Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Солотинская основная общеобразовательная школа»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Гимны звонкие пою
курской птице – соловью»
Разработчик сценария: Локтионова Наталия
Анатольевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Нижне-Солотинская
основная общеобразовательная школа»
с.Нижнее Солотино
2018 г.
Цель мероприятия: привлечь внимание к живому символу курского края, расширить и углубить знания учеников о соловье, о произведениях, посвященных сладкоголосой птице; содействовать формированию экологического сознания и эстетических чувств.
Задачи:
- познакомить учащихся с легендами, пословицами, поговорками, стихотворениями и песнями, в которых есть образ соловья;
- ознакомить с жизнедеятельностью соловьев, с особенностями их пения,
- научить детей распознавать пение соловья;
-развитие творческого мышления учащихся;
- формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, иллюстрации с изображением соловья, запись пения курского соловья, загадки про соловья, плакат « Соловей - живой символ Курского края», музыкальный центр, аудиозаписи песен, костюмы Маши и Медведя, Соловушки.
Ход мероприятия
Ведущий1. Добрый день, дорогие друзья.
Ведущий2. Здравствуйте! Природа Курского края богата и разнообразна. . Здесь насчитывается 265 видов птиц, а вот самой знаменитой является маленькая птичка, в честь которой мы сегодня проводим мероприятие.
Ведущий1. Послушайте загадки , угадайте, о какой птице идет речь в строках и попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия
Собой не очень и красив,
Зато поёт он, как артист!
Песней красивой,
Рассветы встречает,
И голос его,
Среди птиц узнаваем.
Ведущий2
На инструментах не играет,
И нотной грамоты не знает,
Зато красиво он поёт,
Скажите, как его зовут?
Ведущий1
Трели звонкие в лесу,
Он выводит сладко,
Птицей певчею зовут,
Как его ребята?
Слайд 2 Ведущий2. Вы правильно угадали, речь сегодня пойдёт о соловье, ведь 15 мая по календарю – Соловьиный день. А наше мероприятие называется «Гимны звонкие пою курской птице – соловью»
Слайд 3 Ведущий1 . Об этой удивительной птице люди сочинили загадки, пословицы, поговорки. Например:
Соловей поет — себя тешит.
Соловья за песни кормят.
Мал соловей, да голос велик.
Соловей — птичка-невеличка, а заголосит — лес дрожит!
Не выпускай соловья из клетки, пока песни не споет.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей начинает петь, когда напьется росы с березового листка.
Человек без Родины, что соловей без песни
Ведущий2. А ещё существуют такие выражения:
Петь соловьем, заливаться соловьем
Перелётный соловей: то на сосну, то на ель — Народн. Неодобр. О непостоянном человеке.
Разводить соловьёв — Разг. Устар. Ирон. Болтать, вести пустые разговоры.
Соловьи в кармане свищут (у кого). — Народн. Шутл.-ирон. О бедном, неимущем человеке.
Заливать соловья (кому). — Жарг. Пск. Говорить вздор, обманывать кого-л.
Придавить соловья — Жарг. угол., арест. Выключить радиоприёмник.
Слайд 4 Ведущий1. Соловей считается лучшим певцом среди пернатых, ценили его за это ещё в древности. В аттической мифологии соловей и ласточка являются превращенными в птиц сестрами – Прокной и Филомелой. Давайте послушаем о чем повествует миф.
Сообщение ученика. Фракийский царь Терей влюбился в сестру своей жены Прокны. Пленившись красотой Филомелы, он воспылал «нечистой страстью». Затем отрезал ей язык и заточил её. Филомела сумела передать своей сестре пеплос, в ткань которого она вплела тайное послание. Прокна разыскала сестру, убила Итиса, своего сына от Терея, накормив его мясом отца. Заем Прокна и Филомела бегут. Узнав о случившемся, Терей схватил топор и кинулся их преследовать. Но сестры, едва не схваченные в городе Давлии, находящемся в Фокиде, взмолились богам, чтобы они превратили их в птиц, и Филомела превратилась в ласточку, а Прокна в соловья. Терей также превратился в птицу и стал удодом.
Ведущий2. В Древней Греции соловей считался священной птицей поэзии. Римляне были такими любителями этих птиц, что платили за них огромные деньги. Как певца траурных песен римляне часто изображали соловья вместе с другими певчими птицами на надгробных монументах. Позже христианская церковь заимствовала эту символику глубокого траура. С соловьями сравнивали души праведников с их стремлением к небу.
Слайд 5 Ведущий1. Соловей относится к «божьим», «святым», «чистым» птицам. Его рассматривают поляки как Божье творение. Убивать соловья грех, потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья. Ещё поляки считают, что соловей произошёл от искусно умершего органиста.
Ведущий2. В Польше верят, что соловей прилетит в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери. По другой польской легенде, в начале лета соловей улетел в леса созывать птиц, которые должны петь Божьей Матери во время её вознесения на небеса и сопровождать её в рай.
Ведущий1. Соловей – важная фигура в птицеволхвовании, часто он переносит вести. Соловей любит свободу: в одной песне монах-чернец, у которого соловей улетел из клетки, просил его воротиться и обещал соли и воды из самого чистого ключа, но соловей согласен пить воду из реки, лишь бы остаться на воле.
Ведущий2. В Украине верили, что соловьи начинают петь тогда, когда напьются воды из берёзовых листьев. В начале лета, когда наливаются зерном ранние хлеба, их рулады прекращаются. Отсюда поговорка: «Затих соловейко, бо ячмiним колосом удавився». Пение же поздним летом считалось дурным предзнаменованием.
Ведущий1. Предлагаю вам послушать «Легенду о соловье», написанную Аленой Мартель. Читает её ученица 9 класса Абраменко Тамара
Часть 1
На свете есть много легенд, небылиц,
Но хочется вспомнить порою
Одну — о стране, где не видели птиц
Ни летом, ни ранней весною.
Никто из живущих людей никогда
Не слышал пернатых поющих...
И думали все, что так было всегда
И будет в далёком грядущем.
Но как-то один человек налегке
Отправился в дальние страны,
Он шёл по горам, плыл по бурной реке,
Бежал по полям за туманом...
Однажды, присев отдохнуть у ручья,
Под сенью деревьев зелёных,
Услышал вдруг звонкую трель соловья
И замер, навек восхищённый!
Весь лес подпевал шелестящей листвой
Той песне любви соловьиной,
А воды ручья набегавшей волной
Звучали мелодией дивной.
Забыв обо всём, человек у ручья
Остался на долгое время,
Учился он музыке у соловья
И стал понимать птичьи трели.
Крылатых, поющих узнал много птиц,
Летающих в даль поднебесья
И открывающих мир без границ
В своих удивительных песнях.
Настала пора, и собрался домой
Обученный и обновлённый,
Пришедший однажды лесною тропой
И в музыку сердцем влюблённый.
Прощаясь, сказал человек соловью:
- Спасибо, учитель крылатый!
Я всем расскажу в том далёком краю
Про чудные трели пернатых,
Про то, как вся жизнь изменяется вдруг,
Когда в ней есть место для песни,
Для музыки чудной, звучащей вокруг...
И жить станет всем интересней!
- Запомни, - ответил ему соловей,
- Что каждый, секрет постигая
О музыке сердца, живя для людей,
От их недоверья страдает.
И те, для кого ты спешишь донести
Мелодий прекрасное чудо,
Возможно, решат, что ты сбился в пути,
Желать тебе худшего будут...
Часть 2
И странник ушёл... Он вернулся домой...
Загадочным светом сияя,
Рассказывать стал о поляне лесной,
Про птиц, что над нею летают,
Про чудные трели певца-соловья,
Про песни и чудо мелодий,
Которые слышно в журчанье ручья
При летней прекрасной погоде.
Он пел, воспевая любовь и зарю,
С мелодией в небо «взлетая»,
И даже открыл людям тайну свою,
Что музыку сам сочиняет!
Но жители дальней забытой страны
Отвергли рассказ возмущённо.
Не нравилось им, что совсем не они
Вещают про мир восхищённо.
Вскричала толпа: - Это всё ерунда!
Выходит за рамки приличий!
И музыка птичья нам всем не нужна,
Она даже не эстетична!
И птиц не бывает! Никто никогда
Не видел их и не поверит,
Что кто-то летает... Так было всегда:
Пешком ходят люди и звери!
И где же умение вдруг приобрёл
Такое премерзкое? Может
Поёт потому, что с ума он сошёл?
Совсем ни на что не похоже!
Из свода всех правил приличий давно
Всем людям известно с рожденья,
Про то, что нельзя, и что разрешено,
И как получать наслажденье...
Ответил толпе человек, погрустнев:
- В далёкой стране научиться
Мелодии петь посчастливилось мне
У самой талантливой птицы! -
Не понят был странник, певец, музыкант...
Казнили его на рассвете...
Зачем людям музыка, песни, талант?
И птицы зачем на планете?
Ведь если бы даже летали они
Действительно где-то по свету
Поющие в странных лесах соловьи,
(Хотя всё - фантазии это),
То музыка — ясно, премерзкая вещь,
А слушать её - неприятно.
И надо весь мир от неё уберечь,
Что каждому, в общем, понятно.
Закончен про музыку странный рассказ,
Которому много веков.
И, к счастью, легенда совсем не про нас,
А про Страну Дураков...
Ведущий2. Послушайте аудиозапись романса А.Алябьева «Соловей мой, соловей»
Прослушивание аудиозаписи романса А.Алябьева «Соловей мой, соловей»
Слайд 6 Ведущий1. Существует одна притча о соловье и розе , которая вдохновляла поэтов и писателей. Соловей был так пленен прелестью розы, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.
Ведущий2. А почему эту птичку называют «соловей»?
Слайд 7 Ведущий1. По одной из версий птица получила свое название благодаря окраске оперения: в старину на Руси желто-серый оттенок называли "соловый". Другие ученые придерживаются мнения, что слово "соловей" образовано от древнерусского "славия", обозначавшего птицу с великолепным голосом.
Слайд 8 Ведущий2. А теперь, ребята, давайте узнаем о жизни этой птицы от наших добрых друзей. Встречайте, сегодня у нас в гостях Маша и Медведь.
Маша. Добрый день, мои друзья. Мы вместе с Мишкой живём в лесу и узнали много тайн о соловьях, которыми хотим поделиться.
Слайд 9 Медведь. В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Он отличается стройным и хрупким телосложением. Размером он с воробья, в длину до 15-19 см, а весит всего 20-30 граммов. Окраска его совершенно неприметная – оливково - серая или коричневатая с рыжиной, грудка окрашена ярче спины, брюшко охристое с пестринами. Самки ничем не отличаются от самцов. На маленькой голове ярко выделяются большие, как бусины, почти черного цвета глаза. Средней длины хвост соловьи держат прямо. Когда садятся на ветку, широко расставляют тонкие ножки, а хвост приподнимают вверх. Во время пения соловьи дергают хвостом и постоянно кланяются.
Маша. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Первыми прилетают старые особи, занимают лучшие территории и расселяются на расстоянии 200-300 м друг от друга. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу.
Слайд 10 Медведь. Самка самостоятельно строит гнездо, которое расположено в траве или кустарниках, на кочках, в щелях, между камнями. Стенки гнезда плетутся из стеблей травы и тонких прутиков, дно выкладывается тополиным пухом, шерстью, прошлогодней листвой. Диаметр гнезда составляет 11-13 см, высота —7-10 см. В конце весны самка откладывает от 3 до 7 красивых, коричнево-оливковых или темно-шоколадных яиц, размером 2х1,5 см. Насиживание продолжается в течение 13-14 дней, все это время самку подкармливает самец. Он все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Тогда самец полностью посвящают себя заботам о семье. Пестрые птенчики проводят в гнезде около 2 недель, все это время их кормят оба родителя.
Слайд 11 Маша. Еще не научившись летать, молодняк выбирается из гнезда и ловко снует по земле в зарослях травы, по-прежнему находясь на попечении родителей. Через 10 дней птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда.
Медведь. В начале августа семьи распадаются и проводят остаток лета, кочуя по лесным опушкам и речным поймам. В средней полосе России соловьи начинают исчезать с конца июля до начала сентября, тихо и незаметно улетая на зимние квартиры. Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами. Они мигрируют в Северную и Восточную Африку, Саудовскую Аравию и Южный Иран. В нашу местность соловьи возвращаются с зимовок к концу апреля.
Слайд 12 Маша. Соловьи предпочитают селиться во влажных и низменных лесах смешанного типа, особенно в лесных дубравах, на заболоченных участках вблизи рек и ручьев. Гнездовья располагаются в тенистых и влажных зарослях ольшаника, бузины, черемухи, жимолости и в густом травостое. Также соловья привлекают городские ландшафты: скверы и лесопарки, с озерами, прудами и густыми зарослями сирени и ивняка.
Медведь. Средняя продолжительность жизни обыкновенного соловья – 10 лет. Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло - у них обитает другой вид – южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствует самые яркие колена – «дудки» и «раскаты».
Слайд 13 Медведь. Соловьи – настоящие защитники зеленых насаждений, потому что поедают насекомых: гусениц, муравьёв, многоножек, пауков, жужелиц, мух, улиток. Осенью в меню появляются ягоды и семена растений. Птенцы вскармливаются мелкими гусеницами.
Ведущий1. Расскажите, а есть ли какие-либо особенности в пении соловьев.
Маша. Соловьи скрытные и острожные птицы, рассмотреть их вблизи достаточно сложно. Бдительность соловей теряет, когда начинает свою самобытную песню — нежную, мелодичную или резкую и отрывистую.
Медведь. Песня соловья представляет собой набор повторяющихся звуков — колен, состоящих из самых разнообразных элементов.
Маша. Среди старых самцов встречаются певцы исключительного совершенства, задающие тон всему лесному хору. Неординарное пение соловья можно услышать только в темное время суток, когда ночные певцы исполняют свой лучший репертуар. Самцы начинают петь с начала мая, через несколько дней после перелета, и смолкают только к середине июня.
Стихотворение читает ученик 5 класса Садкеев Иван
Соловья прекрасно пенье,
В этом - равных ему нет,
С давних пор его уменье,
Поражает белый свет,
Песни звук его прекрасной,
Дарит летом радость нам,
Ночью звёздной, в вечер ясный,
И на зорьке по утрам.
Соловей, коль разойдётся -
Не унять ничем певца,
Песня звонко его льётся,
Там, где в роще деревца...
Медведь. Соловьи – большие фантазеры и постоянно разнообразят свои музыкальные произведения, вставляя в них новые трели. Вместе с тем они умеют учиться друг у друга. Достаточно кому-то из них придумать новую мелодию, в скором времени соседи уже успевают заучить этот мотив и начинают повторять его на все лады.
Маша. Ещё соловей пулькает и клычет, как черный дятел, и юлой кругленько копит, и нежно дует, и трещит, и туттукает, лешим раскатисто гогочет, и щёлкает, и свищет, и рассыпается звонкой трелью. Вот так : тьёх-тьёх, фьють-фьюти. Песня нашего курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен.
Слайд 14 Ведущий1. В басне «Осёл и соловей» Иван Андреевич Крылов сумел в живописной и выразительной форме описать пение Соловья, которое напоминает целый «мелодический концерт»:
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Слайд 15 Ведущий2. Послушайте, как описал песню соловья И.С.Тургенев в рассказе «О соловьях» словами простого птицелова-любителя:
Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена». А колена вот какие бывают:
Первое: «пульканье» — этак «пуль-пуль-пуль-пуль»
Второе: «клыканье» — «клы-клы-клы», как желна (дятел)
Третье: «дробь» — выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать
Четвёртое: «раскат» — «ррррррр»
Пятое: «поньканье» — почти понять можно «понь-понь-понь», обычно чёрные дрозды так кокают
Шестое: «почин» — этак «тии-вить», нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают
Седьмое: «лешева дудка» — этак протяжно: «го-го-го-го-го», а там коротко: «ту!»
Восьмое: «кукушкин перелет» — самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист
Девятое: «гусачек» — «га-га-га-га». У малоархангельских соловьев хорошо это колено выходит
Десятое: «юлиная стукотня» — как юла или как вот органчики бывают — этакий круглый свист: «фюиюи-юиюи».
Ведущий1. А теперь предлагаем вам послушать запись соловьиных трелей
Прослушивание записи с пением соловья
Ведущий 2. А теперь мы приглашаем сюда нашего скромного Соловушку.
Выходит Соловушка
Соловушка Из семейства я дроздовых
Буро-серенькая птичка
И хоть я и невеличка
Знаю много песен новых
Не устанете друзья
Слушать целый день меня!
Соловушка. Теперь, ребята, давайте разомнёмся и поиграем в русскую народную игру, которая называется «Соловей». Ученики берутся за руки и встают в круг, в центре – Соловушка.
Ведущий1.
Соловей маленький,
Сизенький, касатенький.
Пёрышки рябенькие,
Головка гладенькая
голосочек тоненький
На крылышки лёгенький
Спой в саду пощебечи-
Ты днём и в ночи:
Все:- тьёх-тьёх, фьюти-фьюти
Соловушка выбирает себе подружку и они танцуют в кругу под музыку. Игра повторяется 2-3 раза
Ведущий2 . Спасибо, дорогие наши Маша, Медведь и Соловушка, мы приглашаем вас в зал и предлагаем всем послушать песню «В роще пел соловушка» в исполнении нашего ансамбля «Ассорти».
Исполнение песни «В роще пел соловушка» ансамблем «Ассорти»
Ведущий1. Время и народная молва сохранили предания о том, как по белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце среди подобных себе. И об этом нам расскажет историк.
Слайд 16 Историк. На девятой неделе после Пасхи тысячи людей со всех концов государства Российского съезжались в Коренную пустынь, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней.
Слайд 17 Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар, завести деловые отношения, посмотреть невест, повеселиться, разгуляться, а кто-то посмотреть и послушать маленькую птичку. «Вот бы домой такую птицу привезти!», - рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Возвратясь домой, богомольцы и купцы ещё с порога спешили сообщить о диковине: «О-о-о-о! Как поют курские соловьи!» Так появился на курщине соловьиный промысел. Соловьятники отлавливали лучших певцов да продавали их по круглой цене - 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!) - на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету. Любили услаждать слух соловьиным пением и завсегдатаи московских трактиров. Предприимчивые хозяева этих заведений не только держали у себя курских соловушек, но и позволяли за определенную плату на месяц-два «отдавать к нему в учение» местных птах.
Слайд 18 После царского указа от 3 февраля 1892 года (о запрете отлавливания птиц в период весеннего гнездования) курские умельцы стали лепить глиняных соловьёв и продавать их на ярмарках. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями». Так и повелось. Соловей стал живым символом Курского края!
Ведущий2. Предлагаем вашему вниманию танец «Соловушка» в исполнении учеников 5-9 классов.
Исполнение танца «Соловушка»
Слайд 19 Ведущий1. Соловей является распространенным символом у поэтов разных эпох. Пение соловьев, их образ вдохновил на создание замечательных произведений таких русских писателей и поэтов как А. Пушкин, С. Аксаков, А. Фет, И. Бунин, С. Есенин, И. Крылов. Одно из самых известных и любимых детьми произведение о соловье – сказка Г.Х. Андерсена «Соловей».
Ведущий2: Вот только небольшой список произведений о соловье:
А. Пушкин: «Соловей и роза», «Соловей и кукушка», «Соловей»
С. Аксаков: «К соловью»;
А. Фет: «Соловей и роза», « Шепот, робкое дыханье. Трели соловья...»;
И. Бунин: «Первый соловей», «Соловьи»;
С. Есенин: «Голубая да веселая страна…», «Что прошло – не вернуть», «Весенний вечер»;
И. Крылов: «Павлин и соловей», «Кошка и соловей» и «Осёл и соловей»
Слайд 20 Ведущий1.Но не только в мирное время соловьи являлись вдохновителями. Война…Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося, против беспощадного врага. Но даже во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. создавались стихотворения и песни, в которых неизменным был образ соловья.
Ведущий2 .Послушайте стоки из стихотворения Михаила Дудина «Соловьи» в исполнении ученицы 9 класса Павловой Дарьи.
Еще рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулеметы...
Вот это место. Здесь он умирал —
Товарищ мой из пулеметной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца,
И как-то улыбался неумело.
Загар сначала отошел с лица,
Потом оно, темнея, каменело.
Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней
Запри все чувства сразу на защелку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал…
Как время, по траншеям тек песок.
К воде тянулись корни у обрыва,
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.
Еще минута — задымит сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.
Еще мгновенье — перекосит рот
От сердце раздирающего крика.
Но успокойся, посмотри: цветет,
Цветет на минном поле земляника!..
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: "Ребята, напишите Поле —
У нас сегодня пели соловьи"...
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал...
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи...
Ведущий1. У многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина требовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.
Ведущий2. В песне "Соловьи", написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена.
Слайд 21 Ведущий1. В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня "Соловьи", замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал: "Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню "Пришла и к нам на фронт весна" (таким было первоначальное название "Соловьев"). "Соловьи" - в исполнении вок. гр.
Ведущий2. Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием.
Ведущий1. В песне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, весна и смертельная опасность.
Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи-соловьи…»! А как замечательно он сам (Фатьянов) – помню слёзы на глазах Твардовского».
Ведущий2. Вдумайтесь, вслушайтесь в песню, которая прозвучит в исполнении хора наших учеников
Исполняется песня «Соловьи»
Ведущий1. Песни хранят не просто память, они сохраняют душу народа, согревают сердца своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь такие песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Песня «Соловьи» помогала побеждать фашизм, вдохновляла наших солдат на защиту Отчизны. Песни и стихи далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Ведущий2. Послушайте стихотворение И. Рядченко «В день окончания войны» в исполнении ученика 6 класса Гордеева Ильи
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступил в свои права.
Армейский «зуммер» пискнул слабо –
И улетел солдатский сон!
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон.
И всё!
Не звали сигналистов.
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов.
Дробил чечётку лейтенант.
Стреляли танки и пехота…
И кто-то пел.
И кто-то плакал.
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Ещё не зная,
Что он поёт не на войне.
Слайд 22 Ведущий 1. Образ соловья в произведениях помогает выразить различные чувства. Сколько песен о соловьях слагается в наше время, и они очень популярны! Достаточно вспомнить песню «Соловей» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» или Льва Лещенко, который в песне «Из полей уносится печаль…» поет: «Соловей российский , славный птах, начинает жизнь свою со свистом».
Ведущий2. А Вадим Казаченко, который поет: «Ты не пой, ты не пой, соловей, про любовь свою песню нежную, все равно она к нам не придёт под черёмуху белоснежную…»
Ведущий1. Сладкоголосые птицы продолжают вдохновлять поэтов и музыкантов на создание новых произведений. И я думаю, что ещё много будет создано различных шедевров.
Слайд 23 Ведущий 2. А вы знаете, в Курске проводятся зимние автогонки «Курский соловей», фестивали бардовской песни в Курске «Соловьиная трель», марафон «Курский соловей» , праздник дружбы и партнёрства «Курский соловей», детский исполнительский конкурс «Курский соловей».
Слайд 24 Ведущий 1. В честь соловья назван астероид (713) Люциния, открытый в 1911 году.
Слайд 25 Ведущий2. Да, есть курский фирменный поезд «Соловей», так называют кафе и рестораны, гостиничные комплексы, а в городе Курске действует музей соловья «Курский соловей», который при желании мы можем посетить.
Ведущий 1. Мне хочется напомнить вам, что этот мир очень хрупок. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты, уменьшается численность соловьев. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней!
Ведущий2. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.
Ведущий1. Стихотворение Натальи Краснянской «Соловей» прочтет ученик 7 класса Переверзев Артём.
Вечерней тихою порой
На яблоне, среди ветвей,
Про небо, землю, солнце, волю
Пел голосистый соловей.
Всего-то птичка-невеличка,
Невзрачный вид, простой полёт
(по виду судим по привычке),
Но как поёт. Ах, как поёт!
Услышишь – замирает сердце,
Его восторгов не унять.
Души распахнутая дверца
Готова вновь весь мир принять.
На фоне звучащих соловьиных трелей на сцену выходят все действующие персонажи и хором произносят слова:
Слайд 26 Берегите птиц, друзья,
Природу не губите!
Эти трели соловья в душах сохраните.
Слайд 27 Ведущий2. Так давайте же будем беречь и любить окружающую нас природу. Пусть в каждом уголке нашей любимой и необъятной Родины звучат чудесные соловьиные песни!
Слайд 28 Ведущие вместе: Спасибо за внимание!