СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы движения. Какие значения привносят приставки? Как изучать их системно? Лингвистические основы РКИ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глаголы движения. Какие значения привносят приставки?  Как изучать их системно? Лингвистические основы РКИ.

Просмотр содержимого документа
«Глаголы движения. Какие значения привносят приставки? Как изучать их системно? Лингвистические основы РКИ.»

6. Глаголы движения. Какие значения привносят приставки?

Как изучать их системно?

Глаголы движения представляют собой замкнутое лексико-грамматическое объединение небольшого количества слов, характеризующихся общностью семантики, некоторым своеобразием грамматических показателей, а также особенностями употребления в речи. Данные глагольные лексические единицы являются носителями общих глагольных категорий, подчиняются правилам употребления глаголов в речи. Специфическими особенностями семантики глаголов движения являются:

• способ передвижения;

• направленность/ненаправленность движения;

• кратность/некратность движения.

Русская грамматика под редакцией П. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина (1989) выделяет 14 пар глаголов движения:

бежать – бегать катить – катать

брести – бродить лезть – лазить

везти – возить лететь – летать

вести – водить плыть – плавать

нести – носить ползти – ползать

идти – ходить тащить – таскать

ехать – ездить гнать – гонять

«Русская грамматика» - 80 определяет данные глаголы как однонаправленные и неоднонаправленные, А. В. Бондарко и Л. Л. Буланин – как однонаправленные и ненаправленные, Л. С. Муравьева и многие лингвисты определяют как однонаправленные (определенно-моторные) и разнонаправленные (неопределенно-моторные). Поэтому данные глаголы принято обозначать как глаголы группы идти и глаголы группы ходить.

Глаголы движения группы идти: идти, ехать, лететь, плыть, бежать, нести, вести, везти - употребляются для обозначения однонаправленного движения:

а) глаголы идти, нести, вести, бежать, плыть (человек) употребляются для обозначения однонаправленного движения, происходящего без помощи транспорта;

б) глаголы ехать, везти, лететь, плыть (корабль) употребляются для обозначения однонаправленного движения, происходящего с помощью транспорта.

Необходимо отметить некоторые морфологические особенности

глаголов движения группы идти, в частности, образование временных форм и форм повелительного наклонения (императива).

Аналитическая форма будущего времени (буду + инфинитив) глаголов движения группы идти возможна только в том случае, если акцент делается на самом факте движения и вытекающих из этого движения последствий, в значении “по пути”, “по дороге”: Когда будешь идти в университет, не забудь купить тетради. Глаголы движения группы ходить (ходить, ездить, летать, плавать, бегать, носить, возить, водить) употребляются для обозначения неоднонаправленного движения.

Однократное движение обозначается глагольной лексемой группы ходить в форме прошедшего времени, при этом наблюдается возможность замены глагола движения глаголом-связкой быть:

  • В прошлом году я ездил в Москву к другу. = В прошлом году я был в Москве у друга.

  • Вчера мы ходили на консультацию к нашему преподавателю. = Вчера мы были на консультации у нашего преподавателя.

В приведенных примерах глагол быть теряет связочное значение и приобретает семантику движения. Неоднократность действия при этом может быть выражена дополнительными лексическими средствами: часто, редко, иногда, обычно, иногда, всегда, каждый день и т.д.

  • В прошлом месяце я часто ездил в Москву.

  • Обычно по субботам я хожу в бассейн.

  • Он редко ездит в Москву.

В этом случае глаголы движения также можно заменить глаголом быть. Однако семантически эквивалентные конструкции будут иметь различное грамматическое оформление:

  • Обычно по субботам я хожу в бассейн. = Обычно по субботам я бываю в бассейне.

  • Он редко ездит в Москву. = Он редко бывает в Москве.

Если речь идет о движении, которое в будущем станет регулярным, употребляется аналитическая форма будущего времени: Во время каникул он часто будет ходить в бассейн.

в) Глаголы движения группы ходить употребляются при обозначении способности, умения, склонности передвигаться определенным образом:

  • Птицы летают. Рыбы плавают. Человек ходит.

  • Наташа хорошо плавает и ездит на велосипеде.

Таким образом, проведенный анализ глагольных лексических

единиц выявил, что, изучая бесприставочные глаголы движения,

учащиеся должны знать:

• значение данного слова;

• способы его употребления;

• способы образования.

Коммуникативный метод обучения предполагает поэтапное, концентрическое расположение языкового материала. При усвоении должны быть особо выделены следующие характеристики:

а) постепенное накопление отдельных элементарных примеров

употребления глаголов идти-ехать (разграничение значений движения пешком и на транспорте, спряжение этих глаголов): Мы идем в театр. Наша группа едет на экскурсию.

б) употребление глаголов идти-ехать для обозначения движения, происходящего в одном направлении: Я иду в университет, а мой младший брат идет в школу. Андрей едет в Москву, а его друзья едут в Киев.

в) употребление глаголов ходить-ездить для обозначения:

движения туда и обратно с указанием на пребывание в определенном месте: В воскресенье мои друзья ходили на стадион. В прошлом году мой старший брат ездил во Францию.

повторяющегося движения: Я часто хожу в кино. Летом мы всегда ездим на море.

движения, происходящего в разных направлениях: Я люблю ходить по магазинам. Мы много ездим по России.

г) сопоставление употребления глаголов ходить-ездить (туда и обратно) и глагола быть в прошедшем времени в синонимичной конструкции: Вчера мои друзья ходили на стадион. = Вчера мои друзья были на стадионе.

В воскресенье мы ездили на экскурсию = В воскресенье мы были на экскурсии.

д) постепенное накопление отдельных элементарных примеров употребления первых трех пар глаголов (разграничение значений вида и скорости передвижения, спряжение этих глаголов);

е) разграничение значения глаголов движения нести-везти и носить-возить (пешком и на транспорте) и нести-вести, носить-водить (в руках и за руку), спряжение этих глаголов: Я иду в гости к подруге и несу цветы. Каждую среду я хожу к бабушке и ношу ей лекарства. Анна едет в Москву к друзьям и везет им подарки. Анна каждый день водит сына в детский сад.

В коммуникативной технологии все практикуемые упражнения должны быть по характеру речевыми, иначе говоря, упражнениями в общении. Задача преподавателя – организовать работу таким образом, чтобы создать максимально благоприятные условия, необходимые для формирования навыков и сохранить необходимые качества общения – функциональность, ситуативность, личностную направленность и т.д. Эти упражнения могут использоваться для формирования лексических, грамматических и произносительных навыков. Тренировочно-коммуникативные упражнения представлены всеми четырьмя, традиционно выделяемыми видами: имитативными, подстановочными, трансформационными, вопросо-ответными.

Имитативные упражнения – это упражнения, в которых учащийся повторяет реплику преподавателя (диктора, собеседника), не изменяя ее.

Например:

− Летом я поеду на море.

− Я тоже летом поеду на море.

Подстановочные упражнения – это упражнения, в которых происходит подстановка лексических единиц в какой-либо речевой образец.

Например:

− Летом я поеду на море.

− А я летом поеду в Москву.

Трансформационные упражнения предполагают изменение порядка слов; лица или времени глагола; падежа или числа существительного.

Например:

− Мы идем в Исторический музей. Пойдем с нами.

− Спасибо, но я ходил туда вчера.

Вопросно-ответные упражнения предполагают самостоятельное употребление тех форм или лексических единиц, которые были усвоены в предыдущих упражнениях.

Например:

− Что ты будешь делать на каникулах?

− Я поеду в Россию.

При этом все тренировочные упражнения осуществляются на коммуникативной основе, приближены к условиям реального общения. Учащимся должна быть понятна возможность использования материала упражнений в жизненных ситуациях. Так, например, очевидно, что прежде чем научиться воспринимать на слух тексты, содержащие глаголы движения, а тем более правильно строить с ними высказывания, необходима предварительная отработка фонетикоартикуляционных навыков с помощью тренировочных упражнений (имитативных, подстановочных, трансформационных и вопросо-ответных), направленных на поэтапное формирование навыка.

1. Слушайте, повторяйте, читайте:

а) в [в] в университет, в музей, в магазин, в буфет, в библиотеку, в банк…

в [ф] в парк, в театр, в центр, в кино… на стадион, на факультет, на почту, на площадь, на улицу

б) Я иду в библиотеку.

Ты идешь в парк.

2. Слушайте, повторяйте, читайте.

а) Россия – Москва, Петербург, Франция – Париж, Италия – Рим.

б) в Россию, в Москву, в [ф] Петербург;

во Францию, в[ф] Париж; в Италию, в Рим.

в) Я еду в Москву.

Она едет в Париж.

3. Ответьте на вопросы.

1. Студенты идут на собрание? 2. Вы едете на стадион? 3. Анна идет в университет? 4. Эта группа едет на экскурсию? 5. Вы идете в театр? 6. Ты идешь на концерт? 7. Вы идете в библиотеку? 8.Летом вы едете на море? 9. Вечером они идут в кафе? 10. Они едут в Петербург?

4. Выполните задание по образцу.

Образец: - Я иду на почту. А ты куда идешь?

- А я иду в магазин.

1. Я иду в кинотеатр. 2. Мы идем на стадион. 3. Я еду на экскурсию. 4. Летом мы едем в Москву. 5.Я иду в университет. 6. Я еду в центр.

5. Вставьте глаголы идти/ехать, ходить/ездить.

1. Сейчас я … на экскурсию. 2. Каждый день студенты … в университет. 3. Саша часто … в Москву. 4.Сегодня мои родители … в Италию. 5. По воскресеньям Дима … в библиотеку. 6. Каждую субботу мой брат … на стадион. Летом мы часто … на дачу.

6. Выполните задание по образцу.

Образец: Обычно Виктор … в кино с другом, но сегодня он … в кино один.

Обычно Виктор ходит в кино с другом, но сегодня он идет в кино один.

1. Обычно Миша … в университет на метро, но сегодня он … на автобусе.

2. Обычно Анна и Марина … в библиотеку пешком, но сегодня они … на метро.

3. Каждое воскресенье я … в парк, но сегодня я … в кафе.

7. Выберите один из двух данных в скобках глаголов.

Объясните свой выбор.

1. Завтра нам нужно … в Москву (лететь-летать). 2. Каждое утро Сергей … в соседнем парке (бежать-бегать). 3. В прошлом году мой младший брат научился … (плыть-плавать). 4. Мы … свой старый телевизор к бабушке, потому что у нее нет телевизора (везти-возить).

ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ

Вопросы словообразования занимают важное место в системе обучения русскому языку как иностранному (неродному). Знание закономерностей русского словообразования, общих значений словообразовательных морфем необходимо для усвоения лексики и расширения словарного запаса учащихся; это способствует овладению навыками чтения, устной и письменной речи. Русские приставочные глаголы движения, в которых приставка является словообразующей морфемой, - один из трудных разделов русского языка для учащихся-армян. Сложность темы связана с обилием глагольных приставок, многообразием их значений, а также с закономерностями синтаксической и лексической сочетаемости приглагольных слов и приставочных глаголов. Преодолеть эти трудности возможно, если преподносить данный материал в определенной системе, в единстве с развитием речевых навыков учащихся.

Приставки, присоединяемые к глаголам движения, делятся на две группы: пространственные и непространственные. Глаголы с приставками пространственного значения (в-, вз-, вы-, из-, про-, до-, от-, с-, под-, о-(об-, обо-) обозначают движение, определенным образом направленное в пространстве.

Глаголы с приставками непространственного значения (по-, про-, за-, о-(об-, обо-), из- (ис-) показывают движение во времени – начало движения (пойти, забегать), количество движений (походить, проездить), однократность движения (сходить, съездить). Эти глаголы обычно выступают как одновидовые – совершенного вида.

Глаголы группы ходить с приставками пространственного значения сохраняют несовершенный вид. Необходимо отметить некоторые особенности глаголов плавать и ездить. Приставочные глаголы от лексической единицы плавать образуются от основы с помощью суффикса -ыва- (приплывать, отплывать). Глагол же ездить дает приставочные образования несовершенного вида с основой езжа (подъезжать, выезжать, уезжать), но – поездить, съездить (совершенного вида). Глагол езжать без приставок не употребляется.

При- : глаголы движения с данной приставкой обозначают достижение цели движения, появление субъекта (объекта) в данном месте.

По- : 1) глаголы движения группы идти употребляются с приставкой по-:

  • для обозначения начала движения;

  • для обозначения намерения побывать в определенном месте один раз в будущем.

В- (Во-, Въ-) : глаголы с приставкой в- (во-) имеют значение:

1) движения внутрь, направленности действия внутрь.

2) глаголы въехать, внести, ввезти могут обозначать движение вверх.

Вы- : глаголы движения с приставкой вы- имеют значение движения изнутри.

У- : глаголы движения с приставкой у- обозначают отсутствие субъекта (объекта) в данном месте.

Под- : глаголы движения с приставкой под- имеют значение приближения к чему-либо или к кому-либо.

От- (ото-): глаголы движения с приставкой от- (ото-) обозначают удаление на небольшое расстояние – отойти, отбежать. Переходные глаголы (отнести, отвести, отвезти) имеют значение доставить на место, к цели.

Про- : глаголы движения с приставкой про- имеют значение:

а) движения через, сквозь предмет или пространство;

б) движения мимо предмета без остановки;

в) ограниченности действия во времени, а также ограниченности действия в расстоянии.

г) ошибочного действия, приносящего вред, ущерб. В этом значении употребляются только глаголы пройти, проехать.

Пере- : глаголы движения с приставкой пере- имеют значение:

а) направления действия через предмет;

б) перемещения с одного места на другое.

До- : глаголы движения с приставкой до- обозначают доведение действия до конца, до определенной границы.

За-: глаголы движения с приставкой за- имеют значение:

а) движения за предмет или движения вглубь;

б) значение попутного действия.

О- (об-, обо-, объ-) : глаголы движения с приставкой о- (об-, обо-) имеют значение:

а) движения вокруг предмета;

б) движения мимо, в обход;

в) распространения действия на много объектов.

С- : глаголы движения с приставкой с- имеют значение:

а) движения сверху вниз;

б) движения с разных сторон в одно место.

Раз- (рас-) : глаголы движения с приставкой раз- (рас-) имеют значение направления движения из одного места в разные стороны. Непереходные глаголы употребляются с приставкой раз- (рас-) и частицей -ся, переходные глаголы без частицы –ся.

Вз- (взо-, вс-) : глаголы движения с приставкой вз- (взо-, вс-) имеют значение подняться вверх.

Надо отметить, что глаголы движения группы ходить с приставками в-, вы-, под-, от-, у-, при-, обозначающими направление действия, и с приставкой за- со значением попутного действия в прошедшем времени указывают на однократное законченное движение туда и оттуда:

  • Он подходил к окну. (Сейчас он не у окна).

  • Врач выходил из кабинета. (Сейчас он в кабинете).

  • Ко мне заходил друг. (Сейчас его нет в моей комнате).

При объяснении приставочных глаголов движения необходимо обратить внимание учащихся на антонимичность некоторых приставок. Изучение глагольных приставок с антонимичным значением помогает учащимся научиться разграничивать значение приставок в рамках одной семантической группы, что способствует преодолению трудностей при употреблении приставочных глаголов движения в речи, а также дает возможность осознать соответствия глагольных приставок определенным предлогам.

1) в- / вы. Приставка в- в значении движения внутрь и приставка вы- в значении движения изнутри: войти в аудиторию - выйти из аудитории; внести вещи - вынести вещи.

2) в- / с- ; вз- / с. Приставки в- и вз- в значении движения вверх и приставка с- в значении движения вниз: въехать на гору - съехать с горы; взлететь на дерево - слететь с дерева.

3) при- / у. Приставка при- в значении приближения, полного сближения с целью движения и приставка у- в значении удаления: приехать в город - уехать из города; принести словарь - унести словарь.

4) под- / от. Приставка под- в значении приближения к объекту и приставка от- в значении удаления на небольшое расстояние: подойти к студенту - отойти от студента; подъехать к деревне - отъехать от деревни.

5) раз- / с. Приставка раз- в значении направления движения из одного места в разные стороны и приставка с- в значении движения из разных сторон в одно место: разъехаться по странам - съехаться в Россию; разбежаться по домам - сбежаться во двор.

Некоторые упражнения:

1. Прочитайте шутку и изобразите ее в виде схемы.

Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

Мост переехали, к горке подъехали,

На горку въехали, с горки съехали,

Дальше поехали и домой приехали.

2. В данных предложениях замените выделенные глаголы подходящими глаголами движения с приставками.

1) Вчера мой брат вернулся из командировки.

2) Осмотрев все залы музея, я направился к выходу.

3) Дорога была плохая, и мы с трудом добрались до дачи.

4) Когда туристы приблизились к реке, они сели отдохнуть.

3. Вставьте вместо точек нужный глагол движения с приставкой.

1) В открытое окно … птица.

2) Официантка … со стола грязную посуду и … нам счет.

3) Эти апельсины и бананы … из Марокко.

4) Экскурсовод … туристов к церкви и стал рассказывать ее историю.

4. Вместо точек вставьте приставочные глаголы движения, образованные от глаголов идти и ходить.

1) После экзамена мы … в деканат.

2) Почему вы так поздно … домой?

3) Родители должны объяснять детям, как … улицу.

5. Из данных слов составьте предложения.

1) В, год, ездить, на, Черное, прошлый, море, мы.

2) Мой, часто, родители, дача, на, ездить.

3) Водить, мой, к, собака, вчера, я, ветеринар.

4) С, бассейн, каждый, друзья, мы, воскресенье, ходить, в.

5) Москва, на, неделя, мой, следующий, лететь, в, сестра.

6. Вставьте вместо точек приставку в- или при- .

1) Дверь открылась, и в комнату …шел Виктор.

2) Ко мне часто …ходят мои друзья.

3) Когда преподаватель …шел в аудиторию, студенты встали.

4) Я видел, как такси …ехало в наш двор. Оказалось, что к нам …ехали наши родственники.

5) Товарищ …нес мне новый фильм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!