Логопедический урок в 1 классе “Гласные и согласные звуки”.
ОБОРУДОВАНИЕ: артикуляционные профили, зеркала, символы гласных и согласных звуков, предметные картинки.
ПЛАН урока:
С помощью организационного момента подвести к теме урока.
Решение учебной задачи.
Упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков.
ХОД:
Упражнения на дыхание. Логопед просит определить по положению губ какой звук она задумала, а потом произнести его на выдохе.
2. Задания в группах:
- какие звуки вы произнесли?
- как вы узнали, что они гласные?
- назовите гласные звуки.
Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды. Показ профилей.
3.Сказка о согласных звуках.
Жили- были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,О,У,Э, Ы,И. А всех вместе называли “ Гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
- П-п-п- запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “ Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса”.
- К-к-к- закряхтел звук к. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
-Т-т-т-затукал звук т. Тукал, тукал, а спеть песенку не смог. Загоревал и он
Гласные звуки их успокоили:
-Не печальтесь, мы вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны! Согласны!- закричали не певучие звуки.
Их назвали согласными.
Затем ученики перед зеркалом произносят п, т, к. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде ……
Физминутка: “ Пила”.
Завизжала пила, зажужжала как пчела .Ж, ж, -треснула и встала - начинай сначала.
4.Задания каждому ребенку –определить общий звук. Как он образуется.
Ок-ос-ор, уп-ул-ум, ар-аш-ан, эт-эв-эк, эд-эж-эт, им-ис-ип.
5.Задания каждому ребенку- определить какой звук чаще всего слышится в стихах Маршака С. Я. Рассказать как он образуется.
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Песенки по таблице Н. Зайцева.
8. Игра .Я назову слово, но последний звук съел Звукоедик - его я простучу.
Назовите этот звук, расскажите как он образуется.
9. Задание. Назвать картинки так, чтобы мы услышали общий звук, как он образуется.
10. Назвать первый звук в названиях картинок. Гласный или согласный. Почему?
11. Игра “ Чего не стало”.
12. Итог занятия.
- как произносятся гласные звуки?
- как мы узнаем согласный звук?