ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ
Подготовила:
педагог-психолог
Габбасова М.С.
42 группа
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.
Поэтому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна
ЦЕЛЬ:
Диагностическое исследование гиперактивного поведения дошкольников и проведение коррекционной работы, направленной на его снижение
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является гиперактивное поведение дошкольников
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: коррекционная работа, направленная на снижение степени выраженности гиперактивного поведения у дошкольников
ЗАДАЧИ:
1. На основе теоретического анализа определить сущность гиперактивного поведения дошкольников, причины возникновения синдрома.
2. В процессе анализа литературных источников выяснить, какие существуют методы и алгоритмы работы с гиперактивным поведением. Осуществить их анализ.
3. Эмпирически исследовать гиперактивное поведение старших дошкольников и выявить его особенности.
4. Апробировать программу коррекции гиперактивного поведения.
5. Оценить эффективность коррекционной программы и проанализировать динамику показателей гиперактивности.
6. Сформулировать выводы и практические рекомендации для родителей и воспитателей МБ ДОУ.
ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
явилось предположение о том, что снижение степени выраженности гиперактивного поведения дошкольников произойдет при помощи игр - упражнений, направленных на:
- Развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности
- Согласованность совместных действий и развитие координации
- Развитие произвольности психических процессов
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании приняли участие 17 дошкольника в возрасте 3-4 лет, 9 родителей, 2 воспитателя. Таким образом, общий объем выборки составил 28 человек. В результате первичного исследования, признаки гиперактивного поведения выявлены у 9 детей.
Исследование проводилось в МБ ДОУ №21 г. Курска, в период с марта 2020 года по ноябрь 2020 года
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1 . Этап диагностики ( констатирующий )
Цель : получение психологической информации о степени выраженности гиперактивного поведения у дошкольников, участвующих в исследовании
2. На развивающем этапе из исследуемой выборки были отобраны дети с признаками гиперактивного поведения.
На данном этапе коррекционная работа была проведена в следующем порядке:
- С отобранной группой детей проделали работу по разработанной нами коррекционной программе (экспериментальная группа)
- С другой группой никакая работа не проводилась (контрольная группа)
Цель : оценка эффективности проведенной работы
Методы : повторная диагностика и анализ результатов
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
ПРОВОДИЛАСЬ С ПОМОЩЬЮ СЛЕДУЮЩИХ МЕТОДИК:
МЕТОДИКА «ВЕЖЛИВОСТЬ»
Использовалась для диагностики уровня произвольности детей, которая позволяла судить о степени их склонности к гиперактивному поведения
МЕТОДИКА «ДА И НЕТ»
Использовалась для диагностики уровня произвольности внимания детей, которая позволяла судить о степени их склонности к гиперактивному поведению
МЕТОДИКА «ОБВЕДЕНИЕ КОНТУРА»
Использовалась для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, с помощью полученных результатов можно судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.
С участниками воспитательного процесса (родителями и воспитателями) проводилось анкетирование, на предмет объективной оценки поведения детей, склонности к гиперактивному поведению
МАССИВ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
ПО МЕТОДИКЕ «ВЕЖЛИВОСТЬ»,
В ИССЛЕДУЕМОЙ ВЫБОРКЕ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПО МЕТОДИКЕ «ДА И НЕТ»,
В ИССЛЕДУЕМОЙ ВЫБОРКЕ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО УПРАЖНЕНИЮ « ОБВЕДИ КОНТУР»
В ИССЛЕДУЕМОЙ ВЫБОРКЕ
В результате проведенного первичного исследования, используя результаты невключенного наблюдения, вне занятий за детьми, а также анкетирования родителей и воспитателей, нами были выявлены дети с признаками гиперактивного поведения.
Нарушение внимания и самоконтроля двигательной активности; согласованности совместных действий и нарушения координации и т.д. - экспериментальная группа, с ними была организована и проведена работа по разработанной нами коррекционной программе.
С другой группой никакая работа не проводилась (контрольная группа).
СРАВНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
ПО МЕТОДИКЕ «ВЕЖЛИВОСТЬ»,
ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ, ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ «ДА И НЕТ», ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТРЁХ ГРУППАХ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПО УПРАЖНЕНИЮ «ОБВЕДИ КОНТУР»,
ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ
В контрольной группе показатели по используемым методикам остались неизменны.
Наши гипотеза о том, что в ходе коррекционно-развивающей работы, а именно, при помощи игр- упражнений, направленных на:
- Развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности
- Согласованность совместных действий и развитие координации
- Развитие произвольности, психических процессов, можно ослабить гиперактивное поведение у дошкольников, при использовании Т-критерия Вилкоксона , нашла своё подтверждение
Итоги проведённой работы:
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа носит практический характер и может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. А так же, эта работа поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности у детей дошкольного возраста и их успешного решения
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ