МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
(ФИЛИАЛ) ТюмГУ
Кафедра / факультет биомеханики, естественнонаучных дисциплин и МП/ естественнонаучный
Контрольная работа
По дисциплине: «Гигиенические основы ФСД»
На тему: «Гигиенические основы массовой физкультуры»
49.03.01 Физическая культура: Спортивная тренировка в избранном виде спорта
Выполнила работу студентка 3 курса заочной формы обучения | Шорина Ксения Геннадьевна |
Руководитель Старший преподаватель | Манылова Светлана Валентиновна |
Тобольск,2020
Содержание
1. Гигиенические требования к формированию группы для оздоровительных занятий 3
2.Особенности индивидуальных занятий………………………………...4
3. Гигиенические принципы планирования оздоровительной двигательной нагрузки 5
4. Гигиенические требования к организации и проведению занятий физической культурой в группе продленного дня школы 5
5. Гигиенические требования к утренней гимнастике, физкультминуткам, физкультпаузам, подвижным переменам 6
6.Гигиенические основы занятий ритмикой (танцами) в школе………..8
7.Гигиена туризма………………………………………………………….9
8. Гигиена физкультурно–оздоровительных занятий в среднем и пожилом возрасте, формы, средства 12
9. Определение оздоровительной эффективности занятий в среднем и пожилом возрасте 14
10.Физкультурно–оздоровительные занятия на производстве………...15
11.Профессионально– прикладная физическая подготовка……………17
12.Физкультурно – оздоровительная работа по месту жительства……18
Список литературы 20
Цель. Повышение оздоровительного эффекта физкультуры.
Задачи. Изучить способы и методы повышения оздоровительной эффективности занятий физической культурой; пропагандировать и внедрять различные формы массовой физической культуры для оздоровления населения.
Гигиенические требования к формированию группы для оздоровительных занятий
Физкультурно-оздоровительные группы создаются советами коллективов физкультуры, советами ДСО или администрацией спортсооружений на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах, при ЖЭКах, парках культуры и отдыха, Домах и Дворцах культуры, в туристских и оздоровительных лагерях, домах отдыха.
В зависимости от контингента занимающихся и целей работы физкультурно–оздоровительные группы подразделяются на следующие: комплексные, общей физической подготовки, здоровья, учебные ГТО, женской гимнастики, закаливания, оздоровительного бега.
Комплектование таких групп осуществляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. Численный состав каждой группы – 20–25 человек.
Все занимающиеся находятся под постоянным медицинским наблюдением, осуществляемым во врачебно–физкультурных диспансерах, поликлиниках, здравпунктах, кабинетах врачебного контроля. Каждый занимающийся обязан иметь специальную врачебно–контрольную карту, в которую заносятся данные врачебного контроля и полного медицинского обследования, проводимого не реже 2 раз в год.
Основой для работы в физкультурно–оздоровительных группах является Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Тренировочный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить занимающимся сдачу нормативов комплекса ГТО.
Занятия в таких группах проводятся 2–3 раза в неделю круглый год. Продолжительность каждого занятия – 45–90 мин., она зависит от уровня подготовленности физкультурников и тренировочного периода.
План работы физкультурно–оздоровительных групп включает в себя соревнования, спортивно–физкультурные праздники, туристские походы, спартакиады здоровья, обязательную для всех занимающихся утреннюю физкультурную зарядку. В занятиях таких групп рекомендуется широко использовать разнообразные физические упражнения и различные средства, проводить занятия эмоционально, активно применять игровой принцип тренировок.
Проведение занятий и других мероприятий, предусмотренных планами физкультурно–оздоровительных групп, осуществляется тренерами–преподавателями, методистами и инструкторами, имеющими физкультурное образование или специальную подготовку.
Особенности индивидуальных занятий
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Планирование индивидуальных занятий включает в себя:
Выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;
Определение величины нагрузок, объем и продолжительность в отдельном занятий, в системе;
Разработку содержания каждого занятия и систем занятий на недельный, полугодовой и годовой курс.
Гигиенические принципы планирования оздоровительной двигательной нагрузки
Планировать и регулировать функциональные физические нагрузки в процессе выполнения физических упражнений в соответствии с закономерностями возрастно–полового развития, их функциональных особенностей и возможностей.
Двигательные нагрузки на занятиях физической культурой должны строго регламентироваться по частоте сердечных сокращений. При интенсивных или длительных занятиях должны предусматриваться паузы для возвращения пульса к исходным показателям. Только после того, как пульс вернулся к норме, можно продолжить следующий вид упражнений. Это предупредит работу организма в анаэробном режиме.
Развитие двигательных навыков в процессе занятий физической культурой и спортом важны для организма, который развивается.
Средства, применяемые при физическом воспитании, должны иметь характер физиологического стресса, естественным следствием которого является повышение активности физиологической системы, которая индуцирует невозврата этой системы к исходному уровню.
Физические упражнения влияют не только на двигательную функцию человека, их применение стимулирует деятельность всего организма, а именно – коры головного мозга. При выполнении физических упражнений организм, растет, обогащается каждый раз осложненными двигательными условно–рефлекторными связями, создаются и укрепляются новые двигательные умения, облегчается овладение различными трудовыми навыками [1].
Гигиенические требования к организации и проведению занятий физической культурой в группе продленного дня школы
Спортивный час в группе продленного дня (перед обедом: или перед самоподготовкой, в зависимости от учебной смены). В него включают подвижные игры, спортигры, комплексы физических упражнений, индивидуальные игры.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. [1]
Гигиенические требования к утренней гимнастике, физкультминуткам, физкультпаузам, подвижным переменам
Требования к проведению физкульминуток:
Проводятся на начальном этапе утомления;
Упражнения должны быть просто по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площадки;
Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
Комплекс физкультминуток состоит из 2– 4 упражнений, длительность 1.5м – 2 минуты.
Требования к утреней гимнастике
Требования к одежде:
Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.
Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.
Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению:
Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.
В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов – солнца, воздуха, – которые оказывают закаливающий эффект.
Здоровым людям, хорошо переносящим утренние нагрузки, можно выполнять зарядку на свежем воздухе не только в теплое время года, но практически в любую погоду. Особенно удобно выполнять зарядку на улице тем, кто держит дома собак – можно совместить утренний выгул животного с гигиенической гимнастикой.
Требования к музыкальному сопровождению:
Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.
Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.
Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.
Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.
Физкультпауза
На больших переменах средствами профилактики переутомления могут быть подвижные игры, проводимые на открытом воздухе ("туннель", "снайпер" и др.), соревновательные упражнения (броски мяча в кольцо, эстафета) и самостоятельные занятия на гимнастических снарядах на открытой площадке [3].
Гигиенические основы занятий ритмикой (танцами) в школе
Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
В комплекс включают упражнения на все группы мышц (маховые и круговые, наклоны, повороты, выпады, упражнения в упорах, танцевальные элементы и т.д). Продолжительность занятий от 10 м – 45 минут. Наибольший эффект дают занятия 2 – 3 в неделю.
Оздоровительные задачи в ритмике и танцах:
Повышение работоспособности и двигательной активности;
Воспитание правильной осанки;
Развитие музыкальности и чувства ритма;
Нормализация массы тела.
Гигиена туризма
Воздействием разнообразных природных факторов в сочетании с физической деятельностью. Все это способствует полноценному отдыху, укреплению здоровья, закаливанию организма и повышению работоспособности. Туризм развивает многие физические качества (выносливость, силу, ловкость), а также воспитывает смелость, настойчивость, умение ориентироваться на местности и другие важные прикладные навыки. Пешеходный туризм доступен людям разного возраста и различной физической подготовленности.
Туризм имеет важное познавательное значение. Он помогает познакомиться с различными районами нашей страны, памятниками истории и культуры, увидеть красоту природы.
Наиболее массовой и доступной формой туризма являются пешеходные туристские походы, проводимые в выходные и праздничные дни (1–3 дня). Их цель – активный отдых и знакомство с родным краем. Такие походы являются хорошей подготовкой к дальним и сложным путешествиям.
Пешеходный туризм не требует дорогостоящего инвентаря и оборудования. Пригородные походы и пешеходные путешествия I категории сложности могут проводиться практически в любом районе нашей страны.
При организации и проведении пешеходных туристских походов необходимо соблюдать ряд требований, многие из которых имеют важное гигиеническое значение.
Подготовка к туристскому походу проводится руководителем группы совместно с медицинским персоналом и осуществляется по плану, учитывающему цели похода, состав групп, маршрут и календарь, необходимое снаряжение, организацию питания.
При подборе группы следует принимать во внимание возрастной состав, уровень физической подготовленности и состояние здоровья туристов. Маршрут похода разрабатывается в зависимости от задач и длительности похода, состава группы и местных условий. Руководители похода должны получать от местных органов здравоохранения сведения о санитарно–эпидемиологической обстановке по пути следования. В календарном плане похода намечается, где и в какое время будут находиться туристы.
Одежда, обувь, снаряжение подбираются с учетом времени года, климатических и погодных условий, состава группы и продолжительности похода. Они должны быть удобными, прочными, обеспечивать безопасность и сохранение здоровья туристов.
Одежда туристов должна быть теплой и предохранять от непогоды. В комплект туристской одежды в зависимости от погодных условий входят: трикотажное белье, специальный туристский или обычный тренировочный костюм, майка, трусы, ковбойка, купальный костюм, шорты, свитер, плащ–накидка с капюшоном, шерстяные и трикотажные носки. Головной убор обязателен.
Лучшая обувь для похода – туристские ботинки на профилированной подошве типа «вибрам». В сухую погоду можно рекомендовать кроссовые туфли с наклеенным невысоким каблуком. В весенние и осенние походы и в дождливое время необходимо обувать сапоги. В любом походе и путешествии необходимо иметь с собой запасную пару легкой обуви, чтобы в случае необходимости можно было переобуться на привале. Обувь, используемая в походах, должна быть хорошо разношена. Резиновая обувь и кеды для пешеходных походов нежелательны. Носки хлопчатобумажные и шерстяные не должны иметь грубых швов и складок. Носки из синтетических материалов надевать в походы не рекомендуется. Желательно применять войлочные стельки. Обувь должна быть на один–два размера больше повседневной. Даже в теплую погоду рекомендуется вкладывать в туристскую обувь стельку и надевать две пары носков.
В снаряжение туриста входят: хозяйственный инвентарь, небольшой набор для ремонта, личное снаряжение, продукты питания. Туристская группа должна обязательно иметь аптечку с необходимым набором лекарств и перевязочного материала.
К личному снаряжению туриста относятся: кружка (эмалированная), миска, ложка, нож, компас, фонарик, туалетные принадлежности. В путешествие необходимо взять с собой документы, часы, блокнот и ручку (карандаш), спальные принадлежности: легкое шерстяное одеяло, простыню и наволочку, которую перед ночлегом можно набить сеном и положить в нее документы. Рекомендуется также иметь надувные матрацы и поролоновые подстилки. В сложных туристских путешествиях необходимы спальные мешки с полотняным вкладышем. В любом походе ночной сон должен обеспечивать полный отдых туриста и быть организован с соблюдением гигиенических норм.
Снаряжение укладывается в рюкзак. Он должен быть вместительным, удобным (желательно с двумя отделениями). Рекомендуются рюкзак конструкции В. М. Абалакова или станковый тип рюкзаков, т. е. оборудованный металлическими рамками и плотными лентами, прилегающими к пояснице. Такой тип рюкзака гигиеничнее и удобнее. Упрощенные рюкзаки с узкими лямками из тесьмы, без профилированного вшитого дна типа «пионерский» непригодны для походов и путешествий. Мягкие вещи размещаются в отделении, которое ближе к спине туриста. Твердые предметы располагаются в основном отделении. Лямки рюкзака должны быть достаточно широкими, чтобы не врезаться в плечи. К лямкам рекомендуется подшивать несколько слоев фетра или сукна.
Обязательным групповым снаряжением в туристском походе является палатка. Хорошо зарекомендовали себя палатки типа «памирка». Их вес со стойками, колышками и чехлом не превышает 4 кг, в то время как вес таких же по вместимости импортных палаток составляет 6–8 кг.
В походах по таежным и северным районам рекомендуется иметь с собой накомарники и средства от комаров и мошкары. С этой же целью к передней стенке палатки пришивают дополнительный марлевый полог. Для походов в южных районах, где ночи теплые и число дождевых дней относительно мало, желательна марлевая полог–палатка. Она значительно легче обычной туристской палатки и обеспечивает нормальный отдых туристов. Изготовить такую палатку несложно.
В групповое снаряжение включаются и топоры (один на А–6 человек). На группу 12–15 человек рекомендуется иметь один плотницкий топор весом 1,5–2 кг и туристские топоры весом 1 кг. В поход берется также комплект ремонтных принадлежностей.
Вес рюкзаков участников группы определяет руководитель, учитывая вес и уровень физической подготовленности туристов, а также протяженность маршрута и удаленность от населенных пунктов. У молодых людей в 2–3–дневных походах вес рюкзака может достичь 12–15 кг (для. мужчин) и 6–10 кг (для женщин) [4].
Гигиена физкультурно–оздоровительных занятий в среднем и пожилом возрасте, формы, средства
Важную роль в сохранении здоровья играют физическая культура и спорт. Они компенсируют недостаток двигательной деятельности у людей пожилого возраста, который приводит к ряду патологических изменений в организме.
Основной формой повышения двигательной активности для пожилого возраста являются упражнения оздоровительного характера. Одним из первых условий их применения является строго индивидуальное дозирование нагрузок, соответствующее возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности. Чрезмерные нагрузки могут привести к серьезным функциональным и морфологическим нарушениям в организме и нанести ощутимый вред здоровью.
Гимнастика. Занятия гимнастикой способствуют улучшению деятельности центральной нервной системы, активизации вегетативных функций, сохраняют и совершенствуют координацию движений, а также двигательные функции, повышают эластичность и силу мышц. Возможность точной дозировки гимнастических упражнений позволяет обеспечить строгую постепенность и индивидуальный подход в занятиях. Из средств гимнастики используются: упражнения для развития силы, упражнения на растягивание и на расслабление, упражнения с палками, булавами, обручами, гантелями, на гимнастической стенке и скамейке, упражнения в сопротивлении, метание мячей, упражнения в равновесии.
Следует избегать гимнастических упражнений, требующих длительных статистических напряжений, длительного пребывания в основной стойке
Ходьба. Непременной составной частью каждого занятия должна быть ходьба. Ее следует использовать и в самостоятельных ежедневных занятиях с умеренной физической нагрузкой.
Бег. В занятиях с людьми среднего и пожилого возраста бег используется в целях более интенсивного воздействия на функции кровообращения, обмен веществ и для повышения общей выносливости. Во второй медицинской группе должна быть проведена предварительная подготовка занимающихся к бегу в форме ускоренной ходьбы и ходьбы, чередующейся с небольшими пробежками. В третье медицинской группе используется медленный бег трусцой незначительной продолжительности. Как самостоятельно выполняемое упражнение бег трусцой можно разрешать только представителям первой и второй групп после повторного медицинского осмотра.
Плавание. Людям среднего и пожилого возраста заниматься плаванием лучше всего в закрытом бассейне или в открытом с подогревом воды. Вводная часть занятия (20—25 мин.) состоит из упражнений на суше и душа. Основная часть (20–30 мин.) включает «освоение воды», изучение техники плавания, игры на воде. В заключительной части (7–10 мин.) дается свободное плавание. При недостаточном владении техникой плавания занимающиеся должны быть обеспечены пробковыми поясами.[5]
Определение оздоровительной эффективности занятий в среднем и пожилом возрасте
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно–двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Согласно принятой ВОЗ классификации, к среднему возрасту относят мужчин и женщин в возрасте 45–59 лет, к пожилому возрасту – 60–74 лет.
В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов.
Главенствующая социальная функция физической культуры лиц старшего возраста – оздоровительная. В этом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физическое воспитание людей зрелого и пожилого возраста осуществляется при различных формах организации занятий: занятия в группах здоровья, клубах любителей бега, занятия ЛФК, самостоятельные занятия. Кроме этого, немаловажную роль играет проведение активного досуга. Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья занимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методических принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).
В процессе занятий физической культурой в старшем возрасте особое значение имеет контроль за состоянием здоровья. Одним из наиболее простых и довольно информативных методов контроля служит регулярное определение частоты сердечных сокращений по показателям пульса.[2]
Физкультурно–оздоровительные занятия на производстве
Гимнастика на производстве. Содержит комплексы специально подобранных физических упражнений, выполняемых в режиме рабочего дня с целью активного включения в профессиональную деятельность, поддержания оптимального уровня общей и профессиональной работоспособности во время работы, снижения утомляемости (физической, умственной, сенсорной, эмоциональной), которая возникает при интенсивной и длительной работе и сопровождается ощущением усталости. Видами (формами) занятий производственной гимнастикой являются: вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультурные минутки, микропаузы активного отдыха (20–30 сек) с использованием физических упражнений. Каждая из разновидностей форм производственной гимнастики имеет конкретное целевое назначение.
Вводная гимнастика – организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрого врабатывания организма к предстоящей трудовой деятельности. Примерная продолжительность проведения вводной гимнастики 5–7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из шести–восьми упражнений, по структуре движений близких к профессиональным двигательным действиям (рабочим движениям) и оказывающих разностороннее влияние на организм.
Физкультурная пауза – выполнение физических упражнений в течение рабочего дня с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на группы мышц, не участвующие в основной работе и в меньшей степени не участвующие в трудовом процессе.
Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе от 1 до 3 мин с выполнением двух–трех физических упражнений. Основное назначение физкультминуток – расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно–сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму.
Микропаузы активного отдыха представляют собой очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня.
При составлении комплексов упражнений для различных форм производственной гимнастики необходимо учитывать:
рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);
характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно–мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов и т.д);
степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах,);
возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;
санитарно–гигиеническое состояние места занятий.
Профессионально– прикладная физическая подготовка
Профессионально–прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности –к профессиональному труду.
Основное назначение профессионально–прикладной физической подготовки – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Задачи и содержание любого вида профессионально–прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно–теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обуславливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладения прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
К таким факторам относят следующие:
особенности информационного обеспечения деятельности;
характер основных рабочих движений;
особые внешние условия деятельности.
Другим определяющим объективным фактором Профессионально–прикладной физической подготовки является характер рабочих движений. Выделение его основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов – рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.
Физкультурно – оздоровительная работа по месту жительства
Физкультурно – оздоровительная работа по месту жительства осуществляется в трех основных формах: государственной, общественной и самодеятельной. Государственная форма представлена деятельностью соответствующих организаций, непосредственно или опосредованно участвующих в этой работе: Министерств спорта и туризма, здравоохранения, культуры, образования, жилищно–коммунального хозяйства и др. Общественная форма проявляется в деятельности профсоюзов, физкультурно–спортивных обществ и клубов. Занимающихся физическими упражнениями в домашних условиях или на спортивных сооружениях по месту жительства. Финансирование, создание материальной базы и ее использование, обеспечение специалистами для организации физкультурно–оздоровительных занятий населения определяются Государственной и региональной программами развития физической культуры и спорта, коллективными договорами между непосредственными участниками этого вида работы, т.е. системой организаций, образующих управленческую структуру физкультурно–оздоровительной работы по месту жительства населения.
Медицинское обеспечение здесь осуществляют государственные органы здравоохранения через районные поликлиники, дома санитарного просвещения, здравпункты предприятий и учреждений, расположенных на территории района. Главными их функциями являются:
консультативно–разъяснительная работа;
медицинский контроль занимающихся;
назначение в группы здоровья и лечебной физкультуры;
обследование мест занятий;
медицинское обслуживание соревнований.
Основными государственными формами физкультурно–оздоровительной работы по месту жительства населения являются Центры физкультурно–оздоровительной работы, физкультурно–спортивные клубы, физкультурно–оздоровительные и культурно–спортивные комплексы. Они образуют иерархическую управленческо–педагогическую структуру, наделенную общими и специфическими функциями в зависимости от своего целевого назначения [6].
Список литературы
Лаптев А. П. Гигиена массового спорта / А. П. Лаптев. – М.: Академия, 2016. – 154 с.
Киселев В. И. Потребность в двигательной активности / В. И. Киселев, В. П. Куликов. – М.: Эксмо, 2015. – 241 с.
Масленников С. М. Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика / С. М. Масленников, Г. А. Кузнецова // Физкультура в школе. – 2017. – №3. –С. 29–31.
Гигиена массового спорта. Гигиена туризма // Горы наша стихия [Электронный ресурс] URL: http://www.clamber.ru/theory/hygienos/522–gigiena–massovogo–sporta–glava–x–gigiena–turizma.html (дата обращения 19.11.2020)
Гигиена массового спорта. Глава VIII. Гигиена физкультурно – оздоровительных занятий по месту жительства. Физкультурно – оздоровительная группа // Горы наша стихия [Электронный ресурс] URL: http://www.clamber.ru/theory/hygienos/517–gigiena–massovogo–sporta–glava–viii–gigiena–fizkulturno–ozdorovitelnyx–zanyatij–po–mestu–zhitelstva-fizkulturno–ozdorovitelnye–gruppy.html ( дата обращения 19.11.2020)
Оздоровительная физическая культура лиц пожилого возраста // allbest – выбери лучшее! [Электронный ресурс] URL: https://knowledge.allbest.ru/sport/3c0a65625a2bd79b4c53b88421316c36_0.html (дата обращения 19.11.2020)