СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЕРОИ РОССИЙСКОГО СПОРТА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                                                                                                                                           Быстрее! Выше! Сильнее!

Девиз Олимпиады

Классный час, посвященный выдающимся спортсменам СССР и России XX столетия.

Цели: расширить представление детей об истории отечественного спорта; формировать положительную нравственную оценку спортивных достижений страны, позитивное отношение к героям отечественного спорта; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну; побуждать к участию в спортивных кружках, секциях.

Форма. Час общения.

Подготовительная paбота с детьми: предложить группе детей (11 учеников) подготовить информационный блок, используя материалы сценария (сделать одну ксерокопию сценария).

Оборудование: презентация, песня «Трус не играет в хоккей».

Оформление

-    написать на доске тему, эпиграф;

-    для игры «Угадай вид спорта» записать на доске список спорт­сменов (вид спорта не записывать).

7. Михаил Ботвинник

2.Лев Яшин

3.Владимир Куц

4.Лариса Латынина

5.Галина Кулакова

6.Лидия Скобликова

7.Юрий Власов

8.Ирина Роднина

9.Владислав Третьяк

10.         Александр Карелин

 

План классного часа

I.  Введение в тему.

II.Завязка. Рассказ «"Юная" болельщица».

 

III. Интерактивная беседа по теме «Спорт и патриотизм».

IV.Игра «Угадай вид спорта».

V.Информационный блок «Герои большого спорта»:

 

1. «Великий кудесник шахмат» (Михаил Ботвинник).

2. «Вратарь № 1» (Лев Яшин).

3. «Самый сильный человек планеты» (Юрий Власов).

4. «Русское чудо» (Владислав Третьяк).

5. «Русская молния» (Лидия Скобликова).

6. «Легенда лыжного спорта» (Галина Кулакова).

7. «Самая титулованная спортсменка планеты».

8. Два борца (Александр Медведь и Александр Карелин).

 

VI. Интервью «Мой олимпийский герой».

VII.Заключительная беседа.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I.         Введение в тему

Классный руководитель. Мы сейчас послушаем песню, которая настроит нас на сегодняшний разговор.

(Учитель ставит песню «Трус не играет в хоккей». Звучит один куплет песни.)

II.       Завязка. Рассказ «"Юная" болельщица»

Классный руководитель. Эта песня родилась в годы три­умфа нашего хоккея, в 70-е годы XX в. Сборная СССР в течение 20 лет никому не уступала титула чемпиона мира. Вся страна болела за свою команду, восхищалась «мужеством отчаянных парней». Послушайте рассказ об одной «юной» болельщице. В 1981 г. сборная СССР боро­лась с канадскими профессионалами за Кубок Канады. Промежуточ­ный поединок окончился со счетом 7:3 в пользу канадцев, и почти никто не сомневался, что они победят и в основной игре. И вот на­чался матч. Канадцы были сильны. К тому же они были у себя дома. Большинство болельщиков абсолютно не сомневались в их победе. А в Советском Союзе вся страна приникла к экранам. И наши ребята, и наш вратарь Владислав Третьяк не подвели: счет был 8:1 в нашу пользу! Кубок Канады уехал в Россию. Одна из канадских газет после разгрома горько пошутила: «Нельзя больше пускать Третьяка в Кана­ду. Он "украл" наш кубок».

Позже Владислав Третьяк расскажет журналистам такую исто­рию. Возвратившись из-за океана в Москву, он встретил во дворе старушку-соседку.

-  Ой, сынок, да ты ведь Третьяк? - спрашивает старушка.

-  Да, бабуля, - отвечает Третьяк.

-  Дай я тебя поцелую. Я ведь, когда вы играли с этими супостата ми, телевизор крестила. А когда вы их одолели, даже заплакала. Это же надо, наш советский гимн где пели!

 Интерактивная беседа по тете «Спорт и патриотизм»

Классный руководитель. Патриотизм - это преданность своему народу, Отечеству, любовь к Родине. Многие заметили, что большой спорт способствует пробуждению патриотизма. Согласны ли вы с этим? Победы наших спортсменов пробуждают в вас чувство патриотизма? Или вас восхищают только спортивные рекорды?

Примерные ответы детей:

-    Все болельщики становятся патриотами, когда команды их страны побеждают.

-    Если наши спортсмены побеждают, возникает гордость за Родину.

-    Когда наши побеждают, появляется такой подъем, вдохновение, наверное, это патриотизм.

-    Рекорды тоже восхищают, и победы иностранных спортсменок тоже, но такого восторга, такой радости нет.

-    Когда наши футболисты или хоккеисты выигрывают в больших соревнованиях где-то за границей, в России совершенно чужие люди целуются, обнимаются, радуются. Мне кажется, они по­нимают, что такое патриотизм.

- Многие люди вообще не интересуются спортом, не смотрят матчи по телевизору. Но они все равно остаются патриотами.

Классный руководитель. Многие клубы сейчас покупают спортсменов, и наши чемпионы играют по всему миру. Как же тут быть с патриотизмом. Может быть, они не патриоты?

Примерные ответы детей:

-    Они тоже люди и хотят заработать денег по своим способностям.

-    Когда в команде собираются хорошие игроки, болельщики на­слаждаются красивой игрой.

-    Конечно, тогда начинают болеть за команду, а не за страну.

-    Спортсменов тоже можно понять. У них очень короткая спор­тивная жизнь - 5-7 лет, потом травмы, старость. Поэтому они должны за эти годы обеспечить себя на всю жизнь.

-    В этих престижных командах собраны лучшие игроки мира. Наши спортсмены там многому научатся, станут лучше играть.

-    А они все равно на чемпионатах мира играют в своих сборных, за свои страны.

Классный руководитель. Есть великие писатели, музы­канты, ученые, политики. Их называют великими за то, что они сдела­ли важные открытия. Есть и великие спортсмены. По какому признаку определять их величие?

Примерные ответы детей:

-    Много побед, медалей, наград.

-    Прославили свою страну.

-    Показали возможности человека.

-    Многократно побеждали.

-    Ставили мировые рекорды.

-    Не заболели звездной болезнью, были хорошими людьми.

- Передали свой опыт ученикам, подготовили новых чемпионов. И т. п.

Классный руководитель. Действительно, спорт и пат­риотизм - неразрывные понятия: спортсмены изо всех сил стараются не уронить достоинство страны, добиваются того, чтобы наш флаг  развевался над флагами других государств, а гимн России звучал как можно чаще. Многие ребята в вашем возрасте ищут героев, с которых можно брать пример, ищут образцы для подражания. Мне кажется, что такими образцами могли бы стать наши герои спорта.

IV.      Игра «Угадай вид спорта»

Классный руководитель. Великие спортсмены. Легенды и герои большого спорта - так называют спортсменов, которые прославили нашу страну, стали частью ее истории. Я назову лишь десять самых легендарных имен. Это имена выдающихся спортсменов XX в. Несколько десятилетий назад они были известны всему миру. Попробуйте угадать, с каким видом спорта они связаны.

(Учитель читает с доски фамилии спортсменов, дети угадывают вид спорта. Затем учитель комментирует ответы восьмиклассников.)

Пример комментария:

-    Как видим, спортивной эрудицией у нас блещут (имена, фамилии), остальные, видно, от спорта очень далеки.

-    Как видим, спортивной эрудицией наш класс не блещет. Значит, самое время перейти к информационному блоку классного часа.

V.       Информационный блок «Герои большого спорта»

Классный   руководитель. О самых выдающихся cпортсменах  XX в., о самых ярких звездах отечественного спорта сегодня рассказывают члены творческой группы: (имена, фамилии).

(Члены творческой группы выходят к доске. Рассказав свой фрагмент, дети садятся за парты.)

«Великий кудесник шахмат»

Ученик 1. «Великий кудесник шахмат» - так называли Михаила Моисеевича Ботвинника.

Сильнейший шахматист планеты, он был чемпионом мира по шахматам с 1948 по 1965 г. В те годы в шахматах царили одни наши соотечественники: Алехин, Спасский, Таль, Петросян. Но Михаил Ботвинник неизменно доказывал свое превосходство. Кроме того, он был доктором наук, занимался электротехникой. А еще вел занятия в шахматной школе. Два его ученика - Анатолий Карпов и Гарри Кае паров - стали чемпионами мира. Михаил Ботвинник вывел формулу успеха для шахматиста: талант + спортивный характер + здоровье. Чтобы воспитать спортивный характер, он придумал правило: «Раз надо - значит, хочешь».

«Вратарь № 1»

Ученик 2. «Вратарь № 1». Все в России знают, что это Лев Ивано­вич Яшин. Это легендарный вратарь нашей футбольной сборной в те годы, когда советские футболисты были лучшими в мире - олимпийскими чемпионами, обладателями Кубка Европы, чемпионами мира. Его путь к славе был очень необычным. Вратарем он быть не соби­рался - как и все, хотел стать центральным нападающим. Но тренер поставил его в ворота. Здесь Яшин никак себя не проявил, пропускал самые простые мячи, и его убрали из команды. С горя он перешел в хоккейную команду, встал на ворота. Здесь он стал мастером спорта, получил первые свои медали, выиграл первый кубок страны в соста­ве хоккейной сборной. Тренер заметил, как вырос молодой вратарь и предложил ему вернуться в футбол.

Ученик 3. Так он стал вратарем главной команды страны. И за­щищал ее ворота целых 30 лет.

Он провел 75 матчей в играх против национальных сборных. Он дважды играл за сборную мира, был признан лучшим вратарем мира. По количеству выигранных медалей Лев Яшин - рекордсмен среди со­ветских футболистов. Когда Яшин прощался с футболом, на стадионе в Лужниках был устроен прощальный матч. Все трибуны были запол­нены до отказа. Все ждали прощального слова Льва Яшина. По оконча­нии прощального матча Лев Яшин обратился к трибунам в Лужниках с короткой нескладной речью. Он сказал только два слова: «Спасибо, народ». И на трибунах даже мужчины не стали прятать слез, прощаясь с великим вратарем. Лев Яшин - это наш национальный герой. Он сам был частью народа и работал для народа, для его славы.

«Самый сильный человек планеты»

Ученик 4. «Самый сильный человек планеты» - так называли советского штангиста Юрия Власова. Пятикратный чемпион СССР. Че­тырехкратный чемпион мира. Шестикратный чемпион Европы.

Вся жизнь Юрия Власова - это постоянное преодоление себя, сво­ей слабости. Еще в суворовском училище, как и все ребята его возрас­та, он начал «качаться», наращивать мускулатуру. К 15 годам он весил уже почти 90 кг, и это были одни мускулы - ни грамма жира! После училища он поступает в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь Власов увлекается штангой, начинает тренироваться, устанавливает первые рекорды. Позже становится чемпионом мира и Европы.

Ученик 5. Звездный час в спортивной биографии Юрия Власова пробил в Риме - на XVII Олимпийских играх. Эту Олимпиаду называют именем Власова. На открытии Олимпиады Власов шел впереди на­шей команды и нес знамя страны, причем нес его одной рукой! А это, оказывается, очень трудно, и никто до Власова такого сделать не мог. Главными его противниками были американцы. Они не сомневались в победе, щедро давали интервью, думая, что запугают советского штангиста, уменьшат его уверенность в себе. Соревнования начинали  американцы. Один из них пытался в толчке взять вес 185 кг, но не оси лил его и остановился на весе 182,5 кг. Все с нетерпением ждали, чем ответит Власов.

Ученик 4. И вот Власов начинает с того веса, который глав­ный соперник взять не сумел, - 185 кг. В зале поднялась волна оваций - после первой же попытки Власов установил мировой рекорд! Противники уже оставили борьбу, а Власов просит установить новый вес - 195 кг. И так же легко расправляется с этим огромным весом. Это еще один мировой рекорд! Остается третья попытка. И Власов заявляет 202,5 кг. Когда в полной тишине он вытолкнул штангу вверх и замер на мгновение, зал взорвался аплодисментами. За один вечер советский атлет установил 3 мировых рекорда!

Ученик 5. Зрителей охватил восторг, они вынесли Власова из зала на руках, как римского триумфатора. В олимпийскую деревню Власов шел пешком, а за ним шла многотысячная толпа, которая бес­конечно повторяла его имя. На этой Олимпиаде Власов получил титул лучшего спортсмена игр и специальный приз «За наиболее фантасти­ческий результат». Журналисты писали: «Власов молод, гармонически сложен, чертовски силен и к тому же блещет интеллектом. Власов -это сенсация из сенсаций! Его выступление было настолько потря­сающим, настолько сказочно-необыкновенным, что с ним не может сравниться ни одно событие в истории Олимпийских игр. В мировом спорте еще никто не был столь велик и недосягаем. Он - эталон на­стоящего спортсмена и блестящий представитель своего народа».

«Русское чудо»

Ученик б. «Русское чудо» - это Владислав Третьяк. Он был официально провозглашен лучшим хоккеистом XX в. Трехкратный олимпийский чемпион, десятикратный чемпион мира, лучший вра­тарь четырех чемпионатов мира. Хоккеем он занимался с детства. А потом попал в команду ЦСКА, к тренеру Анатолию Владимировичу Тарасову. Тарасов разгадал талант Третьяка и поставил цель: сделать этого парнишку лучшим вратарем в мире.

Ученик 7. Владислав вспоминает (читает): «Нас, пацанов, Тарасов называл «полуфабрикатами» и гонял на тренировках беспо­щадно. Была у него такая присказка: "Если я на тебя сегодня ни разу не прикрикнул, считай, что ты уже покойник". Т. е. ты ему уже совсем неинтересен. А если наорал, расчихвостил в пух и прах, значит, он еще не потерял надежду сделать из тебя человека. Помню, как-то раз подходит он ко мне и говорит:

- - Что-то мне, Владик, твоя правая нога не нравится. Никудыш­ная, слабая нога. Короче, завтра выходи на лед пораньше и приседай. Только на правой. Две тысячи раз!

Наутро я приехал в ЦСКА, приседаю да приседаю и чувствую: вот-вот умру. Поднимаю голову, а за бортом стоит Тарасов:

-  Как себя чувствуешь?

-  Хорошо, - отвечаю. Я жаловаться не любил и не люблю.

-  Ну ладно, полуфабрикат, раз ты сегодня выжил, значит, быть тебе великим хоккеистом. Запомни мое тарасовское слово»*.

Ученик б. Великий тренер не ошибся. Владислав стал лучшим вратарем мира. В 20 лет он принимал участие в первой игре нашей сборной с канадскими профессионалами. После знаменитой серии матчей канадцы назвали его «русским чудом». За 16 лет спортивной карьеры Владислав Третьяк не пропустил ни одной тренировки. Его команда 13 раз выигрывала чемпионат СССР. 10 раз сборная СССР выигрывала чемпионат мира. Кстати, десятикратными чемпионами мира за всю историю чемпионатов стали только два спортсмена: это Александр Рагулин и Владислав Третьяк.

«Русская молния»

Ученик 8. «Русская молния» - так называли журналисты Ли­дию Скобликову. Это первая женщина, которая установила мировой рекорд на Олимпийских играх по скоростному бегу на коньках. На VIII зимней Олимпиаде Скобликова завоевала свою первую золо­тую медаль, а на чемпионате мира в Японии она победила на всех 4 дистанциях. Каждый день она поднималась на высшую ступеньку пьедестала, и ей вешали на шею золотую медаль. И так 4 дня подряд! В последний день зрители устроили такую овацию, что организаторы соревнования надели на Скобликову все 4 золотые медали и попро­сили ее еще раз взойти на пьедестал. «Поднялась я снова на высшую его ступеньку,- вспоминает Скобликова, - расцеловала медали, пока­зала их всем и по русскому обычаю отвесила на все четыре стороны низкий поклон. На трибунах творилось что-то невообразимое!»

«Легенда лыжного спорта»

Ученик 9. «Легенда лыжного спорта» - так назвали журналисты Галину Кулакову. Сами олимпийцы включили ее в число 15 легенд отечественного спорта XX в. В большом спорте она выступала 20 лет. Четырежды становилась олимпийской чемпионкой, 9 раз завоевыва­ла высшие награды на чемпионатах мира, 39 раз выигрывала всесо­юзные соревнования! О ее силе и выносливости ходили легенды. На тренировках она проходила по 100 км в день! Президент Олимпий­ского комитета вручил Кулаковой серебряный Олимпийский орден за заслуги перед мировым спортом.

«Самая титулованная спортсменка планеты»

Ученик 10. «Самая титулованная спортсменка планеты» - это Лариса Латынина. Она завоевала 18 олимпийских наград, из которых 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовые. Такой коллекции нет ни у кого в мире, ни в одном виде спорта! А если прибавить сюда ее медали чемпионатов мира, Европы, СССР, то получится около 150 наград! Она двукратная абсолютная чемпионка Олимпиады, мира, Европы и СССР. Уйдя из большого спорта, она стала старшим тренером женской сбор­ной СССР по гимнастике. Под ее руководством наши гимнастки триж­ды выигрывали золотые медали олимпиад. Лариса Петрик, Людмила Турищева, Ольга Корбут - достойные ученицы и наследницы великой Латыниной.

Два борца

Ученик 11. «Лучшие борцы столетия» - такие высокие титу­лы присудила двум нашим спортсменам Международная федерация борьбы.

Александр Медведь - лучший борец XX столетия в вольной борьбе.

Александр Карелин - лучший борец XX столетия в греко-римской борьбе.

Александр Медведь:

-    3-кратный олимпийский чемпион;

-    7-кратный чемпион мира;

-    3-кратный чемпион Европы;

-    9-кратный чемпион СССР. Александр Карелин:

-    3-кратный чемпион Олимпийских игр;

-    9-кратный чемпион мира;

-    12-кратный чемпион Европы;

-    Герой России.

VI. Интервью «Мой олимпийский герой»

Классный руководитель. Я благодарю всех участников творческой группы за интересные рассказы о наших выдающихся спортсменах - героях отечественного спорта. А теперь, ребята, прошу вас дать интервью. Кого из наших спортсменов вы бы назвали «мой олимпийский герой»?

(Дети поднимают руки, коротко отвечают на вопрос, называют имена спортсменов.)

Классный руководитель. Спасибо за интервью. Я очень рада, что вы следите за успехами наших спортсменов, хотите быть похожими на чемпионов. Но подражать им очень сложно, потому что за рекордами стоит очень большой труд.

VII.    Заключительная беседа

Классный руководитель. Все мы любим смотреть, как выступают российские спортсмены, чемпионы, как они выходят на пьедестал почета и в честь их победы под звуки нашего гимна под­нимается наш флаг. В эти моменты нас переполняет гордость за Рос­сию - вот это и есть патриотизм.

VIII.   Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Герои, о которых вы сегодня узнали, были кумирами ваших бабушек и дедушек. Ими восхищались, им подражали, с них брали пример. Какие чувства вы испытывали, знакомясь с невероятными, фантастическими победами наших спорт­сменов?

(Дети дают ответы.)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!