Гигиенические требования к школьному режиму.
Работоспособность и утомление школьника зависит от школьного режима.
Основные элементы школьного режима:
Продолжительность учебного года и каникул;
Правильная организация приема детей в школу;
Продолжительность урока и его правильное построение;
Продолжительность учебного дня;
Рациональная организация перемен;
Своевременный прием пищи и правильная организация этого процесса;
Нормирование задаваемых на дом уроков в отношении времени, количества предметов, характер заданий.
Продолжительность учебного года и каникул в школе.
Продолжительность учебного года и каникул регламентирована в соответствии с возрастом учащихся и необходимостью обеспечения каникул как в зимнее время, так и в летнее. Чередование учебных семестров с каникулами дает возможность равномерно распределить в течении учебного года программный материал.
Учебный год во всех классах начинается 1 сентября и продолжается в 1-3 классах до 20 мая, в 4-7 и 8-10 классах — до 30 мая. Для всех классов в течение учебного года установлены каникулы:
Зимние каникулы — 30 декабря — 10 января(12 дней);
Весенние каникулы — 25 — 31 марта (6, иногда 7 дней).
Таким образом, дети и подростки в течение года имеют достаточно времени для того, чтобы отдохнуть и укрепить здоровье.
Правильная организация приема детей в школу.
Правильная организация приема детей в школу обуславливает успешное начало учебного года.
Очень важным с точки зрения школьной гигиены является вопрос о времени начала школьного обучения детей.
Обучение детей в школе возможно с 7-8 лет.
Но это не значит, что до 7 лет не следует заниматься элементарным обучением детей(играя, изучать азбуку, учиться писать и читать). Это облегчит детям и последующее усвоение знаний в школе. Но преждевременное и искусственно вызываемое умственное развитие ребёнка может вредно повлиять на его физическое и нервно-психическое состояние.
Одним из требований школьной гигиены в отношении правильной организации начала учебного года является готовность всего школьного здания и отдельных его помещений к приёму учащихся. По окончании летнего ремонта здания школы и её оборудования. За несколько дней до начала учебных занятий следует устраивать предварительную встречу детей с учителями по классам. Классному руководителю надо разъяснить детям стоящие перед ними задачи в новом учебном году, рассказать о том, чему они будут учиться, каким должен быть режим дня.
В беседах с первоклассниками надо рассказать в простой форме о правилах поведения учащихся в школе и вне её и изложить их обязанности, связанные с учением в школе. Такие беседы сближают детей с учителями и создают у них бодрое, жизнерадостное настроение, что столь необходимо для нормального состояния их нервной системы.
Во время такой предварительной встречи(не более 1 часа) классный руководитель должен показать учащимся классное помещение, в котором они будут учиться, и указать каждому из них его место за партой.
Правильное построение учебного дня предусматривает такое расписание уроков, когда имеет место чередование трудных и лёгких предметов и когда строго соблюдаются перемены между уроками. Правильное построение учебного дня зависит также и от продолжительности урока и методов его проведения.
При планировании предметов в течение одного учебного дня необходимо более трудные предметы относить к первой половине дня, когда учащиеся ещё не утомились и легко могут воспринимать учебный материал. Те предметы, которые требуют наибольшего умственного напряжения, внимания и памяти, необходимо относить в расписании на первые и вторые уроки данного учебного дня.
Активное внимание у детей:
Продолжительность урока и его правильное построение.
Продолжительность учебного дня является одним из важнейших элементов школьного режима. Она должна соответствовать возрасту детей.
Продолжительность урока составляет 45 минут. А у младших школьников(1 класс) 35 минут.
В начальной школе и младших классах (1-4) средней школы должно быть не более 4 уроков в день. Продолжительность учебного дня в 1 классе желательно ограничить 3 часами. Последний урок в 1-4 классах должен отводиться на относительно лёгкие предметы(рисование, пение и физ-ра). Обязательно должны проводиться физкультминутки.
В 5-10 классах установлено по 5 уроков в день и два-три раза в неделю 6 уроков.
Последний урок в средних и старших классах, как и в младших, следует отводить для относительно лёгких предметов - музыки, рисования, черчения и физ-ры.
Занятия должны начинаться в точно установленное время: для учащихся в начальной школе - не ранее 8 час. 30 мин. утра, а для учащихся 5-10 классов учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов.
В школах, не имеющих двухсменных занятий, начало учебного дня обязательно должно быть в 9 часов. Слишком раннее начало занятий в школе принуждает детей и подростков просыпаться раньше времени, часто недосыпать, спешить в школу, съедать домашний завтрак «на скорую руку». Всё это может неблагоприятно отразиться на здоровье детей и подростков и на их нервной системе, ибо обычно в таких случаях они волнуются и беспокоятся, как бы не опоздать в школу.
Организация перемен.
Перемены между уроками предназначены для отдыха учеников и учителей.
Необходимо заботиться о гигиенической организации перемен с тем, чтобы школьники могли подышать свежим воздухом, подвигаться и действительно отдохнуть.
Продолжительность перемен составляет 10 минут, а после второго урока 20-30 минут.
Нельзя допускать на переменах шумных игр и вообще таких движений, которые сильно возбуждают детей и подростков и нередко дезорганизуют их.
На переменах ученики отдыхают от умственного труда, поэтому подготовка к следующему уроку в это время не допустима.
Надо установить в школе такой порядок, чтобы во время перемен учащиеся в обязательном порядке покидали классные комнаты, которые в это время следует проветривать.
Во время больших перемен предусматриваются завтраки(обеды).
Учителя должны следить за тем, чтобы все дети и подростки перед завтраком мыли руки. Во время приёма завтрака учителям следует наблюдать за правильностью посадки детей и подростков, за тем, чтобы они не спешили, как следует пережёвывали пищу и ели аккуратно.
Сдваивать уроки, а тем более отменять перемены, категорически воспрещается: за каждым уроком должен следовать обязательный отдых.
Правильная организация приготовления учащимися задаваемых на дом уроков и нормирование домашней нагрузки обычно не относятся к школьному режиму, хотя они неразрывно с ним связаны.
Приготовление детьми и подростками домашних уроков не должно следовать непосредственно за окончанием уроков в школе. Необходимо, чтобы учащиеся вслед за окончанием уроков в школе могли сходить домой, пообедать и после этого погулять на свежем воздухе. Ученики должны начинать делать уроки не ранее 2 часов с момента окончания учебных занятий. В противном случае дети и подростки не успеют отдохнуть и восстановить свои силы и начнут готовить заданные им уроки ещё утомлёнными от школьных занятий. При приготовлении учащимися уроков в школе должна быть обеспечена помощь со стороны учителя(родителей).