7 класс ____________
Гигиена жилища (2 часа).
Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления знаний по гигиеническим требованиям в жилых помещениях.
Задачи обучения:
уточнять и расширять знания детей об особенностях жилых помещений, формировать представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи с целью подготовки к самостоятельной жизни;
-создать условия для усвоения понятий: гигиена; инструкция.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (20), РТ; материалы ЭОР..
Формирование УУД:
-способствовать развитию имеющихся навыков по уходу за жилыми помещениями, совершенствовать навыки культуры труда;
-создать условия для развития мыслительной деятельности через операции анализа, синтеза и сравнения;
-развивать устную речь и навыки коммуникативного общения
Ожидаемый результат: предполагается, что к концу урока дети смогут правильно сформулировать правила гигиены жилища.
Ход урока
Приветствие учащихся и проверка посещаемости (3 минуты)
Повторение пройденного материала. Опрос. (10 минут)
Изложение нового материала (30 минут)
Ребята что такое «жилой дом»?
Жилой дом - это место проживания человека.
- Какие помещения бывают в жилом доме? Прихожая, коридор, холл, санузел, кухня, детская, гостиная, спальня, гардеробная. Для чего они нужны? Какая мебель, предметы обихода могут быть в этих помещениях?
-В каком из домов вам хотелось бы жить? Почему? (В доме чисто, красиво, уютно).
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что надо делать для того, чтобы и ваше жилище было чистым, красивым и уютным.
Итак, тема нашего урока: Гигиена жилища.
Как вы думаете, чему Вы должны научиться? Правильно ребята - научится соблюдать в доме чистоту и порядок.
Цель урока: Научится соблюдать в доме чистоту и порядок.
Жилище – это место проживания человека. Люди строят жилища, чтобы защитить себя от холода, жары, снега, дождя, ветра, а также с целью создания нормальных условий для труда и отдыха, воспитания детей, восстановления сил после работы и соблюдения правил личной гигиены. Люди проводят в жилище значительную часть жизни, поэтому жилищные условия, наряду с условиями труда и питания, определяют состояние здоровья населения.
- Как вы понимаете слово « гигиена»? Правильно - это меры, обеспечивающие нам сохранение здоровья.
-Каким должен быть ваш дом? (чистым, красивым, большим, уютным)
Правильно, современное жилище должно быть просторным, иметь благоприятный микроклимат, быть сухим, исключающим сырость и повышенную влажность, хорошо освещаться, содержать чистый воздух, обеспечивать тишину, покой и отдых людей, удовлетворять быт семьи и иметь красивое оформление.
Для поддержания чистоты, необходимо, прежде всего, как можно меньше заносить грязи в жилище. Не следует входить в дом, не очистив тщательно от грязи и пыли одежду и обувь. У входа в дом надо устроить скребки и другие приспособления для чистки обуви. Верхнюю одежду и обувь обязательно оставлять в прихожей. В комнатах надо хранить только самые необходимые вещи. Чем больше вещей в доме, тем больше накапливается пыли на них, тем труднее проводить уборку.
Физкульт минутка (2 минуты)
Работа с пословицами
Поговорим о чистоте. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц:
Чисто не там, где убирают, а там где не сорят. (необходимо поддерживать в комнатах чистоту, и нам не придётся выбиваться из сил во время уборки).
Каждой вещи – своё место. (Откуда взяли – туда и положили). Если вы всегда будете следовать этому правилу (и с одеждой, и с книгами, и с дисками), то комнаты постоянно будут иметь опрятный вид.
Никогда не откладывайте на завтра то, что можно было сделать ещё сегодня. Выделите себе для уборки один день в неделю и регулярно, именно в этот день, не пропуская и не перенося, наводите в своей комнате чистоту.
- Какие виды уборки бывают? Правильно – ежедневная, еженедельная, ежемесячная и генеральная.
Ежедневная – мытье посуды, сбор пакетов с мусором из мусорных корзин; вставка пакетов в мусорные корзины; влажная уборка линолеумных, керамических, мраморных, паркетных и прочих полов; сухая чистка ковровых покрытий; удаление пыли с оргтехники; полировка зеркал, стеклянных поверхностей; удаление пыли с подоконников; влажная уборка и дезинфекция в санитарно-гигиенических комнатах: заполнение диспенсеров (дозаторов) для жидкого мыла; вставка расходного материала в диспенсеры для бумажных полотенец и туалетной бумаги; чистка сантехники.
Еженедельная - Полировка мебели, иных деревянных предметов интерьера; удаление устойчивых загрязнений, пятен с полов; мойка мусорных корзин; удаление пыли и загрязнений с оконных рам и подоконников; удаление пыли и загрязнений с дверей; сухая чистка мягкой мебели и ковровых покрытий.
Ежемесячная - Чистка плинтусов; сухая чистка мягкой мебели; протирка жалюзи; мытье окон (в теплый период года); удаление пыли и загрязнений с проводов, кабелей, телефонных шнуров, розеток, электрощитов.
Генеральная уборка - Не имеет специального периода повторения и подразумевает полное, без каких-либо пропусков, наведение чистоты и порядка, с полной или частичной ревизией имущества и оборудования.
2 урок объяснение 10 минут
- Что делает наш дом уютным? Правильно чистота.
- Удобства в доме создают: санузел, ванная, кухня. Эти помещения необходимо убирать ежедневно!
- Как влияет воздух в помещении на здоровье людей? В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. Если прибирать редко, то пыли становится много. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы. Вдыхаемая человеком пыль, вызывает кашель, а микробы могут привести к болезням).
Проветривание – неотъемлемая часть в гигиене вашего дома. Если не обеспечивать доступ свежего воздуха в помещение, происходит большой расход кислорода, из-за чего появляются головные боли и усталость. Поэтому, проветривать жилище следует несколько раз за день, не зависимо от того, какая на улице погода. В идеале, открывать окна или форточки нужно три-четыре раза в день минут на пятнадцать. В летнее время, во время сильной жары, проветривать помещение следует утром до восхода солнца и вечером после его захода, чтобы наполнить жилище прохладным воздухом. На ночь можно оставлять форточку открытой, для лучшего сна.
Температура в доме не должна быть выше двадцати двух градусов по Цельсию, так как наиболее комфортной температурой для организма человека считается 18-22 градуса, что не позволяет перегреться, или переохладиться.
- Как часто надо проветривать помещение?
1. Проветривать комнату нужно каждый день.
2. Продолжительность этой процедуры - не менее 10 минут.
3. Продолжительность сквозного проветривания - не более 2-3 минут.
4. Не следует оставлять окна постоянно открытыми. Из-за этого не только теряется большое количество тепла, но и из-за переохлаждения может появиться плесень около окон и дверей.
5. Спальню лучше всего проветривать по утрам, чтобы скопившаяся за ночь влага не оседала на стенах и мебели.
- Что может случиться, если люди, проживающие в доме, не поддерживают чистоту и порядок? ( Могут появиться инфекционные заболевания: чесотка, педикулёз, дизентерия. Чистота в помещении – показатель культуры проживающих в доме людей).
Не зависимо от того, где вы живете, в квартире или частном доме, в деревне или в городе, соблюдение гигиены и чистоты в вашем доме должно быть вашим главным правилом. Ведь нет ничего лучше, чем придя с работы или с учебы, ощутить тепло и уют родного очага.
Перечислите, чем можно собрать пыль? (салфеткой, веником, пылесосом).
А теперь задание на доске. (7 минут).
Закодирован эпиграф нашего урока. Нужно самостоятельно определить шифр к заданию и выполнить его. Кто первым выполнит задание, запишет то, что получилось, на доске. Е 11; Н 2; Т 12; К 23; А 6; Н 21; Б 17; Д 10; З 16; О 24; Е 20; Т 28; М 26; Е 9; С 4; В 19; Е 27; Я 14-; Я 32; А 3; С 31; М 25; Е 29; К 7; Т 5; Т 30; В 8; А 18; И 15; У 1; И 22; С 13
(У нас так ведется – изба веником метется).
Мы привыкли относиться к венику, как к инструменту борьбы с мусором. А вы знаете, что к нему не всегда было такое отношение, и он считался оберегом жилища?
Физкультминутка: проводит один из учеников. (2 минуты).
- Какие предметы необходимы нам при уборке в доме? Назовите наших помощников?
Практическая работа. 10 минут
– Ежедневная уборка класса.
Еженедельная уборка класса.
Ежемесячная уборка класса.
Генеральная уборка класса.
Указать периодичность проведения уборки. Этапы выполнения. Инвентарь. Средства для уборки.
Всегда помни меры безопасности при работе со средствами: 2 минуты
Не брать в рот! Не нюхать! Не давать детям! Быть внимательным и осторожным при использовании!
Закрепление. 3 минуты
Объясните поговорку: « Впусти меня в свой дом, и я скажу какой ты».
Беседа.
- От чего зависит комфорт в доме?
- Что надо делать для того, чтобы в доме было светло, тепло и чисто?
- Какой инвентарь необходим для уборки? (Веник, совок, ведро для мусора, таз, ведро для мытья пола, тряпки).
- В каких помещениях необходимо ежедневно проводить влажную уборку? (кухня, санузел).
4. Заключение (6 минуты)
4.1. Подведение итогов работы
4.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
4.3. Сообщение оценки работы учащихся.
4.4 Домашнее задание выучить конспект урока. Подготовить сообщение.