Урок геометрии в 8 классе. Применение подобия к решению задач и доказательству теорем.
Используемые учебники: Геометрия 7-9, авт. Л.С Атанасян и Дополнительные главы к учебнику геометрии 8кл.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор; презентации с материалом к уроку, проекты, выполненные учащимися учащихся: теорема Чевы, теорема Менелая; Четыре замечательные точки в треугольнике.
Номер и задачи этапов урока | Содержание учебного материала, в том числе, с использованием слайдов презентации. | Действия учителя | Планируемые действия учащихся |
1.Организация начала урока, объявление темы и постановка цели | | Обсуждение хода урока | Настраиваются на урок |
2.Проверка домашнего задания | Из домашней работы рассматриваем наиболее сложную (из доп. глав)задачу. Задача№204 Отрезок СР– высота треугольника АВС, Н – точка пересечения высот этого треугольника. Докажите, что СР· НР = АР·ВР Решение на слайде | 1..Напоминаю условие задачи. 2. Обсуждение решения: 1)Почему ΔАНР ~ΔСНК? 3)Что следует из подобия треугольников? 4)как используем равенство углов НСК и РАН ? Как иначе записать полученное равенство? | -Применяют признаки подобия -Называют равные углы -Выявляют все подобные треугольники, выбирают «нужные» . - Проговаривают равенство отношения сторон подобных треугольников. -Делают вывод |
3.Повторение теоретического материала, необходимого для урока. | Свойство биссектрисы треугольника.( Слайд) 2.Т.: Параллельные прямые, пересекающие две данные прямые, отсекают на этих прямых пропорциональные отрезки. | Беседа. Для того , чтобы успешно решать задачи необходимо хорошо знать основной и дополнительный теоретический материал. Замечание Сформулированные утверждения были доказаны на предыдущих уроках. Кроме этого используется проект, который был рассмотрен на школьной НПК ( «Замечательные точки в треугольнике») | - Ответы напарнику по парте, затем учителю при необходимости. |
4.Формулировка проблемной задачи Задача №1 | Задача. Точка D делит сторону АС треугольника АВС на части так, что АD= 2DC. Точка Р делит отрезок BDтак, что ВР= 2PD. Прямая СР пересекает сторону АВ в точке Е. Найдите отношение площадей треугольников АВС и АЕС. Рисунок на слайде | Говорить о важности Т. Фалеса нет смысла, если мы не увидим её применение при решении задач Диалог - у кого есть идея решения? - Как использовать данные соотношения? - попробуем начать с конца -попробуем разобраться как должен выглядеть конечный результат? -какие знаем соотношения площадей треугольников? -что связывает эти треугольники? -какие отрезки необходимо провести? Пусть hВ и hE высоты треугольников АВС и АЕС. - Чему равны площади треугольников АВС и АЕС? - отношение площадей? -сделайте вывод. | Записывают краткое условие задачи №1 в тетрадь. Отвечают на вопросы, работая с условием и рисунком к задаче. Пусть hВ и hE высоты треугольников АВС и АЕС Записали отношение площадей ответ: отношение площадей равно отношению их высот, проведённых к общей стороне |
Постановка новой проблемы | на слайде рисунок с высотами После всех рассуждений на доске и в тетрадях появляется запись | Новая цель- найти отношение высот. -Но о высотах ничего неизвестно -Может быть, сделаем чертёж? - Зачем? -Возможно он ничего не даст. А вдруг появится идея. -Высоты построены, а идея не появилась - Где мы встречали равенство двух отношений? | . Строим высоты BF и EG - возникает идея замены отношения высот отношением других отрезков, которое найти легче. -Находят подобные треугольники - ABF иAEG |
Постановка новой подзадачи | Находим отношение отрезка АВ к АЕ. 1.Возвращаемся к условию задачи. ВР = 2РD.? AD = 2DC 2 К N L .Разделим отрезки ВР и АD пополам 3.Проведём через точки Н и L прямые параллельные СЕ. 4.Применяем теорему Фалеса. 5. Получаем: АВ:АЕ = 5:3 | З Н апишите иначе Используя теорему. Фалеса. Свяжем исходные данные и искомое соотношение Дорешаем задачу. Возвращаемся к условию задачи и к началу нашего рассуждения: отношение площадей тоже равно 5:3 | Записали ВР: РD = 2:.1 AD : DC = 2:1 Под руководством учителя делают записи в тетради. Записали ответ. |
Изучение дополнительного теоретического материала. | Задача №2 | Утверждение, которое сфорулировано в задаче назовём теоремой о пропорциональных отрезках | Изучают условие задачи №2 На слайде и на печатных листочках. Записывают кратко условие, делают рисунок. |
Технология диалога. | | Диалог -Как использоавть тоо же приём, что и в предыдущей задаче? -Как работает обобщенная теорема Фалеса? -Пусть АК =mx - КС=? -KD:DC=p:q, то KD = - найдите отношение АО:ОМ= АК:КD -Аналогично доказывается вторая часть задачи Стр. 89 прочитать простой способ, позволяющий запомнить формулы | Ответ: Проведём через точку М прямую, параллельную ВК – МD Ответ: KD:DC=BM:MC= P:q. Ответ: КС= nx Ответ: АО:ОМ= доказать дома вторую часть задачи. |
Применение теоремы о пропорциональных отрезках | : | -Мы знаем,как делятся медианы точкой пересечения -о каком отношении говорится в задаче №3? Предлагаю доказательство провести самостоятельно , используя помощь учителя или консультанта. | Изучают условие задачи №3 На слайде и на печатных листочках. Ответ: В каком отношении дилит каждую биссектрису точка пересечения .биссектрис треугольника. |
Дополнительный материал | .Теорема Чевы , теорема Менелая , Четыре замечательные точки в треугольнике(проекты подготовленные учащимися) | | |
Подведение итога урока. Задание на дом. | Доп. главы п. 32; 33;34. № 205, (а,б,в) и см. раб. тетрадь | | |