Организационный момент Сегодня на уроке мы с вами повторим основные понятия по теме «Функция», познакомимся с функцией обратной пропорциональности, научимся строить ее график. Дома вы выполняли задания на упрощение выражений. Какие у вас вопросы по домашнему заданию. Если у вас нет вопросов, то давайте поработаем устно. Устная работа 1.Проверить устно, правильно ли выполнены действия. Ели нет, скажите верный ответ. а) = 3у б) = 10. 2. Сократите дробь: а) ; б) ; в) . 3. Как называется данная функция, указать ООФ и что представляет собой их график. -
y = 2x + 3, (Линейная функция, ООФ: х- л.ч., График: прямая) -
y = x2, (Квадратичная функция, ООФ: х- л.ч., График: парабола) -
y = 2x, (Прямая пропорциональность, ООФ: х-л.ч., График: прямая, проходящая через начало координат) Подготовка к изучению нового материала. Записываем в тетрадь число (07.11.23), классная работа Тема урока: Гипербола, её свойства и график. Нам известно, что каждая из данных функций описывает какие- то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Давайте рассмотрим следующую задачу: Дан прямоугольник со сторонами 2 и x. Как найти площадь данного прямоугольника? (S=2х). Что будет происходить с площадью, если неизвестную сторону х увеличить в 2 раза? Как называется данная зависимость?(Функция), где х – независимая переменная, а S – зависимая переменная. Как называется данная функция? (Прямая пропорциональность) А теперь другая задача: Дан прямоугольник со сторонами x, y и площадью равной 8 кв. единицам. Запишите формулу площади прямоугольника? (Спросить у детей, кто что написал.) (x y=8) Если мы с вами увеличим одну сторону в 2 раза, что произойдет с другой стороной, при условии, что площадь останется той же? (Ответ детей) А теперь эту сторону уменьшить в два раза? Какой же можно сделать вывод? Вывод: что при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная уменьшается во столько же раз. И наоборот, при уменьшении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз. Выразим переменную у через х. y= 8 – число, заменим его на к. Получим у = ООФ: График: Такую зависимость переменных можно назвать обратной пропорциональностью. Как вы думаете, может ли к равняться нулю? (Может, тогда подставим. Получаем у=0, а это есть ось абсцисс) Что такое х? А какие значения она может принимать? А может ли х = нулю. ООФ? А у? (Нет, так как к ≠0 и х ≠0)А что такое у? Объяснение нового материала. Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида у = , где х – независимая переменная и k – не равное нулю число. Приведите примеры обратно пропорциональной функции. (Записать две-три.) Чтобы было отрицательное число Давайте построим графики функции у = и у = . I вариант будет строить график функции у = , II вариант - у = Но для начала найдем ООФ. Что такое ООФ? (ООФ: х ООФ – множество всех чисел, отличных от нуля) Для построения графика нам необходимо заполнить таблицы: по вариантам и нанести полученные точки на координатную плоскость. I вариант х | -6 | -3 | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 | 6 | у | -1 | -2 | -3 | -6 | 6 | 3 | 2 | 1 | х | -6 | -3 | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 | 6 | у | 1 | 2 | 3 | 6 | -6 | -3 | -2 | -1 | II вариант О Один ученик из каждого варианта (а остальные в тетрадях) заполняют таблицу значений функции на доске. Следующий этап – это построения на координатной плоскости. Наносим получившиеся точки на координатную плоскость. Проверяем! Соединяем данные точки плавными линиями. - В каких координатных четвертях расположен график? - Как вы думаете, отчего зависит расположение графика? График не пересекает оси координат, так как ни х, ни у не могут равняться нулю. После построения функций у =6/х и у = - 6/х. Мы можем сделать выводы, что -
График не пересекает ни ось абсцисс, ни ось ординат; 2. График расположен в I и III координатных четвертях если к 0 (y= 6/x) и во II и IV, если к Полученная кривая называется гиперболой (записать в тетрадь). Она состоит из двух ветвей. Открываем учебник на 41 странице и читаем определение, обратной пропорциональности. Закрепление материала Работа с учебником стр.47 № 184 а) х = 2 у = 4 б) у = -4 х = -2 х = 4 у = 2 у = -2 х = -4 х = -1 у = - 8 у = 8 х = 1. х = -4 у = - 2 х = -5 у - 1,8. Дополнительное задание -
Обратная пропорциональность задана формулой у = . Принадлежат ли точки А(3; 5), В(5; -3), С( ; 20) графику этой функции? 2) Функция задана формулой у = . Найти: а) значения функции, если значение аргумента равно -3; 6; 0,5; б) значение аргумента, при котором значение функции равно 12; -36; 100. № 183 у = ; х=2, у = 12. (ученик стр. 46) Найти значение к. к = у х к = 12 2 к = 24 у = . Рефлексия. Итоги урока Среди данных поговорок найдите обратно пропорциональную зависимость: -
Много будешь знать, скоро состаришься. -
Тише едешь, дальше будешь. -
Чем дальше в лес, тем больше дров. -
Чем больше раз проверяю, тем меньше вероятность ошибиться. Вопросы: -
С какой функцией мы сегодня познакомились? -
Какой формулой она задается? -
Какая ООФ? -
Чем является график обратной пропорциональности? -
В каких координатных четвертях расположен график функции у = при к 0; к Домашнее задание: §3. П. 8(читать). № 180, 182, 185, 194(а) |