Поведение ученика | Предлагаемое решение |
Организация пространства в классе |
Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. | Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь. |
Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. | Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. |
Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников. | Увеличьте расстояние между партами. |
Задания |
Неспособен завершить работу в заданное время. | Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания. |
Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. | Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы |
Ему трудно следовать указаниям. | Объединяйте письменные указания с устными. |
Отвлекаемость |
Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. | Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке. |
Жалуется, что на уроках ему скучно. | Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока. |
Легко отвлекается. | Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию. |
Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности | Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать. |
Поведение |
Часто ведет себя вызывающе. | Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения. |
Неспособен понять главное в уроке или задании. | Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки. |
Выкрикивает ответы или перебивает других. | Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали. |
Нуждается в поощрении. | Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах. |
Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. | Заключите с ним соглашение по вопросам поведения. |
Организация / Планирование |
Нет порядка в бумагах. | Порекомендуйте ему папки с разделами. |
Забывает, что задано на дом. | Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий. |
Теряет книги. | Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг. |
Неусидчивость |
Должен все время двигаться. | Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы. |
Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени. | Делайте короткие перерывы между заданиями. |
Настроение / Общение |
Не понимает норм социального поведения. | Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей. |
Не имеет навыков совместной работы с другими. | Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников. |
Соученики его не уважают. | Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. |
Неуверенность в себе. | Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера. |
Находится в одиночестве или замкнут в себе. | Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя. |
Легко отчаивается. | Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу. |
Легко раздражается. | Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником. |
Учителям известно, что синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания. Они знают, что СДВ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Работа с учеником с СДВ – это нелегкий и самоотверженный труд.
Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБЫ. Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.
Определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
Повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.
Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на парту. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
Постарайтесь помочь детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
Исключите или сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВ продемонстрировать свои знания.
Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Обращайте больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество. Детям с СДВ иногда надо сокращать нагрузку. До тех пор, пока они учат понятия, надо им это позволять. Они затратят на учебу то же время, но не сломаются в результате перенагрузки.
Следите за прогрессом. Постоянная обратная связь приносит детям с СДВ огромную пользу. Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает.
Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы учителя с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Людям с СДВ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. Работа с ними включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек, нудный учитель или ведете нудный предмет. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
Вместе с тем, остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
Дети с СДВ нередко имеют проблемы с памятью. Научите их маленьким трюкам, таким как мнемотехника, карточки с текстом и т.д. У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова. Детям с СДВ нелегко овладеть этими техниками, но как только они научатся им, это сможет очень помочь им в систематизации и организации учебного материала во время его прохождения в классе. Это дает ребенку ощущение контроля в течение учебного процесса, вместо неясности и тщетности усилий, которые часто сопровождают его во время учебы.
Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Многие из них – маленькие предприниматели.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Вырабатывайте навыки, которые пригодятся при сдаче письменных экзаменов.
Пользуйтесь разными игровыми средствами. Мотивация улучшает СДВ.
Разъединяйте пары и тройки, даже целые группы, если вместе они не добиваются хорошего результата. Возможно, вам придется испробовать много способов.
Обращайте внимание на взаимосвязь детей. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".
Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Попробуйте использовать тетрадь связи между домом и школой. Это может реально помочь ежедневному общению учителей и родителей и предотвратит "аварийные" встречи. Это также послужит на пользу постоянной взаимосвязи, которая так нужна таким детям.
Постарайтесь использовать ежедневные отчеты о прогрессе.
Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
Подготовьтесь к неорганизованному времени. Этим детям необходимо заранее знать, что должно произойти, и тогда они смогут подготовиться к этому изнутри.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Со старшими детьми – побудите их писать самим себе маленькие записки, чтобы напоминать им их вопросы. По существу, они записывают не только то, что сказали им, но и что они думают. Это поможет им лучше слушать.
У многих таких детей есть проблемы письма. Обдумайте альтернативные методы. Научите детей пользоваться клавиатурой. Диктуйте. Проверяйте знания в устной форме.
Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. (Вы можете использовать тишину или легкое постукивание указкой). Держите класс во времени, указывайте на разные части класса по мере того, как вам нужна их помощь.
По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету (с номером телефона).
Объясните, почему ребенок получает особое внимание, подчеркните, что это норма, чтобы его не дразнили в классе.
Часто встречайтесь с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.
Поощряйте чтение вслух дома. Насколько это возможно, читайте вслух в классе. Используйте рассказывание историй. Помогите ребенку овладеть навыком оставаться в пределах одной темы.
Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Со старшими детьми уделите внимание предварительной подготовке перед входом в класс. Чем лучше ребенок представляет себе, о чем будет идти речь в данный день, тем лучше он овладеет знаниями в классе.
Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Они жизнерадостны и быстро приходят в себя. У них щедрая душа, и они рады прийти на помощь. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.
Помните: в этой какофонии есть мелодия, симфония, которую еще предстоит написать.