Комплекс ОРУ «Зайчики и белочки»
Задачи: Упражнять детей в ходьбе беге друг за другом развивать внимание, координацию движений. Передвигаться, следуя указаниям в игровой форме, не мешая друг другу, соотносить движения со словами. Воспитывать дружеские взаимоотношения, создать бодрое настроение.
Предварительная работа: Разучивание ОРУ, игры «Маленькие зайчики».
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки,
Стройтесь дружно по порядку,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх — это раз,
Хвостик вниз — это два,
Лапки шире — три, четыре.
Прыгнем выше — это пять.
Все умеем выполнять!
1. «Одна лапка, другая» Музыкальное сопровождение.
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
2.«Крепкие лапки»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед; ладони на колени, сказать «крепкие», смотреть вперед; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. «Веселые белочки»
И. п.: ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
4. «Шаловливые зайчики»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
5. «Мы — молодцы!»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-ло-д-цы». Повторить 3—4 раза.
Игра малой подвижности «Маленькие зайки»
(Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Под чтение педагогом стихотворения дети хороводом идут по кругу)
Как-то маленькие зайки днем гуляли по лужайке.
Вдруг мелькнула чья-то тень, зайки спрятались за пень.
Дети идут хороводом в другую сторону:
Может, это — серый волк? Он зубами щелк да щелк!
Вдруг сидит он за кустом, Серый волк с большим хвостом?
Зайки волка испугались, Прыг — из леса ускакали.
После последней фразы дети ставят руки на пояс, прыгают на двух ногах к центру круга, останавливаются там, приседают на корточки, показывают ушки (ставят ладони перпендикулярно макушке), шевелят ими вперед-назад.
(Строятся друг за другом и маршем уходят из зала.)
Значение утренней гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Польза утренней гимнастики неоспорима и доказана врачами во всем мире. Именно поэтому закладывать привычку проводить такую ежедневную процедуру начинают еще с самого малого возраста. Особое значение приобретает гимнастика в дошкольном учреждении. Ведь именно в таком возрасте малыши способны осваивать предложенные упражнения, непосредственно активно участвовать в процессе. Согласно программе дошкольного образования и принятому стандарту, дошкольники осваивают разные виды гимнастики. В том числе утреннюю, физминутки во время занятий и после дневного сна. А также узконаправленные отрасли: артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику. В каждой возрастной группе детского сада имеются определенные особенности, нормативы и рекомендации по проведению такого вида деятельности. Подробно информацию о том, какие применяются комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе, а также другие виды разминок для данного возраста, мы рассмотрим в этой статье. комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе Зачем нужна гимнастика в детском саду? Организм дошкольника преодолевает серьезные физиологические изменения в процессе взросления. При наличии негативных внешних факторов нередко возникают различные заболевания, например искривление осанки, неправильная постановка стопы, нарушение зрения и общее снижение иммунитета. К таким последствиям приводят нарушения режима дня, недостаток витаминов и иных полезных веществ в связи с некачественностью употребляемых ребенком продуктов питания, неблагоприятная экологическая обстановка, ношение неудобной обуви и некачественной одежды, недостаток двигательной активности, длительный просмотр телевизора и использование разнообразных гаджетов, а также многое другое. Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего организма. Благодаря регулярным спортивным занятиям значительно снижается уровень заболеваемости дошкольников, улучшаются показатели их двигательной и интеллектуальной деятельности. Кроме того, гимнастика в детском саду является режимным моментом, который способствует дисциплинированию, упорядочиванию ежедневной деятельности детей, становлению выдержки, воли и, как следствие, отражается на чертах характера и адаптации малыша в социуме. утренняя гимнастика во второй младшей группе Помимо всего прочего, комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада способствуют обучению малышей коллективным играм, взаимодействию друг с другом, а также просто-напросто повышают настроение и мотивируют детей к посещению садика. Для чего она нужна? Цель утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада следующая: развитие основных (указанных в программе для дошкольного учреждения) физических умений и навыков; общее укрепление и закаливание организма детей; организация режима дня и дисциплинирование воспитанников; развитие у малышей усердия, воли, концентрации, внимания и других психоэмоциональных составляющих; создание и укрепление коллектива; повышение мотивации детей к посещению сада. Как влияет зарядка на организм ребенка: усиливается кровообращение и обмен веществ, что приводит к насыщению клеток кислородом и, как следствие, к оздоровлению организма; развивается крупная и мелкая моторика, совершенствуются и усложняются движения; развивается мышечный корсет; правильно формируется опорно-двигательный аппарат; активизируется иммунитет; происходит закаливание организма; тренируются органы дыхания; повышается тонус организма; как следствие насыщения мозга кислородом, улучшается интеллектуальная деятельность. Из чего состоит комплекс утренней гимнастики? Для того чтобы бодрящая гимнастика во второй младшей группе (как и при любой другой возрастной категории) являлась эффективной, а поставленные цели были выполнены, необходимо методически и педагогически правильно составить целостный комплекс упражнений. Утренняя гимнастика состоит из таких структурных компонентов: Разминка. Этот вводный этап направлен на подготовку организма ребенка к восприятию дальнейших, более сложных физических упражнений, а также преследует цель привлечь детское внимание и дать установку к последующему занятию. На данном этапе проводятся упражнения по построению различными способами, ходьба (например, на носочках, пяточках или на внутреннем своде стопы), медленный бег. Разминка занимает 1-2 минуты. Основная часть включает общеразвивающие упражнения, перечисленные в образовательной программе. С учетом физиологического развития детей проводить упражнения следует в такой последовательности: плечевой пояс, туловище, ноги, стопы. Основная часть утренней гимнастики занимает около 5 минут. Заключительный этап состоит из прыжков и бега, после которых рекомендуется проводить ходьбу или малоподвижную игру с целью восстановления пульса и дыхания. Этот этап длится до 2 минут. цель утренней гимнастики во второй младшей группе Утренняя гимнастика во второй младшей группе должна состоять только из тех упражнений, которые дети закрепили на занятиях по физической культуре, поскольку непродолжительность процедуры не предусматривает изучение нового материала, отработку незнакомых движений. Цель утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни. Варианты проведения В первую очередь следует отметить, что комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе обязательно должны проводиться в игровой форме. Так, можно придумать определенную тематику. Например, зарядка может называться "У медведя во бору". Воспитатели предлагают малышам обыграть известное стихотворение, выполняя разные виды ходьбы, наклоны, приседания. Занятия утренней гимнастикой в младшей группе детского сада проходят намного эффективнее и увлекательнее при использовании рифмовок, спортивного инвентаря, подвижных игр, соревнований и даже театрализованного действия. Виды утренней зарядки В методике различают следующие виды проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении: Традиционный вариант предполагает проведение структурированного занятия на основе общеразвивающих упражнений. Игровая форма проводится в виде различных подвижных игр, соревнований, заданий. Сюжетный вид утренней гимнастики предполагает обыгрывание какой-либо ситуативной линии, например "Дети в лесу", "На лугу", "Забавные животные" и другие. Ритмическая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение, с использованием детских музыкальных инструментов (например, бубна) или отбиванием такта хлопками, ходьбой и т. д. На таких занятиях используются танцевальные элементы, можно организовать хоровод. С применением детских тренажеров и спортивного инвентаря. Проводятся такие занятия круглогодично. Но утренняя гимнастика во второй младшей группе летом имеет свои особенности, о которых можно прочитать ниже. Условия проведения Для того чтобы занятия принесли желаемый результат, необходимо соблюдать определенные условия. А именно: проводить гимнастику следует в одно и то же время; в теплое время года зарядкой занимаются на воздухе; в холодное время года - в хорошо проветренном спортивном зале; одежда и обувь детей должна быть комфортной и практичной для проведения спортивных занятий; занятия не требуют строгой дисциплины - дети должны чувствовать себя расслабленно; важно заинтересовать малышей зарядкой, но прибегать к принуждению категорически не рекомендуется; комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе проводятся не дольше 7 минут; в процессе занятия необходимо проводить частую смену деятельности, так как дети указанного возраста в силу физиологических особенностей не могут долго сосредотачивать внимание на однообразных процессах; наполнение комплекса должно соответствовать требованиям образовательной программы и государственного стандарта; на занятиях воспитателю необходимо развивать не только физические навыки, но и способствовать становлению эмоционального и психологического комфорта. Бодрящая гимнастика во второй младшей группе Рекомендации С учетом уровня психологического и физического развития детей младшего дошкольного возраста педагогами были разработаны методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в указанных возрастных группах в условиях дошкольного образовательного учреждения: Длительность занятия составляет 5-7 минут. Основная часть состоит из 4-5 упражнений с повторениями в 5-6 раз. В первом полугодии закрепляются физические навыки и умения, изученные в предыдущем году. В первые месяцы после ознакомления с утренней зарядкой допускается такая ситуация, что не все дети принимают участие в процессе, а только по желанию. Но через 2 месяца рекомендуется, чтобы все дети группы присоединились к указанной деятельности. Комплекс не изменяется в течение 2 недель. Но если воспитатель заметил снижение интереса детей к зарядке, разрешается вносить небольшие изменения и дополнения. В разминке во второй младшей группе обязательно проводят разные виды ходьбы и упражнения на построение. Завершается занятие подвижной игрой, знакомой детям или имеющей простые правила. А также может проводиться дыхательная гимнастика во второй младшей группе детского сада, способствующая насыщению организма кислородом, поднятию тонуса. Наиболее эффективным приемом при проведении зарядки в младшей группе является подражание. Поэтому воспитатель показывает все упражнения, но не выполняет их в полном объеме, а предлагает детям завершить их самостоятельно. Воспитателю во время зарядки необходимо следить за качеством выполнения движений, а также за дыханием малышей. Возможный инвентарь Для утренней зарядки, а также для гимнастики после сна во второй младшей группе детского сада можно использовать такой спортивный инвентарь: мячи резиновые легкие; кубики; массажные мешочки или коврики с различным наполнением; флажки; роликовый массажер; пластиковые небольшие гантели; шведскую стенку в качестве опоры для упражнений; детский батут; «дорожку препятствий». Гимнастика после сна во второй младшей группе Важно, чтобы оборудование было исправным и абсолютно безопасным: оно не должно быть тяжелым, иметь острые углы, легко ломаться. Перед занятием воспитатель обязательно должен обследовать исправность спортивного инвентаря. Как составить комплекс упражнений: помощь воспитателю Занятие должно быть целостным, то есть иметь общую идею. Как было сказано выше, детям младшей группы нравятся сюжетные линии, игры. Поэтому выбирать упражнения необходимо соответственно тематике, давая каждому движению игровое название. Например, выбрав сюжетную линию «Веселый мишка», на этапе разминки воспитатель может предложить детям имитировать прогулку медведя в лесу разными видами ходьбы. Затем в основной части продолжить сюжет и делать зарядку «как медведь», а в заключение поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Таких же рекомендаций придерживаются и тогда, когда проводится гимнастика после сна во второй младшей группе. Как проводить занятия в теплое время года? По структуре гимнастика летом ничем не отличается от зарядки в холодное время года. Особенностями является лишь место проведения - спортивная площадка или павильон во дворе детского сада. Кроме того, воспитателю важно подбирать интенсивность упражнений в зависимости от температуры окружающей среды. Так, при прохладной погоде следует увеличить нагрузку для того, чтобы дети не замерзали, а в жаркую - снизить для профилактики перегрева организма. Гимнастика на лето во второй младшей группе должна содержать больше дыхательных упражнений и подвижных игр. В жаркую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику в трусиках и босиком, выполняя, таким образом, легкое закаливание детей. Что такое «гимнастика пробуждения» в детском саду? Не менее важным занятием, благотворно отражающимся на здоровье детей, является зарядка после дневного сна, или, как принято ее называть в педагогике, «гимнастика пробуждения», во второй младшей группе и других. Целью такой деятельности является восстановление тонуса организма после сна. Большая часть упражнений такой зарядки проводится непосредственно в кроватках. Из положения лежа на спине или животе дети выполняют несложные движения: потягивания, разминания, перекаты. Гимнастика после сна во второй младшей группе Выполняется комплекс из 5-6 упражнений. Длительность составляется не более 5 минут. Так же, как и при утренней зарядке, рекомендуется проводить гимнастику пробуждения в игровой сюжетной форме. Что такое пальчиковая гимнастика? Еще одним видом зарядки для дошкольников является пальчиковая гимнастика во второй младшей группе. Что же это такое? Непосредственное разминание пальцев рук. Для чего это нужно детям? Дело в том, что научно доказана связь между мелкой моторикой (то есть скоординированной работой пальцев) и речью человека, а также его интеллектуальными возможностями. Поэтому в детском саду отводится большое внимание пальчиковой гимнастике. Пальчиковая гимнастика во второй младшей группе Пальчиковая гимнастика для детей второй младшей группы Практически на каждом общеразвивающем занятии применяется пальчиковая гимнастика во второй младшей группе или ее элементы. Так же, как и любую другую зарядку в детском саду, пальчиковую разминку проводят в игровой форме. Предлагают детям рифмованную гимнастику, «театр теней», пальчиковый массаж или кукольный (на пальцах) театр. В любом случае это занятие должно доставлять детям радость и вызывать интерес, легко запоминаться и воспроизводиться, а также превышать по длительности 3 минуты. Например, так проводится пальчиковая гимнастика «Транспорт» во второй младшей группе детского садика: По дороге едут машины (имитация руля). Слышен звук, как трутся шины (выпрямляют ладошки и пальцы, имитация трения). На дорогу ты не беги (пригрозить указательным пальцем). Засигналят тебе «би-би» (большим пальцем имитируют нажатие сигнала). Что такое артикуляционная гимнастика: цели, задачи, способы реализации. Еще один занимательный для детей вид гимнастики - артикуляционный. Само название говорит о том, что такая деятельность направлена на развитие работы органов, участвующих в формировании речи. Профессионально и целенаправленно такую гимнастику вправе проводить квалифицированный детский логопед. Но в целях профилактики нарушений речи воспитатель также может использовать такую зарядку как минутку отдыха в процессе проведения запланированного занятия. Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе должна не превышать 3 минут, состоять из 2-3 упражнений, а также проводиться в игровой форме, быть ненавязчивым занимательным моментом в процессе образовательной деятельности. Примеры Во второй младшей группе можно предложить артикуляционную гимнастику-подражание животным. Например, воспитатель просит детей показать, как щенок облизывает нос языком, как хомячок надувает щечки, котик лакает молоко, а птичка насвистывает песенку. В логопедической практике во второй младшей группе применяют такие упражнения, как «Чистим зубки языком», «Барабан», «Индюк», «Качели» и другие. Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе Проведение утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада, а также иных видов зарядки - важная составляющая всестороннего развития малышей. Такие занятия не только улучшают физические показатели и возможности детей, но и являются средством социализации, адаптации в коллективе маленьких воспитанников. А, кроме того, способствуют обеспечению мотивации, налаживанию общения и просто положительному настрою детей в дошкольном учреждении.
Занятие по физической культуре во второй младшей группе "Кто у бабушки живет"
Программное содержание:
– Упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга; мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, подлезать под верёвку, не задевая её.
– Учить детей действительно по сигналу, двигаться в соответствии с текстом.
– Развивать у детей эмоциональность, выразительность движений.
– Воспитывать внимание, осторожность, взаимопомощь.
Элементы здоровье сбережения:
– Дыхательные упражнения: “Воробышки”, “Цыплёнок”
– Этюд на расслабление: “Большие камни”
Наглядные пособия: кирпичик, обручи диаметром 30 – 35 см., ребристая доска, доска с шипами; игрушки и маски для подвижных игр кота. Собаки, курочки, кубы или стульчики высотой 20 см., стойка с веревкой, натянутой на высоте 40 – 50 см.
Предварительная работа:
Разучить:
– Дыхательные упражнения: “Воробушек”, “Цыплёнок”
– Этюд на расслабление “Большие камни”
– Подвижные игры “Лохматый пёс”, “Воробышки и кот”, “Наседка и цыплята”
1. Вводная часть.
(Ходьба по ребристой доске и доске с шипами.)
1 – 2, 1 – 2
Вот шагает детвора
Дальняя дорога пробежим немного.
Бабушка сегодня всех нас в гости ждёт,
Хочет рассказать нам, кто же с ней живёт.
Трудная дорожка у нас впереди,
Толька ты не бойся и не отступи.
(Обычная ходьба)
1 – 2, 1 – 2
Вот шагает детвора.
Вот глубокий ручеёк – перейди скорей дружок!
(Ходьба по кирпичикам с сохранением равновесия, расстояние между кирпичиками 15 см.)
С кочку на кочку прыгни скорей
С кочки на кочку прыгай быстрей.
(Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, диаметр 30 – 35 см)
По дорожке долго шли,
Поглядите, подросли.
(Ходьба на носках, руки поднять вверх, смотреть на ладошки.)
По дорожке долго шли,
Вот и к бабушке пришли.
(Обычная ходьба).
2. Основная часть.
Кто у бабушки живёт?
Это Шарик добрый пёс!
1) Подвижная игра с бегом “Лохматый пёс” (2раза).
Мы немножко отдохнём
И опять играть начнём.
2) Упражнение на дыхание “Воробышки”.
И.П.: О.С., руки вдоль туловища.
1– подняться на носках, потянутся вдох.
2– выдох, с произнесением “чирик”, вернуться в исходное положение (4-5 раз).
Кто у бабушки живёт?
Это Барсик рыжий кот!
Воробьёв он ловит ловко-
Знает хитрые уловки.
3) Подвижная игра с прыжками “Воробышки и кот” (2 раза).
Мы скакали, мы летали
И немножечко устали.
Так давайте отдохнём,
Наши ручки разомнём,
Очистим-ка двор бабушки
От больших камней.
Чтоб бегали и прыгали
Здесь дети веселей.
4) Этюд на расслабление “Большие камни”.
Ребёнок наклоняется, на вдохе имитирует поднятие большого камня, напрягая всё тело, медленно распрямляется и затем на резком выдохе бросает его, расслабляя руки и туловище (3-4раза).
Вот и курочка гуляет,
Своих деток подзывает.
Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка “ко-ко”, не ходите далеко.
На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
5) Подвижная игра с подлезанием “Наседка и цыплята” (2 раза).
6) Упражнение на дыхание “Цыплёнок”.
И.П.: О.С., руки вдоль туловища.
1 – вдох, подняться на носки.
2 – выдох, с произнесением “пи-пи-и”, вернуться в исходное положение (2-3раза).
3. Заключительная часть.
Ребятушки – ребятушки, где были?
– У бабушки!
Кто у бабушки живёт?
– Рыжий Шарик, добрый пёс.
(Bмитация движений пса с лаем)
– Наш пушистый Барсик кот.
(Имитация движений кота)
– Утка – кряква.
(Идём вперевалочку как утки)
– Петушок – золотой гребешок.
(Высоко поднимаем ноги, как петухи)
До свиданья, бабушка!
Мы к тебе ещё придём, всем гостинца принесём!
(Обычная ходьба, помахать рукой на прощание).
Дети выходят из зала.