Г. Р. ДЕРЖАВИН.
Традиции и новаторство в поэзии Г. Р. Державина.
Идеи просвещения и гуманизма в его лирике
«В творениях Державина ярко отпечатлелся русский
18 век».
В.Г. Белинский
Гавриил Державин – русский литератор, живший и работавший в эпоху Просвещения.
Помимо творчества, активно
занимался общественной и
государственной деятельностью.
Гавриил Державин внес вклад в
отечественную историю
не только как талантливый
литератор, но и как мудрый
государственный деятель,
состоявший на личной
службе у самой Екатерины II.
Перед его творчеством преклонялся
великий Александр Пушкин, а одно из его произведений стало неофициальным гимном Российской империи.
Гавриил Романович родился 3 июля
(по старому стилю) 1743 года неподалеку от Казани, в родовом дворянском имении Сокуры. Из поколения в поколение в семье Державиных передавалось предание о том, что их предком был выходец из татарского рода Багрим-мурза, который был крещен и передан в услужение князю Василию Великому. Приняв крещение, бывший воин Большой Орды стал Ильей, от сына которого и пошла ветвь Державиных.
Герб рода Державиных
Родители Гавриила были из благородного, но небогатого рода. Отец мальчика рано ушел из жизни, поэтому его воспитанием занималась мать – Фекла Андреевна. Престижное образование сыну она дать не могла, поэтому обучение будущего писателя проходило в домашних условиях. Учителями по арифметике, грамоте и письму были в основном церковные служители.
Когда встал вопрос о более серьезном обучении,
мать отдала семилетнего Державина в оренбургский пансион – не самое на тот момент качественное учебное заведение. Однако, окончив его, юный Гавриил довольно хорошо овладел немецким языком и базовыми науками. Вскоре семья переехала в Казань, где у молодого человека появилась возможность поступить в гимназию.
Любимыми предметами Державина стали рисование и технические науки, в которых он демонстрировал большие успехи. Здесь же появилась страсть к чтению: юноша часами сидел за книгами Александра Сумарокова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского. Вдохновившись творчеством великих гениев,
Гавриил решил и сам попробовать свои силы на поэтическом поприще.
Но первый опыт оказался неудачным – рифма не шла, строки казались
корявыми. На тот момент рядом не было человека, который мог бы дать начинающему поэту дельный совет.
18-летний гимназист из бедной дворянской семьи
Гавриил Державин учился хорошо и даже попадал в хвалебные статьи университетской газеты. Помимо классических предметов, в гимназии много внимания уделялось музыке и рисованию.
В последнем Державин особенно преуспел: его виды и карты Казани и развалин Булгар, показанные директором М.И. Веревкиным знаменитому вельможе И.И. Шувалову, произвели должное
впечатление.
Волжская Булгария
Казань
Литография
Андре Дюрана
Карта Казани 18 века
Булгар план города
По правилам того времени, мужчина благородных кровей редко мог избежать ратного поприща. Впереди его ждала офицерская служба, которая в России всегда считалась почётной. По желанию Шувалова, не дожидаясь окончания курса, Державина командировали в Санкт-Петербург.
Армейская жизнь была ему хорошо знакома. Отец таскал сына с собой по гарнизонам с самого детства. В марте 1762 года 19-летний молодой человек прибыл в столицу. Но в Петербурге Державина ждало разочарование.
За достижения в черчении куратор гимназии граф Шувалов назначил Державина в инженерный корпус.
Обычно дети дворян сразу получали чин офицера, но Державину не повезло.
О приказе Шувалова забыли, поэтому выходец из обедневшего рода оказался простым солдатом.
Л. Токке
Портрет
И. И. Шувалова
1760 г
Из-за путаницы с документами молодой человек принял там не офицерскую присягу, а отправился в казарму простым солдатом. В компанию к рекрутам из крепостных.
Можно только догадываться в какой степени досады пребывал 19-летний Державин. Сверстники его сословия уже были как минимум подпоручиками. Ему же, чтобы дослужиться до этого чина, пришлось потратить без малого
10 лет.
Под командованием вчерашних однокашников он выполнял разные черные работы: таскал провиант, чистил сточные канавы. Унизительно и обидно.
«…по ночам, когда все улягутся, читал книги, какие где достать случалось, немецкие и русские, и марал стихи без всяких правил», – так Державин вспоминал свои по сути первые литературные опыты.
К 1770 году исписанных стихотворными строчками бумаг набрался полный сундук, но все их пришлось сжечь, когда Державина задержала карантинная служба по возвращении из Москвы во время эпидемии чумы 1770–1771 гг.
Судя по двум сохранившимся тетрадям начала
1770-х гг., уничтоженные стихи не представляли большой художественной ценности.
Была в той его жизни и еще одна примета
эпохи — карточная игра, она в XVIII веке захватила всех: от рядовых до императрицы. Это не было грехом, но молодой и азартный юноша чуть было не опустился на самое дно.
Впрочем ни азарт, ни творчество не мешали гвардейцу выделяться
по службе. Уже через пару месяцев после прибытия в часть он смог участвовать в Параде, на котором присутствовал Пётр III.
А этот русский император был очень придирчив к муштре и учениям. Еще через месяц царя свергнут и Державин уже будет стоять в почетном карауле перед взошедшей на трон Екатериной II.
В момент, когда на
белом коне она
проскакала близко,
он прошептал:
«Сама судьба
промчалась мимо
меня» . И во многом
это оказалось
правдой. Царица
будет покровительствовать поэту. За посвященную ей оду «Фелица» подарит золотую табакерку с россыпью бриллиантов, наконец, сделает своим приближенным.
Звание офицера он получил лишь в 1772 году.
Как раз, когда начался Пугачевский бунт. Державин рвался на войну. Всеми правдами и неправдами добился аудиенции командующего войсками и убедил взять к себе в помощники.
Должность, которую он получил, сейчас
можно сравнить с военным
контрразведчиком. Державин засылал
лазутчиков в пугачевские отряды,
вербовал агентов, вел секретную
переписку.
Параллельно уже сформировавшийся
литератор фиксировал на бумаге многое, что
происходило вокруг. Его тетради стали ценнейшими источниками
исторической информации.
Когда Екатерина щедро наградила усмирителей Пугачёва, Державина среди них вновь не оказалось, и только после личного прошения рассерженного офицера он получил 300 душ в Белоруссии.
А спустя четыре года вышла книга с одами Державина. Позднее ЕкатеринаII делает его своим статс-секретарем или придворным поэтом, поскольку он очаровал ее своими одами.
Несмотря на расхожее мнение, что Державин был
обласкан вниманием Екатерины II, это далеко не так.
Принципиальность и настойчивость поэта, который два года занимал должность советника императрицы, порой раздражали
её величество. Г. Р. Державин обладал вспыльчивым нравом и сильным характером, был принципиальным в профессиональных вопросах и делах, касающихся устройства государственной власти
и реформ. Он ненавидел подхалимство, воровство, процветавшее в России на всех уровнях чиновничьей власти, угнетение и
унижение народа. Он мечтал реформировать работу Сената и докучал Екатерине II бесконечными идеями, прошениями и бумагами. Чтобы избавиться от неугомонного помощника, императрица поставила его во главе коммерц-коллегии, которую
хотела вскоре упразднить, и приказала, чтобы Державин «ни во что не мешался».
В 1773 году журнал «Старина
и новизна» публикует его перевод «Метаморфоз» Овидия с немецкого языка.
А в 1776 году увидели свет «Оды, переведённые
и сочинённые при горе Читалагае»,
которые он написал во время восстания Пугачёва.
Державин публиковался, однако в
литературных кругах он был не слишком известен. Все изменилось в 1783 году, когда поэт написал оду «Фелица» с посвящением Екатерине II. Название поэт взял из педагогического сочинения императрицы — «Сказки о царевиче Хлоре».
В его стихотворении «царевна киргиз-кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа.
За эту оду Державина часто называли льстецом, обвиняли в неискренности. Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».
Этим разрушил жанровые каноны классицизма.
Державин был награжден усыпанной бриллиантами золотой табакеркой, в которой лежало 500 червонцев. А после громкого поэтического выступления поэту стали жаловать высокие должности. Однако принципиальный характер мешал Державину ладить с чиновниками, и его часто переводили с места на место.
Державин получил назначение губернатором
Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 – 1788). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.
пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.
Тамбов. Городской театр. 18 век
Тамбов. Типография. 18 век
Тамбов. Детский приют
Тамбов. Земская больница
В образе бескомпромиссного начальника Державин представал пред подчиненными во всех своих должностях: тайным советником, губернатором, министром юстиции, госказначеем, (что равно современному министру финансов), статс-секретарем самой императрицы. Но даже в её присутствии Державин позволял себе невозможное. Он настолько терял самообладание обличая казнокрадов и взяточников, что
однажды государыня попросила на всякий
случай поприсутствовать при докладе Гавриила Романовича своего лакея:
«Державин так горячится, что, боюсь, сейчас меня ударит».
При Павле I Державин служил в Верховном совете, был президентом Коммерц-коллегии и государственным казначеем.
При императоре Александре I — министром юстиции Российской империи. Все это время поэт продолжал писать. Он создал оды «Бог», «Вельможа» , «Водопад».
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться, И философа брать вид… …Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
Владимир Лукич Боровиковский
портрет Державина
Нужно ли говорить, что на каждом новом месте Державин молниеносно наживал себе опасных и влиятельных врагов. Поэтому итог всегда был один — правдоборцу подыскивали другое занятие. Пока, наконец, в 1803 году царь Александр I не сказал 60-летнему чиновнику:
«Ты слишком ревностно служишь»
И окончательно отправил его на пенсию.
В 1791 году Державин создал первый гимн России , хоть и неофициальный. Шла война с Турцией, русские войска под предводительством Александра Суворова взяли крепость Измаил.
Вдохновленный этой победой, Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!». Стихотворение положил на музыку композитор Осип Козловский. Только через 15 лет «Гром победы» сменился официальным гимном «Боже, Царя храни!»
Стихотворение Державина
«Гром Победы раздавайся»
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЖАВИНА
В начале 1778 женится, с первого взгляда влюбившись, на
16 -летней девушке, Екатерине Яковлевне Бастидон (дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона, женившегося, по приезде в Россию, на русской). Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, любила тихую, домашнюю жизнь, была довольно начитана, любила искусства, особенно отличаясь в вырезывании силуэтов. В своих стихах Державин называет ее «Пленирою» .
Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю. Как роза ты нежна, как ангел хороша, Приятна как любовь, любезна как душа. Ты лучше всех похвал, тебя я обожаю.
Екатерина Бастидон скончалась от
неизвестной болезни будучи еще совсем молодой. Девушка была похоронена
в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище.
Надпись Н. А. Львова к портрету покойницы Екатерины Яковлевны Державиной
В сем мире красотой, любовью оживлялась, К любви и красоте предвечно призвана, Скончалась; Но жива в душах друзей осталась И с ними лишь умрет она.
Дата создания надписи — 14 сентября 1797 года.
Вдовец был безутешен, но через полгода женился на Дарье Алексеевне Дьяковой, «чтобы оставшись вдовцом, не сделаться распутным».
Д. А. Дьякова происходила из знатной и богатой семьи. Поэту шёл 51 год, ей было 28 лет.
Несмотря на разницу в возрасте, брак был счастливым. Оказавшись хорошей хозяйкой, Дарья не только привела дела поэта в порядок, но и приобрела в Новгородской губернии имение
Званка, ставшее любимым местом Державина.
Вторую жену поэт называл Миленой. Женщина стала его поддержкой и опорой
до самого последнего дня жизни.
В. Л. Боровиковский
Дарья Алексеевна Дьякова
(Державина)
Детей у Державина не было ни в одном браке. Супруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.
Михаил Петрович Лазарев
Усадьба Званка в
Новгородской области
Последние 13 лет жизни
Гавриил Романович проводит в своем имении Званка, на Новгородчине. Пишет стихи, разводит птиц, кормит их с рук.
Между делом посещает выпускной экзамен первого выпуска царскосельского лицея, где восторгается юношей Пушкиным.
К государственной службе его больше не призывают.
И. Репин
«Державин на экзамене
в Царскосельском лицее»
После отставки Гавриил Державин полностью посвятил себя литературе. Он писал трагедии, комедии и оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина.
Также поэт сочинял басни («Жмурки», «Выбор министра»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде».
«Заметки», как называл их автор, содержали теорию
стихосложения и примеры — поэзию разных
периодов, начиная с древнегреческой.
В 1812 году поэт написал сказку «Царь-девица» .
За пределами столиц имение было крупнейшим центром творческой жизни. Туда приезжали литераторы и художники, композиторы и артисты — участники «Державинского кружка». Но и общественные дела поэт не бросил, продолжая быть членом Императорской Российской академии. Стал одним из составителей нашего первого толкового словаря.
Последним произведением Гавриила Державина стало неоконченное стихотворение
«Река времен в своем стремленьи…» .
Река времен в своем стремленьи…
Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы.
1816 г.
Летом 1816 года здоровье Гавриила Романовича сильно ухудшается. Но, несмотря на уговоры родственников, он категорически отказывается ехать к врачу. В конце концов, 20 июля им удается уломать Державина. Гавриил Романович клятвенно обещает, что на следующий день, прямо с утра отправится на докторский осмотр. Но никуда не едет, потому что умирает вечером все того же 20-го числа.
Гавриил Романович Державин
прожил 73 года.
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ПОЭЗИИ
Г. Р. ДЕРЖАВИНА
Г.Р. Державин в русской литературе внёс новаторство в разных аспектах: в жанровой структуре, в тематике, в использовании художественных средств и в языке .
Поэт расширил узкие границы классицистических традиций, создал индивидуальный авторский стиль и сблизил поэзию с жизнью.
С первых шагов на своём литературном пути Державин проявил себя
тонким мастером-живописцем, взявшимся за решение таких задач, которых даже ещё не ставили перед собой крупнейшие русские поэты – его предшественники. В цвете и звуке стал передавать он окружающую жизнь и природу.
Дал блестящие образцы пейзажа, натюрморта, портрета. Пейзаж у него многокрасочен и динамичен.
ВОДОПАД
Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит.
Шумит, и средь густого бора Теряется в глуши потом…
ЛАСТОЧКА
О домовитая Ласточка! О милосизая птичка! Грудь красно-бела, касаточка, Летняя гостья, певичка! Ты часто по кровлям щебечешь, Над гнездышком сидя, поешь, Крылышками движешь, трепещешь, Колокольчиком в горлышке бьешь. Ты часто по воздуху вьешься, В нем смелые круги даешь; Иль стелешься долу, несешься, Иль в небе простряся плывешь.
ПРИГЛАШЕНИЕ К ОБЕДУ
Шекснинска стерлядь золотая, Каймак и борщ уже стоят; В графинах вина, пунш, блистая То льдом, то искрами, манят; С курильниц благовонья льются, Плоды среди корзин смеются Не смеют слуги и дохнуть, Тебя стола вкруг ожидая; Хозяйка статная, младая Готова руку протянуть.
Интерес Г.Р. Державина к живой природе выражается и в точном
описании животных («Ласточка», «Павлин», «Милорду, моему пуделю»), что позволяют считать поэта одним из первых русских писателей-анималистов. Великолепны также и натюрморты в стихотворениях «Приглашение к обеду», «Евгению. Жизнь Званская».
ПАВЛИН
Какое гордое творенье, Хвост пышно расширяя свой, Черно-зелены в искрах перья Со рассыпною бахромой Позадь чешуйной груди кажет, Как некий круглый, дивный щит?
Лазурно-сизы-бирюзовы На каждого конце пера, Тенисты круги, волны новы Струиста злата и сребра: Наклонит — изумруды блещут! Повернет — яхонты горят!
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ПОЭЗИИ
Г. Р. ДЕРЖАВИНА
ТЕМАТИКА
- Изображение реального мира . Державин изображает не идеальный, а реальный мир во всём его многообразии. Впервые перед читателем предстают привычные для него картины быта, мира красочного, зримого и слышимого, наполненного вещами.
- Гражданская позиция .
В одах «Властителям и судиям» (1787) и «Вельможа» (1794) Державин обличает нравственную и духовную слепоту крупных чиновников и придворной знати.
ЖАНРЫ
- Смешение жанров . Например, в оде «Фелица» Державин соединил оду с сатирой, хвалебное, высокое начало с критическим, низким.
- Трансформация жанра оды . Державин соединил в ней «высокое» и «низкое», смешное и трагическое, нарушив чистоту жанра, за которую ратовали классицисты.
- Введение личностного начала . Лирический герой произведений Державина — не вымышленный герой, а живой современник с реальной судьбой и индивидуальными чертами.
НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ПОЭЗИИ
Г. Р. ДЕРЖАВИНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
ЯЗЫК
- Образ природы . Державина считают основоположником русской пейзажной лирики, через его произведения в литературу впервые входят живописные картины русской природы.
- Звукоподражание . Принцип подражания природе со стороны акустики находит выражение во многих произведениях поэта (например, в оде «Осень во время осады Очакова»).
- Антитеза . Державин в одной стихотворной строчке выявил диалектическую связь противоречий в их единстве: «Я царь — я раб — я червь — я бог!» (ода «Бог»).
Смешение «высокого» и «низкого» . Державин использует «низкую» лексику, что делает его произведения яркими и самобытными.
- Обогащение языка . Державин первым ввёл в свои произведения широкие пласты русской фразеологии.
- Создание новых слов . Например, в «Фелице» Державин употребил слово, образованное от имени героя романа Сервантеса «Дон Кихот»: «донкихотство», которое прочно вошло в русский язык.
КАК НОВАТОРСТВО ДЕРЖАВИНА ПОВЛИЯЛО НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Новаторство Г. Р. Державина оказало значительное влияние на развитие русской литературы, став мостом между
классицизмом и романтизмом.
Расширение границ литературного языка . Произведения Державина отличались особой музыкальностью и глубиной содержания, что значительно расширило границы литературного языка.
Появление индивидуального художественного стиля отдельного писателя . Державин первым ввёл в свои произведения широкие пласты русской фразеологии, что способствовало складыванию нешаблонного, живого литературного языка.
Зарождение русской реалистической поэзии . Державин отходил от принятых образцов и изображал не идеальный, а реальный мир во всём его многообразии.
Основание истоков гражданской поэзии . Державин заложил эту традицию, обличая придворно-вельможную знать и выражая интересы государства и родины.
Влияние на сентиментализм . Многие исследователи считают, что именно поэзия Державина лежит в основе русского сентиментализма.
Проложение пути для будущих поколений поэтов . Державин не только обогатил русский литературный язык новыми выразительными средствами, но и проложил путь для последующих авторов.
Кроме того, Державин участвовал в создании первого толкового словаря русского языка и основал литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.
Место поэта в отечественной литературе точно определил В. Г. Белинский:
«С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».
«Моё время прошло, теперь многие пишут славные стихи, такие гладкие, что относительно версификации уже ничего не остаётся желать. Скоро явится свету второй Державин – это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей…»
Версификация простыми словами — это искусство выражать свои мысли в стихотворной форме.
Также версификация может означать общие приёмы и правила стихосложения, а также вообще сочинение, писание стихов.