СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гигиена детей раннего и дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гигиена детей раннего и дошкольного возраста»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)






Направление –44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование






Мансурова Розалия Ранисовна




Контрольная точка 1

Тема: Гигиена детей раннего и дошкольного возраста (21.11.2022)







Преподаватель Ахмадуллина Хамида Минвалиевна
















Уфа 2023

План

1. Гигиена среды.

2. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.

3. Основы рационального питания.

4. Гигиена физического воспитания и закаливания

5. Опишите гигиенические требования к игрушкам.

6. Каковы гигиенические требования к тепловому режиму в помещениях ДОО

1. Гигиена- наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Ее целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

К дошкольным организациям относятся организации следующих типов:

-детский сад;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для предшкольного (старшего возраста)

Детский сад присмотра и оздоровления

Детский сад компенсирующего вида

Детский сад комбинированного вида

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей

Центр развития ребенка-детский сад.

Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме:

-кратковременного пребывания(до 5 чсаов)

-сокращенного дня (8-10часового пребывания)

-полного дня (10,5-12ч.)

Продленного дня (13-14 ч)

Круглосуточного пребывания детей.

С 1 января 2021 г. вступили в действия новые санитарные правила СП2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения детей и молодежи», действующие до 2027г.

Основные поправки, вступившие в силу 2021 году

До: запрет на проветривание помещений в присутствии детей.

-отсутствие распределения по годам детей обьема потребляемой пищи.

-Строгая фиксация температурного режима 19 градусов в спальной, 22 градуса в игровой.

После: разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду.

-Увеличение числа потребляемых блюд и установление норм пищевой ценности для каждой возрастной категории.

-Увеличение предельных показателей.

Прием детей в д/с производится лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с каким- либо инфекционными или заразными заболеваниями.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

-непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группе с малышами старше 3 лет;

- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали 3-4 часа ежедневно;

- не рекомендуется выводить воспитанников на улицу при температуре ниже 15 градусов;

-время уличных прогулок желательно делить на 2 периода;

В зависимости от длительного пребывания детей в д/с, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;

- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанников.

Проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают дети.

Влажность воздуха в комнатах д/с по СанПин в 2021 году не должно быть выше 60% и не может быть ниже 40%. Что касается температуры игровая 21-24, самая оптимальная 24, спальная 18-22, но желательно 22.

Так согласно правилам в 2021 году распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении содержат такие мероприятия:

Зарядку( минимум 2 раза и длительность в пределах 5-15 мин); физические нагрузки на свежем воздухе; ролевые игры в группе; плавание( если есть бассейн в д/с); обучающие занятия с физкульт минутками.

Соблюдение порядка в группах- одно из главный направлений, так в качестве моющего средства используется мыльно-содовой раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использовать моющие средства, которые не несут вред для здоровья.

Гигиенические требования к участку детских учреждений.

  1. Близость к месту жительства

Определяется возрастом детей, климатом и характером застройки

  1. Удаленность от источников загрязнения воздуха.

  2. Достаточная площадь для размещения всех зон и соблюдения общесанитарных требований.

Территорию ДОУ по пеиметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.

Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территориии, свободной от застройки.

Территория ДОО должна иметь наружное электрическое освещение.

На территории ДОО выделяются игровая и хозяйственная зоны.

Уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха не должны превышать допустимых норм.

Требования к зданию

Гигиенические требования к планировочной структуре здания определяются содержанием воспитательной работы с детьми.

Здание ДОУ включает: групповые ячейки-изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, прачечная); служебно-бытовые помещения для персонала.

Для защиты детей от солнца и осадков на площадках каждой группы устанавливают навес, беседки.

Для хранения колясок, санок, велосипедов выделяется специальное место.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Завозимый песок должен соответствовать СанПин. Песочницы необходимо закрывать во избежание загрязнения песка. При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят смену песка.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный вьезд. На территории хозяйственной зоны возможно размещение овощехранилища.

2. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.

Правильный режим-это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток: он должен предусматривать достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка.

В основе рационального режима лежит условно- рефлекторная деятельность- выработка условных рефлексов на время приема пищи, сна, включения в работу. Правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня является обязательным законом жизни ребенка.

Если ребенок отсутствовал в группе не менее 5 дней, его прием возможен только со справкой от педиатра. В количество дней не включается в праздники и выходные.

Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Во время сна обязательное присутствие воспитателя или его помощника.

Прогулки по времени определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре ниже минус 15, и скорости ветра более 7 м/с сокращаются прогулки.

Для детей от1,5 до 3 лет длительность образовательной деятельности не более 10 мин. От 3-4х лет не более 15 мин, от 4-5 лет не более 20 мин, от 5-6 лет- не более 25 мин, а для детей 6-7 лет не более 30 мин. Образовательную деятельность можно проводить в первую и во вторую половину дня.

3.Основы рационального питания

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей все возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в ДОО.

Пять принципов рационального питания:

-регулярность;

-разнообразие;

-адекватность;

-безопасность;

-удовольствие.

В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.

Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, яичные блюда и др.) бутерброда и горячего напитка.

Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи) первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы, птицы) напиток (компот, кисель).

Полдник напиток (молоко, йогурты, кефир, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты и горячие напитки.

На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

  1. Гигиена физического воспитания и закаливания.

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения. В обьеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно- воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей 3-7 лет организуется не менее 3 раз в неделю.

Длительность в младшей группе -15 мин; в средней группе 20мин; в старшей группе- 25 мин; в подготовительной группе- 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 следует организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. В теплое время года непосредственно занятия проводят на открытом воздухе.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий:

Широкая аэрация помещений

Правильно организованная прогулка

Физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Умывание прохладной водой

Другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

  1. Гигиенические требования к игрушкам.

Игрушки, которые поставляются в детские дошкольные учреждения должны обладать всеми необходимыми качествами, которые перечислены в санитарных документах.

В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое, горючих газов и горючих жидкостей.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных

В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.

Не допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.

Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей .

Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами.

Поверхность игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать, поэтому рекомендуется использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах дошкольного возраста. В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше, матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).

Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольного учреждения возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность, значит фиксация краски неудовлетворительна.

Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края.

Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо.

Игрушки требуют ежедневного ухода.

  1. Гигиенические требования к тепловому режиму в помещениях ДОО

Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений. В закрытых помещениях детских учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-образовательной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Чтобы создать в дошкольных организациях условия для подачи в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха, а также благоприятный для каждого вида деятельности микроклимат, разработаны СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций". Данные санитарные правила содержат ряд конструктивных положений, а также нормируемые параметры микроклимата в помещениях ДОУ.

В качестве нагревательных приборов не допускается использовать переносные обогревательные приборы, а также обогреватели с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%.

Температура воздуха должна находиться в следующих пределах:

- приемные, игровые ясельных групповых ячеек - 22°С;

- приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек - 21°С;

- спальни всех групповых ячеек – 19°С;

- туалетные ясельных групп – 22°С;

- туалетные дошкольных групп - 19°С;

- помещения медицинского назначения - 22°С;

- залы для музыкальных и гимнастических занятий - 19°С;

- прогулочные веранды - 12°С;

- зал с ванной бассейна - 29°С;

- раздевалка с душевой бассейна - 25°С;

- отапливаемые переходы - 15°С.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

Для обеспечения достаточного притока чистого воздуха в помещения действующие санитарные правила устанавливают требования по проведению проветривания. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!