Глагол
Повторение пройденного в начальной школе
Материалы для 5 класса
и материалы
Разработчик : Мартынова Яна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда» г. Волгограда
Условные обозначения
Переход на следующий слайд
Переход на предыдущий слайд
Справка по теории
Переход на главную страницу
Справка по выполнению заданий
( Инструкция)
Развернуть панель
Свернуть панель
Обратите внимание
Переход к упражнениям
Посмотреть правильные ответы
Аудиозапись
Теория
Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Вид глаголов Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать? : писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершено, и отвечают на вопрос что сделать? : написать, прочитать, рассказать.
-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы: что делает? что сделает?
Число глагола. Не с глаголами
Теория
Изменение глаголов по числам Глаголы изменяются по числам. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: ребёнок играет, мяч прыгает, колесо вертится .
Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают, колёса вертятся .
Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.
НЕ с глаголами Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить . Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ : негодовать, недоумевал, нездоровится.
Глагол. Виды глагола. -тся и –ться в глаголах
Времена глагола
Теория
Изменение глаголов по временам
Время
Настоящее
Значение
Действие происходит в момент речи
Прошедшее
Вопросы
Примеры
Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?
Будущее
Действие происходило до момента речи
Пою, Поёшь, Поёт, Поём, Поёте, Поют
Действие будет происходить после момента речи
Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?
Пел, Спел, Пели, Спели
Что сделаю? Что сделаем? Что сделаешь? Что сделаете? Что сделает? Что сделают? Что буду делать? Что будем делать? Что будешь делать? Что будете делать? Что будет делать? Что будут делать?
Спою, Споём, Споёшь, Споёте, Споёт, Споют, Буду петь, Будем петь, Будешь петь, Будете петь, Будет петь, Будут петь
Глагол. Виды глагола
Упражнения
Вам предлагается три упражнения.
Чтобы начать выполнение, щелкните на название упражнения.
- Упражнение № 1. -Тся или -ться ?
- Упражнение №2. НЕ с глаголами.
- Упражнение №2. НЕ с глаголами.
- Упражнение №3. Диктант.
- Упражнение №3. Диктант.
- Упражнение №3. Диктант.
Упражнения
-Тся или -ться ?
Перед выполнением смотрите инструкцию
1. Не надо хвалит(?)ся , коли не знаешь, как хлеб родит(?)ся. 2. Нечего торопит(?)ся - не каша варит(?)ся . 3.Нужно наклонит(?)ся , чтоб из ручья воды напит(?)ся . 4. Тот труда не боит(?)ся , кто умеет трудит(?)ся . 5. Грамоте учит(?)ся – вперёд пригодит(?)ся . 6. За всё берёт(?)ся , да не всё удаёт(?)ся .
родиться
хвалится
родится
хвалиться
торопится
вариться
наклониться
наклонится
торопиться
варится
боится
боиться
трудиться
трудится
напится
напиться
берёться
пригодиться
берётся
пригодится
учится
учиться
удаёться
удаётся
-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы: что делает? что сделает?
Инструкция
Над каждым глаголом можно увидеть символы и . Они помогут вам выполнить задание. Если вы считаете, что в данном глаголе пишется окончание –ться , то нажмите символ ; если считаете, что –тся , нажмите .
У вас есть ОДНА попытка. После выполнения задания вы можете проверить себя, нажав на следующий символ .
Инструкция
Упражнения
НЕ с глаголами : слитно или раздельно ?
Перед выполнением смотрите инструкцию
Нельзя его (не)волить ; (не)обидит ; (не)здоровится ; (не)навидел ; (не)видишь ; (не)домогать ; (не)усвоит ; шторм (не)истовствует ; (не)сдержишь слово; (не)посмотрел ; (не)найти ; (не)доумевать .
не волить
не навидел
ненавидел
не здоровится
нездоровится
не обидит
необидит
неволить
не истовствует
неистовствует
не усвоит
неусвоит
не домогать
недомогать
не видишь
невидишь
несдержишь
не сдержишь
недоумевать
не доумевать
не найти
ненайти
не посмотрел
непосмотрел
Нельзя его не в олить ; не о бидит ; не з доровится ; не н авидел ; не в идишь ; не д омогать ; не у своит ; шторм не и стовствует ; не с держишь слово; не п осмотрел ; не н айти ; не д оумевать .
НЕ с глаголами Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить . Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ : негодовать, недоумевал, нездоровится.
Инструкция
Над каждым глаголом можно увидеть символы и . Они помогут вам выполнить задание. Если вы считаете, что не с глаголом пишется раздельно, нажмите символ ; если считаете, что пишется слитно, нажмите .
У вас есть ОДНА попытка. После выполнения задания вы можете проверить себя, нажав на следующий символ .
Инструкция
Упражнения
Диктант. Отрывок из произведения В.В.Бианки «Мышонок Пик»
Перед выполнением смотрите инструкцию
Время глагола
Настоящее время: что делает? (кормит), что делают? (кормят).
Прошедшее время: что делал? (кормил), что сделал? (покормил), что делали? (кормили), что сделали? (покормили).
Будущее время: что сделает? (покормит), что будет делать? (будет кормить), что с делают? (покормят), что будут делать? (будут кормить).
Напишите диктант с помощью аудиозаписи.
Подпишите над глаголами время, род и число.
Первый раз текст читается полностью для общего прослушивания.
Второй раз читается по предложениям для написания под диктовку.
Число глагола
Глаголы изменяются по числам. Глагол в форме единственного числа обозначает действие ОДНОГО предмета (звучит нота); глагол в форме множественного числа обозначает действие ДВУХ И БОЛЕЕ предметов (звучат ноты).
Род глагола
Род глагола может быть мужским , женским или средним . Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало).
Инструкция
Чтобы прослушать аудиозапись с диктантом, нажмите на .
После выполнения задания вы можете проверить себя, нажав на символ .
Инструкция
Используемая литература и материалы
- Русский язык.5класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носит. В 2 ч. Ч.1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 2-е изд. – м.:Просвещение,2013. – 1991 с.
- Диктант для учащихся средних классов. Отрывок из произведения В.В.Бианки (N 182223).Интерактивное задание. ООО "ИНТМЕДИА ". ( http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f22458a1-f953-1c23-f157-80b7eacd31f2 )
- Интернет энциклопедия «Словариус». (http://www.slovarius.ru/slovo93975)
- Коллекция иконок . (http://iconizer.net/ru/search/1/collection:Wireframe_mono_icons)