Гиперкинетический синдром (практика)
На основе рекомендованных приложений к практическому заданию и Международной классификации болезней (МКБ-10)
-
Приведите диагностические критерии и дайте патопсихологическую характеристику синдрому дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), в МКБ-10 - F.90
Гиперкинетический синдром — проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.
Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.
Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.
-
Приведите дифференциально-диагностические критерии (в форме таблицы) между расстройствами аутистического спектра - синдромом Каннера (F.84.0) и синдромом Аспергера (F.84.5)
3. В современной психиатрии диагноз «психопатия» не выставляется. Вместо него существует рубрика F.60 «Специфические расстройства личности», диагностика которых обосновывается, за редким исключением, только с 18 лет. Для диагностики аналогичных расстройств у детей существует рубрика F.91 «Расстройства поведения», в которой представлено 23 признака. Изучите раздел и приведите по 1 примеру из клинических наблюдений, литературных источников и учебников или собственной практики описаний и проявлений:
1) несоциализированного расстройства поведения;
2) социализированного расстройства поведения;
3) оппозиционно-вызывающего поведения.
Возможно проведение аналогий с акцентуациями характера по А.Е.Личко или Шмишеку (объем - не более 1 стандартного листа для каждого случая, Times New Roman, 12 кегль, через один интервал). Структура описания: имя, пол, возраст, краткий анамнез, психический статус, данные психодиагностики (если имеются), соответствие критериям МКБ-10.
Специфические расстройства личности (F60)
В эту рубрику отнесены тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении индивида, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга либо других психических нарушений. Обычно эти расстройства охватывают несколько сфер личности; почти всегда они тесно связаны с выраженными личными страданиями и социальным распадом. Эти расстройства обычно проявляются в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни.
Параноидное расстройство личности
Расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к неудачам, невозможностью прощать обиды, подозрительностью и склонностью к извращению действительности путем истолкования нейтральных или дружеских действий окружающих как враждебных или пренебрежительных. Наблюдаются повторные необоснованные подозрения супруга или сексуального партнера в неверности, воинствующее и упорное сознание собственной правоты. Такие лица склонны к преувеличенной самооценке; часто имеет место преувеличенное самомнение.
Личность (расстройство):
Исключены: