СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы православной культуры

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пояснительная записка.

         Православное воспитание воспитаников сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Дополнительное образование, имея в своем арсенале все разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать данную проблему.

         Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на становление личности ребенка через использование православных знаний, учитывающие возрастные и психологические особенности воспитаников. Предлагаемая программа и разработки занятий направлены на удовлетворение этих требований. Необходимо, чтобы дети понимали язык Церкви, ее веру, историю, значение церковных священнодействий, чтобы они вошли и жили в Церкви, чувствовали потребность более и более усваивать всем сердцу Слово Божие и все, что совершается в Церкви, т.е. приобрели навык жить под кровом и постоянным влиянием Церкви. Это составляет окончательную цель духовного образования и воспитания, получаемого детьми за период обучения, и к ней должно быть направлено преподавание всех предметов Закона Божия.

Целевое назначение большинства занятий определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими духовно - православную информацию: с учебниками, картами, справочниками, журналами и т.д. Включение элементов практической работы при изучении Закона Божия помогает ближе познакомиться и войти в жизнь Церкви.

Направленность программы.

           Данная общеразвивающая программа"Основы православной культуры"имеет социально-педагогическую направленность. Она создает условия для развития личности ребенка, мотивацию к познанию, и условия для укрепления психического и духовного здоровья.

 

Актуальность.

Данная программа актуальна, так как учащиеся уже понимают практическую ценность духовной жизни во Христе, но еще не в полнее осознают возможность ее реализации при помощи полученного христианского знания. Также недостаточно оценивают влияние православной веры на человека. В связи с этим возникает необходимость изучения данного курса.

          Программа хорошо структурирована, методическая часть её содержит описание педагогических и психологических условий, необходимых для получения образовательного результата. Раскрывается методика работы над содержанием учебного материала и системы отслеживания и фиксации результатов.

                                              Новизна.

Программа расчитана на детей воспитывающихся в детском доме.Учитывая особености детей даного

возраста поможет социально адаптироваться в

обществе духовно развивающегося личности ребенка.

Представленная программа отличается новизной,та как предлагает предварительные понятия хрестианина о молитве,о священной истории Ветхого и Нового Завета,о вере и жизни христианской.Он предлагает расширение духовного кругозора,развитие умственных способностей воспитанников.

  Отличительные особенности данной программы.

Отличительной осбеностью программы являются расширение знаний воспитантков по основе провославной культуры.Работа по изучаемому курсу многогранно носит

общественновоспитательный характер.

         Педагогическая целесообразность.

Представленая программа построена на принципах развивающего духовно нравственого обучения,предпалага-

ющего формирования у детей умение состоятельно мыслить,анализировать значимость основы православия.

 

Цель   программы:

         Целью данной программы является воспитание духовно – нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия.

Задачи программы:

 

Обучающие:

  • Научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • Научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях и применять его к современной жизни;
  • Научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

Развивающие:

  •  Заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;
  •  Формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства:
  •  Формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций.

Воспитательные:

  •  Воспитать духовно- нравственную личность;
  •  Воспитывать любовь и уважение к старшим и сверстникам.

 

 

           Методика и технология реализации программы.

Программа рассчитана на 36 часов состоит из 7 разделов

Каждый из которых представляет собой цикл занятий.В программе

предусмотрено 1 вводное и 1 итоговое занятие,каждого занятия состовляет 1 академический час.Срок реализации программы 1 год.

 

Целевая группа.

Данная программа предназначена для воспитанников в возрасте                 от 7 до 17 лет, рассчитана на проведение занятий в разновозрастных или смешанных группах в течение одного года.

 

Формы и методы работы.

        

Программа предпологает проведения занятий в групповой форме 1раз в неделю.Так же могут быть индивидуальные занятия с детьми которые предпологают различные виды теоритической и практичесой деятельности,занятия чередуются с посещением

правосланых храмов города и экскурсий горо

 

Ожидаемые результаты.

В конце года обучения воспитанники должны знать:

- О основных понятиях христианина;

- О молитве, священной истории Ветхого и Нового Завета;

- О вере и жизни христианской;

- О богослужении православной Церкви.

 Должны уметь:

- применять полученные знания по Закону Божиему в жизни;

- уметь участвовать в церковной жизни;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой.

 

 

                                                     Исполнитель.

В реализации прогаммы учавствует воспитатель имеющее высшее образование потверждающее документами государственного образца с соответствующим уровня квалиффикации.

 

              Материально технологическое обеспечение курса.

Занятие по программе проводится в учебных классах с использованием необходимых средств оборудования,нужного колличество концелярских предметах.Наглядных дидактических пособийю.В целях реализации программы используются различные учебные пособия библия,Новый Ветхий Завет в рамках проводимых тем,информационная база электронных библиотек,и специальные сайты.

 

                                  Мониторинг эффективности работы.

Мониторинг эффективности программы осуществляется на всех этапах ее реализации.С целью проверки полученых знаний проводятся беседы анкетирование,беседы,призентации,стен газеты,рисунки,подделки,стихотворения ,рассказы.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Основы православной культуры»

Пояснительная записка.

Православное воспитание воспитаников сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Дополнительное образование, имея в своем арсенале все разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать данную проблему.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на становление личности ребенка через использование православных знаний, учитывающие возрастные и психологические особенности воспитаников. Предлагаемая программа и разработки занятий направлены на удовлетворение этих требований. Необходимо, чтобы дети понимали язык Церкви, ее веру, историю, значение церковных священнодействий, чтобы они вошли и жили в Церкви, чувствовали потребность более и более усваивать всем сердцу Слово Божие и все, что совершается в Церкви, т.е. приобрели навык жить под кровом и постоянным влиянием Церкви. Это составляет окончательную цель духовного образования и воспитания, получаемого детьми за период обучения, и к ней должно быть направлено преподавание всех предметов Закона Божия.

Целевое назначение большинства занятий определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими духовно - православную информацию: с учебниками, картами, справочниками, журналами и т.д. Включение элементов практической работы при изучении Закона Божия помогает ближе познакомиться и войти в жизнь Церкви.

Направленность программы.

Данная общеразвивающая программа"Основы православной культуры"имеет социально-педагогическую направленность. Она создает условия для развития личности ребенка, мотивацию к познанию, и условия для укрепления психического и духовного здоровья.


Актуальность.

Данная программа актуальна, так как учащиеся уже понимают практическую ценность духовной жизни во Христе, но еще не в полнее осознают возможность ее реализации при помощи полученного христианского знания. Также недостаточно оценивают влияние православной веры на человека. В связи с этим возникает необходимость изучения данного курса.

Программа хорошо структурирована, методическая часть её содержит описание педагогических и психологических условий, необходимых для получения образовательного результата. Раскрывается методика работы над содержанием учебного материала и системы отслеживания и фиксации результатов.

Новизна.

Программа расчитана на детей воспитывающихся в детском доме.Учитывая особености детей даного

возраста поможет социально адаптироваться в

обществе духовно развивающегося личности ребенка.

Представленная программа отличается новизной,та как предлагает предварительные понятия хрестианина о молитве,о священной истории Ветхого и Нового Завета,о вере и жизни христианской.Он предлагает расширение духовного кругозора,развитие умственных способностей воспитанников.

Отличительные особенности данной программы.

Отличительной осбеностью программы являются расширение знаний воспитантков по основе провославной культуры.Работа по изучаемому курсу многогранно носит

общественновоспитательный характер.

Педагогическая целесообразность.

Представленая программа построена на принципах развивающего духовно нравственого обучения,предпалага-

ющего формирования у детей умение состоятельно мыслить,анализировать значимость основы православия.


Цель программы:

Целью данной программы является воспитание духовно – нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия.

Задачи программы:


Обучающие:

  • Научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;

  • Научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях и применять его к современной жизни;

  • Научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

Развивающие:

  • Заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;

  • Формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства:

  • Формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций.

Воспитательные:

  • Воспитать духовно- нравственную личность;

  • Воспитывать любовь и уважение к старшим и сверстникам.



Методика и технология реализации программы.

Программа рассчитана на 36 часов состоит из 7 разделов

Каждый из которых представляет собой цикл занятий.В программе

предусмотрено 1 вводное и 1 итоговое занятие,каждого занятия состовляет 1 академический час.Срок реализации программы 1 год.


Целевая группа.

Данная программа предназначена для воспитанников в возрасте от 7 до 17 лет, рассчитана на проведение занятий в разновозрастных или смешанных группах в течение одного года.


Формы и методы работы.

Программа предпологает проведения занятий в групповой форме 1раз в неделю.Так же могут быть индивидуальные занятия с детьми которые предпологают различные виды теоритической и практичесой деятельности,занятия чередуются с посещением

правосланых храмов города и экскурсий горо


Ожидаемые результаты.

В конце года обучения воспитанники должны знать:

- О основных понятиях христианина;

- О молитве, священной истории Ветхого и Нового Завета;

- О вере и жизни христианской;

- О богослужении православной Церкви.

Должны уметь:

- применять полученные знания по Закону Божиему в жизни;

- уметь участвовать в церковной жизни;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой.



Исполнитель.

В реализации прогаммы учавствует воспитатель имеющее высшее образование потверждающее документами государственного образца с соответствующим уровня квалиффикации.


Материально технологическое обеспечение курса.

Занятие по программе проводится в учебных классах с использованием необходимых средств оборудования,нужного колличество концелярских предметах.Наглядных дидактических пособийю.В целях реализации программы используются различные учебные пособия библия,Новый Ветхий Завет в рамках проводимых тем,информационная база электронных библиотек,и специальные сайты.


Мониторинг эффективности работы.

Мониторинг эффективности программы осуществляется на всех этапах ее реализации.С целью проверки полученых знаний проводятся беседы анкетирование,беседы,призентации,стен газеты,рисунки,подделки,стихотворения ,рассказы.



Учебный план




Наименование раздела

Количество часов

всего

Теоретичзанятия

Практич

занятия

1.


Введение


1

1

-

2.


Предварительные понятия


2

2

-

3.


Молитвы


1

1

-

4.

Священная история Ветхого Завета

14

14

-

5.


Священная история Нового Завета

15

10

5

6.



7.


О вере и жизни христианской



Итоговое занятие

2



1

2



1

-



-


Итого:


36

31

5



Календарно – тематический план



п/п


Наименование раздела и тем

Количество часов

Теория

Практика


всего


1


Введение:Что

такое православие?


1

-



2


Предварительные понятия.

2

-




1.О Мире


2.О Храме


-








3



Молитвы.


1

-




1. Какие бывают молитвы





-


4


Священная история Ветхого Завета

14

-




1. Сотворение неба и земли

2.Сотворение человека

3.Жизнь первых людей в раю

4.Потоп

5.Беседа о потопе

6.Жизнь Ноя и его детей после потопа

7.Появление идолопоклонства

8.Явление Бога

Аврааму в виде трех странников

9.Гибель Содома и

Гоморры

10.Принесение Исаака

в жертву

11.Женитьба Исаака

12.Исав и Иаков

13.Видение Иаковом

таинственной лестницы

14.Иосиф в Египте


-


5


Новый Завет

10

5

15



1. Рождество

Пресвятой Девы Марии

2.Введение во храм

Пресвятой Девы Марии

3.Пресвятая Дева Мария у Иосифа

4.Возвещение Ангела

о рождении Предтечи

5.Благовещение Пресвятой Богородицы

6.Посещение Пресвятою Девойю Мариею праведной Елизаветы

7.Рождество Иоанна Предтечи

8.Рождество Христово

9.Поклонение волхвов

10.Сретение Господне




6


О вере и жизни христианской.

2

-




1. Беседа о мысле зла

2.Десять заповедей закона Божия и Таинства


-



7


Подведение итогов по

изученому материалу 3.

Тестирование


1

-




Итого:

31

5

36


Содержание программы.


  • Введение. Что такое православие? История происхождения православия. (1ч.)

Раздел 2.

Предварительные понятия. (2ч.)

Цель: Знакомство с православной верой, с ее устоями, традициями, реликвиями.

Тема:О Мире

Тема:О Храме

Раздел 3.

Молитвы. (1ч.)

Цель: Общение с Богом посредством молитвы, покаяние и очищение сердца от греха.

Тема:Какие бывают молитвы.

Раздел 4.

Священная история Ветхого Завета. (14ч.)

Цель: Формирование целостной христианской картины мира; осмысление основных этапов спасения человеческого рода через прообразы Ветхого Завета.

Тема:Сотворение неба и земли.Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю.

Тема: Потоп

Беседа о потопе. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Появление идолопоклонства.

Тема:Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Гибель Содома и Гоморры. Принесение Исаака в жертву.Женитьба Иссака

Исав и Иаков,Введение Иаковом таинственной ленстницы,Иосиф в Египте.

Раздел 5.

Священная история Нового Завета. (10ч.)

Цель: Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторических событий Нового Завета и нравственным учением Господа Иисуса Христа.

Тема:Рождество Пресвятой Девы Марии

Введение в храм Пресвятой Девы Марии. Пресвятая Дева Мария у Иосифа.

Возвещение Ангела о рождении Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Тема: Рождество Христово

Рождество Иоанна Предтечи. Рождество Христово. Поклонение волхвов

Тема: Сретение Господне

Раздел 6.

О вере и жизни христианской. (2ч.)

Цель: Сформировать понятия православной веры

Тема: Беседа о смысле зла.

Тема: Десять заповедей Закона Божия и Таинства.

Раздел 7.

Итоговое занятие.()

Подведение итогов, закрепление материала. Тестирование по пройденной программе.Раздел 3.Тема:Какие бывают молитвы.



Список основной литературы

  • Бородина, А. В. Основы православной культуры: учебно-методическое пособие. – Москва: Православная педагогика, 2004.

  • Гладких, Л. П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков, В. М. Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение: учебно-методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008.

  • Дорофеев, Виктор, протоиерей, Янушкявичене, О. Л. Основы православной культуры: учебно-методический комплект. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2009.

  • Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2010.

  • Розина, О. В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей в 3-х кн. со словарем и DVD диском. – Москва: Наука и Слово, 2009.

  • Розина, О. В., Заболотнова Т.И., Янович Г.В. Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету «Духовно-нравственное воспитание и православная культура». – Москва: Наука и Слово, 2010.

  • Сурова, Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учителей. - Москва, 1996.


Словари, энциклопедические и справочные издания

  • Давыдова, Н. В. Православная культура. Словарь-справочник школьника. – Москва: ПРО-ПРЕСС, 2008.

  • Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000.

  • Шинкарчук, С. А. Библейские сюжеты в картинах великих мастеров: Справочник школьника. – Санкт-Петербург: «Литера», 2008.

  • Шипов, Я. А., священник. Православие: словарь-школьника / Священник Ярослав Шипов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.


Дополнительная литература

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское библейское общество, 2004.

  • Буслаев Ф.И. О русской иконе: Общее понятие о русской иконе. – Москва: Благовест, 1997.

  • Жития и творения русских святых: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле русской. Народные почитания и праздники Православной церкви / Сост. С. Тимченко. – Москва: Современник, 1993.

  • Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Сост. прот. Серафим Слободской.