Гиперактивность - это нарушения поведения приводящее к проблемам обучения. По Международной классификации болезней она называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В последние годы число таких детей составляет 30-40% .
Причина гиперактивности
Основой её является минимальная мозговая дисфункция (ММД) – дефект центральной нервной системы. Если его не лечить, то со временем возникают вторичные нарушения, проявляющиеся в виде различных сочетаний нарушений речи, внимания, памяти, самоконтроля, нарушений поведения.
К подростковому возрасту, эта минимальная неврология компенсируется полностью, а вот вторичные нарушения никуда не деваются, часто усугубляются и осложняют человеку жизнь.
У таких детей формируется своеобразный тип личности. Они не могут сосредоточиться на каком-либо деле. Им всегда скучно. Поиск приключений, адреналина может привести к неприятностям.
Однако отчаиваться не надо. В возрасте 5 – 10 лет синдром нарушенного внимания с гиперактивностью (СДВГ) хорошо поддается лечению и коррекции, но только в том случае, если корригируется комплексно с участием родителей, невропатолога, психолога, педагога.
Признаки гиперактивности / импульсивности
Ребенок постоянно суетится.
Не может даже короткое время усидеть на одном месте.
Много, но хаотично двигается (бегает, крутится, ёрзает на своем месте).
Не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Всегда стремится к движению, ведет себя как «заводной».
Болтлив.
Начинает отвечать сразу, не дослушав вопрос.
С трудом дожидается своей очереди.
В разговоре часто перебивает собеседника, мешает (пристает) к окружающим.
Если все или почти все признаки вы наблюдаете у ребенка не менее полугода, то вам стоит обратиться к специалисту. Самый лучший прогноз лечения в 5 - 6 лет. Чем старше ребенок с СДВГ, тем хуже результат лечения. Только 15 % десятилетних детей полностью компенсируются.
Рекомендации родителям в общении с детьми с ЗПР и с гиперактивными детьми.
Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивая успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
В любом поступке ребёнка найдите положи -тельное, отметьте и только потом приступайте к разбору неудач и ошибок. По возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.
Избегайте частых повторений слов «нет» и «нельзя».
Старайтесь говорить сдержанно, спокойно и мягко.
Предлагайте ребенку только одно доступное задание, чтобы он мог его обязательно завершить.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).
Избегайте по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка, негативное воздействие.
Избегайте слишком беспокойных, шумных приятелей. Во время игр старайтесь ограничивать ребенка лишь одним партнером.
Предоставляйте возможность ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные секции, подвижные игры
Игнорируйте по возможности вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем- то другим, его нельзя с кем-то противопоставлять. Это формирует негативизм, эгоизм и зависть. Если сравнивать, то только с ним самим, с его собственными ошибками и победами.
Создайте такую атмосферу взаимо -отношений с ребенком, в которой он бы чувствовал себя благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Помните!
Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от доб- рого, спокойного и последователь-ного отношения к нему.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
«БОЛХОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
303140, Орловская область, г. Болхов, ул. Свердлова, д.115, тел 8(48640) 2-14-85
Гиперактивный ребёнок
памятка для родителей