Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Морфологические признаки" Первый урок в изучении указанной части речи по программе Разумовской, Презнтация содержит материал, помогающий сформулировать тему, поработать над значением и морфологическими признаками глагола, организовать работу в группах по составлению опорного конспекта и др...
Просмотр содержимого документа
«Глагол морфологические признаки.»
Глагол Морфологические признаки
Балакирева Т.А.,
МБОУ СОШ № 23
г.Владивосток
Прочитайте про себя предложения. Сформулируйте 2 задания, которые надо выполнить. Соблюдайте последовательность.
- Знайте, берегите и … свою землю.
- Ох, лето красное! … бы я тебя, когда б
не зной да пыль да комары да мухи.
- … до боли сердечной Россию.
- 1. [O,O и O].
- 2. [ ].
- 3. [ ],(O,O,O).
- К какой группе относятся слова, которые надо вставить в данные предложения?
- Назовите по одному предложению в соответствии со схемами, вставляя подходящие однокоренные слова. Обоснуйте выбор каждого предложения.
- К какой части речи относятся слова, вставленные в предложения? Сформулируйте тему урока
Сформулируйте цели, опираясь на тему и опорные фразы
- Закрепить и расширить знания о …
- Повторить … признаки глагола.
Из данных глаголов выпишите сначала глаголы, обозначающие действия, связанные с трудовой деятельностью, затем – называющие то, что происходит в природе, затем – все остальные
Рубить, думать, подморозило, сажает, решать, шить, вязать, наблюдать, смеркается, хмурится, копать, воображать, светает, полоть, убирать.
Какие глаголы оказались у вас в третьей группе? Какие действия они обозначают?
- Думать, решать, наблюдать, воображать.
Эти глаголы обозначают действия, связанные с умственной деятельностью
Какими морфологическими признаками характеризуется глагол?
- Ответьте на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст (работа в группах)
- Самостоятельно, приводя собственные примеры.
- Используя информационные источники и примеры из художественной литературы.
- Используя справочные пособия и материалы упражнений из учебника для примеров.
Прочитайте высказывание писателя А. Н. Толстого о роли глагола в речи. Как вы понимаете это высказывание?
- В художественной речи главное — это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь — это движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда можете спокойно дальше строить свои фразы, потому что, если человек слез с коня, спрыгнул с коня, шлёпнулся с коня — всё это разные движения, которые описывают различные состояния человека. Так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который передаёт правильное движение предмета.
Выпишите глаголы, укажите их постоянные морфологические признаки.
Выполните морфемный разбор глаголов прошедшего времени
Поработайте редактором : исправьте ошибки в употреблении глаголов
- 1 Я хотел закричать , но язык мой словно остолбенел . 2 Я хочу написать самый памятный день в жизни . 3 Корабль приехал в Одессу .
- 4 Следователь сказал версию .
- 5 Повар делает обед. 6 Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
Укажите, в какой форме употреблены глаголы. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Какую синтаксическую роль выполняют глаголы?
Домашнее задание
- Выучить материалы конспекта, составленного на уроке. Подготовить на его основе рассказ на лингвистическую тему.
- Упр. 301