВ и hE высоты треугольников АВС и АЕС

Записали отношение площадей





ответ: отношение площадей равно отношению их высот, проведённых к общей стороне

Постановка новой проблемы


на слайде рисунок с высотами




После всех рассуждений на доске и в тетрадях появляется запись

Новая цель- найти отношение высот.

-Но о высотах ничего неизвестно

-Может быть, сделаем чертёж?

- Зачем?

-Возможно он ничего не даст. А вдруг появится идея.

-Высоты построены, а идея не появилась

- Где мы встречали равенство двух отношений?




.


Строим высоты BF и EG




- возникает идея замены отношения высот

отношением других отрезков, которое найти легче.

-Находят подобные треугольники

- ABF иAEG

Постановка новой подзадачи

Находим отношение отрезка АВ к АЕ. 1.Возвращаемся к условию задачи.

ВР = 2РD.? AD = 2DC

2

К

N

L

.Разделим отрезки ВР и АD пополам

3.Проведём через точки Н и L прямые параллельные СЕ.

4.Применяем теорему Фалеса.

5. Получаем: АВ:АЕ = 5:3




З

Н

апишите иначе

Используя теорему. Фалеса. Свяжем исходные данные и искомое соотношение



Дорешаем задачу.





Возвращаемся к условию задачи и к началу нашего рассуждения: отношение площадей тоже равно 5:3

Записали

ВР: РD = 2:.1

AD : DC = 2:1



Под руководством учителя делают записи в тетради.











Записали ответ.






Изучение дополнительного теоретического материала.

Задача №2

Утверждение, которое сфорулировано в задаче назовём теоремой о пропорциональных отрезках

Изучают условие задачи №2

На слайде и на печатных листочках.

Записывают кратко условие, делают рисунок.

Технология диалога.



Диалог

-Как использоавть тоо же приём, что и в предыдущей задаче?

-Как работает обобщенная теорема Фалеса?

-Пусть АК =mx

- КС=?

-KD:DC=p:q, то

KD =


- найдите отношение

АО:ОМ= АК:КD

-Аналогично доказывается вторая часть задачи

Стр. 89 прочитать простой способ, позволяющий запомнить формулы


Ответ:

Проведём через точку М прямую, параллельную ВК – МD

Ответ:

KD:DC=BM:MC=

P:q.

Ответ: КС= nx



Ответ: АО:ОМ=





доказать дома вторую часть задачи.

Применение теоремы о пропорциональных отрезках



:

-Мы знаем,как делятся медианы точкой пересечения

-о каком отношении говорится в задаче №3?

Предлагаю доказательство провести самостоятельно , используя помощь учителя или консультанта.

Изучают условие задачи №3

На слайде и на печатных листочках.

Ответ:

В каком отношении дилит каждую биссектрису точка пересечения .биссектрис треугольника.

Дополнительный материал

.Теорема Чевы , теорема Менелая , Четыре замечательные точки в треугольнике(проекты подготовленные учащимися)




Подведение итога урока. Задание на дом.

Доп. главы п. 32; 33;34. № 205, (а,б,в) и см. раб. тетрадь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!