СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЛАГОЛ: повторяем, закрепляем, решаем тест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение глагола всегда было трудной темой для учащихся. Потому мы, учителя, повторяем, закрепляем, решаем тесты во всех классах-с 5 по 11.

Просмотр содержимого документа
«ГЛАГОЛ: повторяем, закрепляем, решаем тест»

6


Материал для уроков по теме «ГЛАГОЛ»:

повторяем, закрепляем, решаем тест


  1. Начнём с азов - СПРЯЖЕНИЕ
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме

II спр.

I спр.

все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)

глаголы брить, стелить, зиждиться

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть

все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)

4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать

все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)

 

все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.

  1. Вспомним рифмованное правило–помощник для определения спряжения глаголов, которое заучивало несколько поколений школьников: Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить,
    А еще: гнать, дышать, держать и слышать,
    Смотреть, видеть, ненавидеть,

    И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

  1. Закрепим – ВЫПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ

  1. определи спряжение

  2. допиши гласные в окончаниях

  3. в какой строке во всех словах пропущена буква е?


A. он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т
Б. он посе..т, чу..т, стел..т, слуша..т

B. он ката..тся, веша..т, кле..т, та..т
Г. он упуст..т, пове..т, зате..т, кол..т


  1. определи спряжение

  2. допиши гласные в окончаниях

  3. в какой строке во всех словах пропущена буква ю?


A. они стел..т, кле..т, бре..т, та..т

Б. они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т

  1. они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т

Г. они жале..т, кол..т, пол..т, вод..т

3. Комментированное письмо

1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется – догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было – видим, что будет – увидим. 10) Грибы ищут – по лесу рыщут.

4. Запишите глаголы-исключения (кроме ненавидеть, обидеть, зависеть) с приставками вы-, по-, у- (какая подойдет) во 2-м и 3-м лицах мн. ч. Образец: повертите – повертят, выстелете – выстелют.

5. Определите спряжение глаголов, образующих видовые пары, запишите по образцу: появляться (несов., I спр.) – появляемся, появиться (сов., II спр.) – появимся.

Заявлять – заявить; составлять – составить; вспоминать – вспомнить; бросать – бросить; начинать – начать; помогать – помочь; отправлять – отправить; хватать – схватить.

6. Объясните различия в написании гласных в данных глаголах:

Веял – веет, увидел – увидит, рассмотрел – рассмотрит, чувствовал – чувствует, лелеял – лелеет, расколол – расколет, выгнал – выгонит, завертел – завертит.

7. Определите спряжение глаголов бить, лететь, свистеть, печь, жить, спать.

Присоединив приставку вы-, запишите их в форме 3-го лица ед. числа. Образец: грести – выгрести – выгребешь (гребёшь).

8. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени, выделите гласные суффиксов и окончаний.

Образец: видеть – видел – видит. Обидеть, зависеть, посеять, развеять, потаять, лаять, чуять, взлелеять, раскаяться, маяться, надеяться, затеять, слышать, стлаться.

  1. Самостоятельная работа
  1. Замените двусоставные предложения безличными.
  • Приближался рассвет. – ……………………………………..

  • Наступает вечер. – …………………………………………...

  • В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ……………………………..

  • Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ……………………………………..

  • Мой друг по вечерам не сидит дома. – ………………………………………………..

  • От волнения мы долго не спали. – …………………………………………………….

Подсказка: Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо: не спится.

  1. Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. 2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой. 3. Прогремело вдали. 4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны. 5. В горле у Севастьянова перехватило. 6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. 7. Радостно видеть дружные всходы. 8. Наступает праздничный вечер. 9. В это время позвонили в дверь. 10. Долго мне не спалось. 11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу. 12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух. 13. Солнце начинает спускаться. 14. Начинало уже заметно смеркаться. 15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)

  1. Творческая работа

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

  1. Орфограммы глагола


  1. Объяснительный диктант


Многое разв..ва..т человека, дела..т его духовно б..гатым, но многое завис..т и от самого человека.

“Готовых уб..ждений нельзя н.. выпросить у добрых знакомых, н.. купить в книжн..и лавке,— говорил Д. И. Писарев. — Их надо вырабатывать процессом собственн..го мышления”. И в первую очередь человек долж..н подумать о своём пр..дназначении в этом мире, о цел.. своей жизн.. Если ты найдеш(?) верные ответы на эти вопросы, если не постав..ш(?) личное на первое место, твоё самовоспитание, твоё духовн..е об..гащение буд..т осуществлят(?)ся значительно быстрее. (По И. Дубровицкому).


  1. Самостоятельная работа (уровень выбирает учащийся)


А) Списать, вставляя пропущенные знаки препинания; обозначить орфограммы в окончаниях глаголов.

1. Старайся исполнить свой долг и ты тотчас узна..ш(?) чего ты сто..ш(?). 2. Н..чего не дела..т(?)ся само собой без усилий и вол.. без жертв и труда. 3. Всё что даёт(?)ся легко без труда пр..дставля..т собой весьма сомнительные ценности. 4. Кто не стремится тот и не достига..т; кто не дерза..т тот и не получа..т. 5. Чем больше человек даёт людям и меньше требу..т себе тем он лучше. 6. Только тогда стан..ш(?) человеком когда науч..ш(?)ся видеть человека в другом. 7. Тот кто поймёт что смысл человеческой жизни заключа..т(?)ся в беспокойств.. и тревог.. уже перестан..т быть обывателем.


Б) Диктант с продолжением (придумать заглавие к диктанту и продолжить его, используя по возможности глаголы с повторяемыми орфограммами).

Иметь свой духовный мир — большой, своеобразный — это прекрасно. И когда в него входят Пушкин и Чехов, Бетховен и Чайковский, — тем более. А ещё лучше, если ты делишься богатством своего мира с друзьями и берёшь в сокровищницу своей души что-то ценное у них. Жить для других—это значит...


В) Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Глаголы, данные в скобках, поставить в форме 2-го лица единственного числа. Обозначить повторяемые орфограммы.

Иной раз (сбиться) в лесу с нахоже(н, нн)ой тропы. (Брести) час (брести) два (брести) целый день. Кругом дремуч..и ельник замшел..и от седого лишайника вековые буреломы да (не)пролазные топи затянутые коварный осокой-резуньей. Солнце не может пробит(?)ся сквозь толщу хвои и внизу темно как в сумерках.

(На)сквозь промокший ты (на)силу (переставлять) вязнущие в водянист..м мху ноги и кажет(?)ся ещё (не)много — (упасть) и (не встать).

И вдруг ра..ступит(?)ся душный мрак ослепительным сполохом сверкнёт (в)переди. Это — берёзовая роща и тебя словно подхватили крылья понесли (на)встречу белым залитым солнцем деревьям. Ты с благодарностью (обнимать) первую берёзку (прижиматься) к ней г..рячей щекой. (По Ф. Абрамову).


  1. ПОВТОРЕНИЕ – мать учения


Выполнить тест «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1. Во всех словах строчки в окончании пишется буква И

  1. он дыш..т, увид..т, гоня..тся, раздел..т;

  2. он распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т;

  3. он угон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т;

  4. он услыш..т, вздрогн..т, слуша..т, поздрав..т.

2. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т;

  2. он посе..т, чу..т, кол..т, вкуша..т;

  3. он кат..тся, утеша..т, кле..т, та..т;

  4. он упуст..т, пове..т, зате..т, стел..т.

3. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Ю

  1. они вод..т, кле..т, бре..т, та..т;

  2. они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т;

  3. они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т;

  4. они жал..т, кол..т, пол..т, терп..т.

4. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. он слыш..т, проявля..т, расхвал..т, отвеча..т;

  2. он вступа..т, ненавид..т, укрепля..т, ве..т;

  3. он се..т, кол..т, заправ..т, зате..т;

  4. он гоня..т, выключа..т, пережива..т, дремл..т.

5. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. он полощ..т, ре..т, верт..т, кол..т;

  2. он выдержива..т, пол..т, чу..т, набира..т;

  3. он гоня..тся, исправ..т, стро..т, ропщ..т;

  4. он вылета..т, услыш..т, брезж..т, кача..т.

6. Во всех словах строчки в окончании пишется буква И

  1. он мел..т (зерно), дыш..т, гон..тся, леч..т;

  2. он бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т;

  3. он гоня..т, слуша..т, вид..т, завис..т;

  4. он держ..т, стро..т, пил..т, жар..т.



  1. Комплексная контрольная работа по теме «ГЛАГОЛ»


1.Объяснительный диктант. Внимание к исключениям!


Ежа без рукавиц не поймаешь и не удержишь. За чужим погонишься и свое потеряешь. Мышь гложет, что может. Кто ищет друзей без недостатков, тот остается без друзей. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Чем хвалишься, на том и провалишься. Дождичек вымочит, солнышко высушит, буйный ветер волосы расчешет. (Пословицы)


2. Интересная информация: глагол стелется - 1-го спряжения. Он образован от бывшего литературного глагола стлать. Глагол стелить считался нелитературным и не повлиял на тип спряжения, как и до сих пор не влияет, хотя стелить почти повсеместно вытеснил инфинитив стлать.

3. Спишите, вставляя пропущенные слова и буквы.

Кто как защищается. ... кол.т рогами. ... бьет копытом. ... царапа.т когтями. ... хватает хоботом и топч.т ногами. ... бодается. ...реж.т зубами. ... свертыва...ся в клубок. ... пряч.т голову и ноги в панцирь. Многие.. принимают вид сухих листьев, а ... - сучков.
Для вставки: корова, кошка, слон, козел, еж, черепаха, волк, бабочки, гусеницы.


4. Выпишите сначала глаголы-омофоны, затем - глаголы-омографы. Записывайте каждое слово с новой строчки. Рядом с выписанным глаголом запишите его в неопределенной форме и во 2-м лице единственного числа. Укажите тип спряжения.
Я спишу стихотворение Пушкина "Узник" в свой альбом. Я спешу на поезд. Я никогда не плачу от обиды. Я аккуратно плачу членские взносы. Я скрою платье для куклы своей младшей сестры. Я не скрою правды от друзей. Он будит своего младшего брата по утрам. Он будет петь в школьном хоре. Я лечу болезни. Завтра я лечу в Сибирь.


5. Укажите номера безличных предложений

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. 2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой. 3. Прогремело вдали. 4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны. 5. В горле у Севастьянова перехватило. 6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. 7. Радостно видеть дружные всходы. 8. Наступает праздничный вечер. 9. В это время позвонили в дверь. 10. Долго мне не спалось. 11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу. 12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух. 13. Солнце начинает спускаться. 14. Начинало уже заметно смеркаться. 15. В лесу легко дышится.


  1. Карточки - материал к уроку по теме "Глагол"

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?

1.Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.
2. Дело мастера бои_ся.
3. Человек по делу узнае_ся.
4. По труду и честь воздае_ся.
5. Надо труди_ся, (не)надо лени_ся.

Карточка № 2

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Карточка № 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разве_лись, наде_лся на брата, обид_л сестру, постро_л дом, скле_л конверт, услыш_л шорох.


Карточка № 4

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, рассчит_вал на успех.


Карточка № 5

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, отреж_ кусок хлеба, мягкий карандаш_, возле дач_, ветер свеж_.


Карточка № 6

Вставьте пропущенные буквы, поставьте глаголы в форме 3-го л. ед. ч. и мн.ч.

Стон..т, завис_т, пил_т, крош_т, жал_т, пен_тся, хлещ_т, ре_т, стел_т, кол_т, ненавид_т, бор_тся, дыш_т, се_т, ла_т, кле_т, вид_т, блиста_т.


Карточка № 7. Объясните орфограммы глагола

Радует(?)ся жизн.. тот, кто зна..т и люб..т своё дело, смело дума..т о завтрашн..м дне, (не)боит(?)ся трудностей, чу(?)ству..т себя нужным человеком среди других людей и отдаёт им все свои силы. 2. Человек долж..н трудит(?)ся, работать в пот.. лица, кто(бы) он (н..)был, и в этом одном заключает(?)ся смысл и цель его жизн.., его счастье, его восторги. 3. Если вы удачно выберите труд и влож..те в него всю свою душу, то счастье само вас отыщ..т. 4. Буд..ш(?) искать — найдёш(?), захоч..ш(?) — добьёш(?)ся. 5. Около чего постара..ш(?)ся, тому и пораду...ш(?)ся. 6. Берёш(?)ся делать дело — делай, но непременно до конца.


  1. Глагол. Культура речи


    1. Образование форм повелительного наклонения глаголов ездить, ехать, по­ехать, лежать, лечь.

• Глаголы ездить и ехатьнесовершенного вида, а поехать – совершенного вида.

Глагол ездить обозначает передвижения в различных направлениях. Спрягаемые формы глагола:

Я езжу (не ездию). Ты ездишь. Вы ездите. Они ездят. Формы повелительного наклонения: езди – ездите.

• Глагол ехать обозначает передвижения в одном направле­нии. Спрягаемые формы: Я еду. Вы едете.
Они едут.
Формы повелительного наклонения: езжай – езжайте (разг.).

• Глагол поехать обозначает передвижения в одном направ­лении. Спрягаемые формы: Я поеду. Мы поедем. Они поедут. Формы повелительного наклонения: поезжай — поезжай­те.

Запомни! Езди(те). Езжай(те), едь, ехай. Поезжай(те).


    1. Глагол лежать – несовершенного вида. Спрягаемые формы: Я лежу. Мы. лежим. Формы повелительного наклонения: лежи — лежите.

Глагол лечьсовершенного вида. Спрягаемые формы: Я лягу. Мы ляжем. Они лягут.

Запомни! Формы повелительного наклонения ляг и лягте. Формы ляжь и ляжьте не употребляются!


    1. Глаголы класть и положить образуют видовую пару. Глагол класть (несовершенный вид) имеет следующие спрягаемые формы: Я кладу. Мы кладем. Они кладут. Формы повелительного наклонения: клади — кладите.

• Глагол положить (совершенный вид) имеет следующие спрягаемые формы: Я положу. Мы положим. Они положат (не положут). Формы повелительного наклонения: положи — положите.

Сравните: Клади вещи на место.(Всегда.). Положи книгу на место. (Сейчас.)

Запомни! Глаголов ложить и покласть в литературном языке нет. Следовательно, нет и форм ложи и ложите. Глагол класть не имеет приставочных образований. Глагол положить употребляет­ся только с приставками.

  1. ПАРОНИМЫ

    1. предоставить или представить?


Глагол предоставить обладает наиболее отвлечённой семантикой, во многом обусловленной значением приставки ПРЕДО-. Он имеет два значения: 1) дать право, возможность что-нибудь сделать: предоставить ему слово (дать возможность выступить), предоставить решить самому (дать возможность принять решение самостоятельно), предоставить архивные материалы, то есть дать возможность кому-нибудь работать с ними; 2) отдать в распоряжение, пользование: предоставить квартиру, предоставить кредит.


Глагол представить наделён, благодаря приставке ПРЕД- ,более конкретным значением: 1) доставить, предъявить что-либо кому-нибудь: представить факты, представить отчёт (предъявить), представить архивные материалы – значит предъявить документы, доказывающие или опровергающие что-либо; 2) выдвинуть, предложить: представить к награде, ордену; 3) познакомить с кем-нибудь: представить гостя, друга; 4) изобразить, показать: представить дело в смешном виде, представить сцену из «Ревизора».


    1. Кушать или есть?


Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»? Ответ: при подлежащем Я этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. При Я лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, ел, буду есть. А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они — глагол кушать и покушать.


    1. Одеть или надеть?

одеть

надеть

кого-нибудь

что-нибудь

ребёнка

форму

мальчика

пальто

дочку

платье

куклу

костюм

больного

шляпу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!